Меню


Курсы СтимулСправочникСтатьиСемья бухгалтера

Карманные деньги детям. Когда давать и сколько.

Карманные деньги детям. Когда давать и сколько.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет

Демокрит

 

 

Деньги: Карманные деньги - это сумма, выделяемая взрослыми детям на их собственные нужды. Стоит ли давать ли подростку карманные деньги или нет? Безусловно, стандартного ответа на этот вопрос нет, и каждая семья вынуждена сама искать на него ответ. Есть родители, которые считают, что, да, необходимо, некоторые дают их только по запросу, некоторые родители категорически против таких экспериментов. Для начала стоит четко понять, что детскую любовь за деньги не купить, ведь вы не хотите, чтобы ваши отношение перешли в разряд «клиент-банк», а вот основам экономики и финансовой грамотности научить точно сможет.

 

С какого возраста давать ребенку деньги зависит и от платежеспособности родителей, и от заинтересованности ребенка: это может произойти и в 4 года, а для некоторых этот вопрос становится актуальным в 6-7 лет при поступлении в школу. До этого ребенку необходимо рассказывать, что мама и папа ходят на работу и за свой труд получают деньги, а также познакомить его с цифрами, простейшими арифметическими операциями и денежными купюрами, а также учим логически осознавать, что такое «дорого», «зарплата», «накопления», почему перед покупкой некоторых вещей все надо хорошенько обдумать и взвесить. Наличие карманных денег формирует у ребенка внимательность, ответственность, свободу выбора или необходимости того или иного приобретения, а ограниченность суммы научит бережливости, терпению, навыкам накопления, планированию и анализу возможных расходов. В Европе вообще есть практика знакомства детей с десятилетнего возраста с банковской системой, процентными ставками, видами вкладов и т.д.

 

Теперь определимся с суммой карманных денег и за какие заслуги. Популярный вид «детской зарплаты» – за исполнение домашней работы: в некоторых семьях родителями даже разрабатывать тарифные сетки по оплате. Такой способ взаимодействия с детьми чреват формированием навыка исполнения домашних обязанностей исключительно за деньги, а не из желания посодействовать, помочь и равномерно разделить работу на всех членов семьи.

 

Некоторые родители совершают ошибку и начинают ребенка мотивировать за отметки в школе или хорошее поведение. Этот метод успешно работает некоторые время, но по истечении определенного периода вы можете столкнуться с сокрытием плохих оценок в школе, либо с выпрашиванием хороших отметок у учителей. Формируется неправильная модель ценностных ориентиров ребенка. Целью становится получение денег, а не хорошее поведение. Получается, что лучше замотивировать старания и стремления в учебе. А получение денег за сдерживание эмоций в виде хорошего поведения вырастит из вашего ребенка качественного невротика. Замечательным поощрением за хорошее поведение вашего дитя будет совместно проведенное с ним время: сходите вместе на экскурсию, в поход, устройте домашний праздник с его друзьями или приобретите долгожданного ребенком домашнего любимца. Для подростков сейчас есть замечательные, интересно написанные книги на тему экономики, банковской и финансовой грамотности, подарите ее своему ребенку – это будет ваш вклад на перспективу.

 

Следующий способ выдачи карманных денег – с учетом потребностей ребенка - самый научающий реальной жизни. Тут учитываем средний уровень расходов, возраст ребенка, по возможности учтем средний уровень сумм, выдаваемых его сверстникам и возможностей нашей семьи (возможно, некий процент от семейного бюджета), а также договоримся обо всем этом с ребенком. Если мы дадим немного ему немного больше запланированной суммы, то оставшиеся средства он сможет потратить на свое усмотрение, при этом учим вести блокнотик с записями «доходы-расходы», которые можно совместно анализировать. Не стоит устанавливать жесткие правила покупок только с вашего разрешения, иначе навык свободного выбора и развития собственных стратегий теряют смысл. Любой родитель будет только рад, что его детеныш незамедлительно займется накопительством. А вот если он приобретет что-то, что с вашей точки зрения не имеет смысла – расстраиваться тоже не стоит, ведь эта учеба, поэтому смиритесь и с потерями, и с нерациональными приобретениями – такова плата за урок финансовой грамотности. Стоит научить детей советоваться с вами лишь при выборе дорогой покупки и ваше мнение будет рекомендательным с обязательным объяснением почему вы думаете именно так, и пусть он сам сделает свой выбор. И долой свою собственную слабость, и жалость, если появится идея компенсировать утерянные и по-глупому потраченные деньги. Не стоит сеять в голове ребенка мысли, о том, что родители – отличная «страховая» и в случае таких его промахов всегда прикроют «тылы» и компенсируют потери, а также сформируют более легкомысленное отношение к деньгам. В таком случае можно рассказать о подработках, которые можно реализовать уже и его возрасте.

 

Подросток: Теперь о сроках выдачи средств. Для младшей школы поначалу можем делать это ежедневно, плавно переведя в еженедельно. Для средней и старшей школы возможно выдавать некую фиксированную сумму раз в месяц. Запомним, что вручение карманных денег не зависит от полученных отметок, от старания в домашних делах, его поведения от настроения родителей и от степени внимания родителей к своему чаду. Не в наших интересах покупать себе любовь, а она к нам стремительным бумерангом точно вернется. И не будем провоцировать детей на мысли о воровстве, что в первую очередь указывает на нехватку средств у ребенка, а во вторую громко кричит о нехватке любви со стороны родителей и недостатке эмоционального общения с ними. Подростки - легкоранимые люди, у них обостренное восприятие внешнего мира, у них под влиянием половых гормонов стремительно формируются логический и аналитический виды мышлений, и финансовая грамота будет тут как никогда кстати. Вспомним себя подростками, как ранило нас жесткое критиканство, на какие мысли навевало и как нам хотелось доверия и понимая наших потребностей! Будем мотивировать наших детей оптимизмом, любознательностью, сопереживанием, интересом, упорством и удовольствием от преодоления поставленных задач!

 

Автор: Психолог Кочерева Диана


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook