Меню


Курсы СтимулСправочникСтатьиСлушателю курсов

Основные направления модернизации образования

Основные направления модернизации образования

Мы хотели бы сказать, прежде всего, то, что в современных условиях значительно возрастает роль образования. Не только в нашей стране, но и в мире в целом. Это обусловлено объективными причинами, как общецивилизационными, так и внутреннего характера. Если говорить о общецивилизационные, то мы бы отметили: переход человечества на степень глобального развития, связанный с вхождением в новых научно-информационных технологий. Сегодня технологий, результаты деятельности в любой стране зависят в решающей степени не от количества полезных ископаемых, не есть от других материальных ценностей и ресурсов, а от степени человеческого развития, от степени развитости человека.

Другой аспект, тесно связанный с первым. В развитых странах все в большей степени создаются предпосылки для индивидуализации личности, для его индивидуального развития. Это одновременно является основным показателем прогрессивности любого общества и рычагом его дальнейшего прогресса. Здесь имеются в виду опять же связь образования и научной информационных технологий.

Учитывая это, становится понятным, что любая страна, в том числе и наша, будет иметь будущее, если сосредоточит все усилия на создании предпосылок для самопознания человека как личности в системе образования с целью самореализации во взрослой жизни. Это, с одной стороны, путь к наиболее динамичного, ненасильственного развития общества, а с другой стороны, - к личному счастью каждого человека, потому что, только став самим собой и максимально реализовав свои сущностные природные данные, человек может стать счастливым.

Поэтому мы всячески беспокоиться о современности и эффективность образовательной системы. Сразу же хочу отметить, что с почетом и уважением отношусь к нашей образования, ко всем ее составляющих. Мы имеем много достижений, которые должны сохранить, развить и почтить. Вместе с тем глубоко убежден в том, что наша современная образование не отвечает в полной мере потребностям настоящего, а тем более - будущего.

На мой взгляд, есть недостатки в сегодняшнем образовании, которые нужно преодолеть. Иными словами, именно на этих вопросах должно быть сосредоточено основное внимание Министерства образования и науки, общества в целом при реформировании или, мы бы сказали точнее - модернизации системы образования.

К предыдущим двум тезисам добавил бы и такое. Все в большей степени обществом признается актуальность образовательной деятельности, возрастание ее роли. Мне было очень приятно слышать в трех выступлениях Леонида Даниловича Кучмы (при открытии школ в Тернопольской области 1 сентября) такое выражение: "Не сделаем мы образование современной - нация останется на обочине человеческой цивилизации! " Это золотые слова.

Что же нужно менять и на что же, собственно, направлены наши первые шаги, хотя еще раз повторяю, что то, что мы делаем, это никакая не революция, а отдельные шажки в направлении модернизации образования. Уверены, что за ними последуют следующие, существенные изменения, но требующие значительно больше времени для своей реализации.

Вопрос первый: почему учить?

К большому сожалению, наша школа в известной мере является однобокой и устаревшей. Мы учим в основном лишь знанием. То есть, цель нашей школы - дать ребенку знания. Сама по себе абсолютно необходима цель, которая останется и на будущее, но ее абсолютизация вредна и неприемлема для современного образования развитых стран. В условиях, когда источником образовательных знаний сегодня не только учитель, не только учебник, а многие другие субъектов, например - среди новые компьютерные технологии, Интернет, в учителя и учебника уже нет монополии на знания. Второе обстоятельство - в современном мире нельзя прожить только с базовыми школьными знаниями. Отсюда вывод о том, что школа, безусловно ставя цели и обязательно давая определенные базовые знания в своих планах должна, кроме этого, учить самостоятельно их получать. Ребенок должен уметь самостоятельно получать знания и иметь в этом потребность. Это и слабинка нашей школы, непреодолимая до сих пор.

Гражданину и профессионалу надо учить ребенка мыслить, использовать те знания, которые она получила как в школе, так и самостоятельно, для собственной жизни.

Как наблюдаем сегодня - ученик отдельно, знания - отдельно. Встретились в наибольшие единства во время экзаменов, как после экзаменов, через некоторое время, разошлись: одно забыл о втором.

Учить мыслить - чрезвычайно важная вещь. Ведь, когда вернуться в некоторые иностранных школ (не хочу сказать, что наши очень плохие, а их очень хорошие) критичность мышления учащихся - это та черта, которая культивируется в американских школах с первого класса. В данных школах даже нет понятия абсолютно правильного ответа по тому или иному вопросу, а есть потребность обосновать свой ответ, логично ее подтвердить. У нас, к сожалению, этого нет.

Мы сами был свидетелем не только в школе, но и в вузе, при ответе на экзамене по философии, студента, который прилично отвечал, а доцент перебивал репликами: "... нет-нет, вспомните, там в учебнике вы еще два слова забыли, а там одно... "То есть репродуктивная функция образования именно и беда, которую мы имеем и которую необходимо преодолеть.

Недаром некоторые из наших коллег пишет, что наука - это инновационная деятельность, а образование - репродуктивная. Мы полностью не согласны с такой позицией. Напротив, образование может быть и должна быть наиболее инновационной сферой деятельности. Через образование, подготовку новых поколений в соответствии с требованиями настоящего и будущего, мы делаем большие инновации, чем любым другим образом. Во всяком случае - должны делать.

Подытоживая сказанное, мы четко определиться, учитывая современные потребности человека, общества, человечества с ответом на вопрос: "Чему учить? " Чтобы не ставили самоцель пичканье ребенка знаниями, как того мешка шерстью. Как у нас часто бывает - "под завязку". Он не хочет, а мы его натолкали, завязали в ущерб и самочувствию, и здоровью, и всесторонности развития ребенка.

Второй вопрос, который мы должны уточнить, модернизируя нашу систему образования: "Как учить? "

К большому сожалению, в нашей школе большей части случаев царит авторитарная педагогика. Господствуют субъективно-объектные отношения между учителем и учеником. Пассивный объект - ученик, активная сторона - учитель. При этом выделяется личностный характер каждого школьника. С учеником работают как с субъектом слишком средних качеств. Часто в учителя нет осознанной потребности видеть в каждом ученике личность и приято развитию этой личности. В результате, молодой человек, который на протяжении 10-11 лет обучения находилась в условиях авторитарной педагогики, связанной с педагогическим насилием, и в дальнейшем формируется таким образом, что готова воспринимать во взрослом обществе насилия со стороны других. Да и сама, заняв определенные высоты в общественной иерархии, готова сознательно или подсознательно творить насилие по отношению к другим. Как результат - формируется не самодостаточная и самостоятельная, а личность комплементарного характера.

Понятно, что при таких условиях мы никогда не будем иметь развитого демократического общества. Будем иметь самостоятельных самодостаточных субъектов "объектов демократии, будем иметь и успехов в развитии рыночной экономики. Ведь рыночная экономика требует развитой индивидуальности, самодостаточной, готовой к ответственности. Школа немногие готовит. Скажу больше, изменения в этом направлении нужны не столько самой школе, сколько обществу. Потому сплотить общество можно только на одном основании - на утверждении в нем уважения к личности. Без этого все призывы к согласию ни к чему не приведут. Поэтому крайне необходимо изменить субъектно-объектные отношения на объектно-объектные.

Такой второе направление изменений, который постараемся осуществить.

Третий вопрос: "Какими средствами? " Мы очень существенно отстали от других школ развитых стран в плане образовательных технологий. Прежде всего, это связано с отсталой материальной базой. Имею в виду отсутствие компьютерной техники. Приход компьютера в мир означает революцию педагогических технологий. Компьютерная грамотность важна сама по себе, так как с ним связана любая профессиональная деятельность. Компьютер является материальным носителем реализации многовековой мечты педагогов о применении индивидуальных методов в образовании, индивидуального обучения.

Следует отметить, что подключенный к Интернету компьютер, это возможность общаться со знаниями всего мира. Это возможность, находясь за школьной партой, приобретать знания всего мира и с самого начала приобретать планетарную, а не хуторянскую сознание. В условиях глобализирующегося мира это соответствующий плюс в конкурентном состязании с другими странами.

Назову еще одно из направлений модернизации образования, который должны осуществлять. Речь идет об обеспечении языкового прорыва нашей страны и нашего образования, прежде всего. Считаю недостойным звания гражданина Украины любой национальности без знания украинского языка. Это долгий спор по поводу знания украинского или русского языка. Должны четко осознать, что украинский обязательно нужна как государственный язык. Знание нескольких языков должно стать обязательное нормой. Кроме этой обязательная английский и еще какая-то "западная" речь. Пример развитых демократий показывает реальность поставленной задачи. Отвергая бытовые преимущества, прежде всего речь идет о конкурентности нашего гражданина в глобализированном мировом пространстве. И самому государству это придаст конкурентоспособности.

Это основные направления модернизации нашего образования. Мы глубоко убеждены, что мы сможем основательно обобщить потребности в изменениях образовательного комплекса при подготовке Национальной доктрины развития образования, которую мы готовим в соответствии с Указом Президента Украины (съезд педагогов, который готовится на октябрь следующего года). Конечно, Доктрина пройдет этап обсуждения и согласованный вариант будет принято на съезде.

Что уже сделано и как следует оценивать те практические шаги, которые мы осуществили в контексте упомянутых изменений? Повторюсь, что уже сделано абсолютно нереволюционным характера, оно лежало на поверхности, и не является какой-то нашей придумкой. Все это подтверждено мировым опытом развития образования.

Чем нас не удовлетворяла четырехбалльная система оценки знаний (пятибалльной у нас практически не было)? Двумя обстоятельствами. Первая - резким разделением отрицательных и положительных оценок. В реальной жизни так не бывает. Между прочим, такой резкий раздел значительной степени обусловлен общественной традиции - резко, антагонистически делить все и вся. Слои населения уверены, определенные и их интересы. Оценивание знаний находилось где-то в этом плане: "черное" - "белое", "белое" - "черное".

Второе обстоятельство - мы имели лишь три балла для оценки положительных знаний. Чем это плохо? Продемонстрирую на таком примере. Если взять всю сумму знаний, навыков, умений, которые заслуживают положительного оценивания по 100 процентов, то на каждый балл имеем 33 процента из этих 100. То есть, если ребенок усвоил знания на 2 процента, она получает вполне законную "тройку". Если она освоила на 32 процента - тоже получает "тройку". Вспомним выражение: "твердая тройка". Другой случай - 67 процентов усвоенных знаний, которые дают право на пятерку. 97 процентов - тоже пятерка? Вспомните здесь о пять с плюсом или о пять с минусом.

Поэтому балльная система оценки это, собственно, в определенной мере развертывания существующей четырехбалльной системы. Переход к двенадцатибальной системы должно облегчить систему оценивания. В упрощенном виде 12 можно рассматривать как 5 +.

К тому же в мире нигде, кроме бывшего Союза, нет четырехбалльной системы оценки знаний.

Такое развертывание балльности позволяет нам повысить поощрительный характер оценки в педагогическом процессе. У учащегося есть постоянная перспектива роста при точном оценивании его знаний. Это один аспект.

Второе. Мы не просто меняем четыре балла на двенадцать. Мы методологически по-новому будем вести оценивания - перейдем с негативного на позитивное оценивание. Мы перевернем пирамиду, которая до недавнего времени существовала, когда говорили, что имеешь тройку, потому что его и того не знаешь. Теперь будешь пятерку, знаешь то и то.

Таким образом ликвидируется и резкий переход от отрицательного к положительному. Двенадцать баллов - это четыре уровня знаний: начальный, средний, достаточный и высокий. Каждый из них будет иметь три балла. При этом отрабатывается новый механизм перевода в следующий класс. В прошлом учебном году 41 000 детей "остались на второй год". Анализ показывает, что, как правило, "второгодничество" не добавляет существенно знаний, а лишь вызывает у ребенка психологическую травму, определенный дискомфорт, желание реабилитировать себя в поведении, заставляет искать пути самоутверждения на улице. Другими словами - это уже почти готовый материал для антиобщественного уличного поведения.

Дворичництво останется только в случае совместной рекомендации педагогического коллектива и согласия родителей. Причиной, например, может быть продолжительная болезнь ребенка, или другие обстоятельства, при которых учителя и родители приходят к выводу, что такой шаг будет положительным и не травмировать личность ребенка.

Относительно медалей. Мы знаем, что этот вопрос также остро обсуждается. Медалей никто не отменяет, но медали перестанут быть своеобразным пропуском в вуз. Почему? Прежде всего - из-за несправедливости. Льготы для одного - уменьшение возможностей вступления для другого. Мы вас спрашиваем, заслуживают такой большой разницы при поступлении медалист и человек, который закончил все на отлично, но не получила медали? В первом случае речь идет о собеседовании, а в другом - о три экзамена? Видимо, такой разницы допускать нельзя.

Мы сохраним такой порядок, когда при равенстве баллов преимущество будет предоставляться медалистам перед немедалистами. Но в полную силу льготы храниться не будут. И не только потому, что мы из года в год имеем рост медалистов. Например, в этом году мы имели 37 тысяч медалистов (при этом хочу отметить, что если в некоторых областях был один медалист на 20 выпускников, то в других - один на 9 выпускников. Скажу честно, что последняя цифра - показатель не лучших областях).

Есть и другая точка зрения на проблему льгот. Она ведет к деформации системы ценностей в самой школе. Вместо ориентации на получение знаний - существует ориентация на медаль. Дети часто видят, как тянут одноклассника "на медаль" и приучаются к несправедливости в самой школе.

Другое новшество - семестровая система итогов знаний. Речь не идет о ликвидации четвертей и каникул. Речь о том, что обязанность суммирования знаний будет не за каждую четверть, а за семестр. Семестровость также не является нашей выдумкой. Например, в Германии имеют шесть каникул, но два семестра.

Чем это вызвано? Рядом обстоятельств. У нас небольшие четверти, например, вторая - всего 1, 5 месяца. Есть предметы, которые в расписании один раз в неделю. В такой ситуации учитель, имея в классе 30-35 учеников, львиную часть уроков вынужден тратить на контрольный опрос учащихся. От этого страдает сам учебный процесс. Происходит деформация цели проведения урока. Сделав два семестра, - способствуем повышению эффективности учебного процесса. Естественно, что никто не запрещает учителю когда-либо ставить оценку. Мы только ориентируем педагогов на переход к тематическому контролю знаний.

Относительно каникул. К нам поступают обращения от областей с предложением иметь двухмесячные зимние каникулы, мотивируя их трудностями тепло-энергетического характера. Рассмотрев этот вопрос, Министерство пришло к выводу о нецелесообразности такого шага - слишком долгий перерыв в учебном процессе. Вместе с тем считаем возможным дать право, согласно закону об общем среднем образовании, определить общее количество дней, во время которых (по согласованию с местными органами власти) проводить каникулы. Мы рекомендовали начинать осенние каникулы с последнего понедельника октября (это не запрещает вариации в несколько дней) продолжительностью в неделю. Весенние каникулы - с последнего понедельника марта также неделю. А зимние или сохранить недельными или четырехнедельные каникулы с 25 декабря по 20 января. Во-первых, это период многих праздников, которые определенным образом сказываются на учебном процессе. Во-вторых, это период выходных дней у родителей. В-третьих, как показывает опыт последних лет, это неблагоприятный эпидемический период. Наконец, почти месячные каникулы позволяют ребенку хорошо физически отдохнуть, а с другой стороны не является неестественной перерывом в учебном процессе.

Однако еще раз повторяю. Что это дело школы совместно с органами управления образованием на местах. Мы только предоставили право выбора. Хотел бы по этому поводу отметить, что должны постепенно привыкать, что общество при демократического развития имеет право на многообразие. Например, в ФРГ в различных землях (районах) учебных год начинается в разные сроки. У нас еще держать и «не пущать» - в крови.

Например, Луганский педуниверситет начал на две недели раньше обучения на пятом курсе. И сразу поднялся крик в прессе: "Куда смотрит Министерство? Как это так? Приезжает этот бедный ректор, оправдывается, объясняет переноса новыми учебными планами. А чего оправдываться? Нельзя иметь демократическое общество, пытаясь быть жандармом по отношению к новациям.

И уже есть возможность изучить опыт.

Еще одно направление реформы - сделать школу толерантной. Сделаем это - иметь и толерантное общество. Изменения во взрослом обществе невозможны без изменений в школе, где формируется природа и характер будущего человека. Во взрослом возрасте "переделать" человека уже чрезвычайно трудно.

Сама система образования "в определенной степени" явление консервативное и это хорошо, что она консервативна. Но образование у нас не только, как и везде в мире консервативная, мы еще и должны запуганного несамостоятельного учителя. Учителю десятилетия не давали творчески работать. Теперь царит некоторая растерянность: что скажет инспектор районо, или какая-то проверка? Имеем ситуацию, когда учитель не в состоянии полностью реализовать свой потенциал, он предоставляет слишком большое значение различным внешним обстоятельствам. Наш учитель даже не знает, что есть американская система образования, где вообще программы возникают на уровне школы, учитель сам выбирает учебники. Наш учитель занятый десятилетиями тоталитарной педагогики. Поэтому каждую смену он воспринимает как команду, а не как побуждение к более эффективной работе.

Изменения в образовании мы сможем осуществить только тогда, когда учитель и общество поймут сущность этих изменений. Не будет этого понимания - серьезные изменения, о которых мы упоминали, мы не осуществим. Количественные изменения - семестровость обучения, новая система оценок - пройдут, а вот изменения в вопросах, почему и как учить. без осознания не состоятся. Этого ни командой, ни распоряжением ввести нельзя.

Это будет кропотливая многолетняя работа всего общества.

В наше время меняются и системы позитивного оценивания ребенка. Долгое время величайшей похвалой у нас было "послушный ребенок". Мы против пассивно послушной человека. Ведь послушание человека - это потеря собственного "Я". Ребенок должен уважать и понимать взрослых, но имеет право и на собственную позицию и ее высказывания. В этом смысле стоит больше внимания уделить педагогической культуре общества, начиная с семьи. Наши дети в семье страдают от педагогического невежества, а то и от антипедагогические действий родителей (обязанности" Обязательная драка, чтобы сделал именно так, как нравится родителям... ).

В этом отношении наше образование очень отстала, хотя есть еще отсталые.

На днях мы побывали в Днепропетровском лицее информационных технологий. Общался с детьми, мы выясняли, чем отличается учебный процесс от школьного. Ученики почти в один голос сказали: здесь к нам относятся, как к взрослым, как к партнерам. Такое поведение побуждает детей к ответственности, к самоуважению.

Можно заставить иметь большее количество знаний, но таким образом погибнет личность.

Школа - это не только знания, это, прежде всего, развитие личности, ее становления, а знания - это фундамент этого дела.

Сказанное о школе той или иной степени касается всех звеньев нашего образования. 19 октября состоится Коллегия Министерства по вопросам высшей школы. Заметим, что в высшей школе изменений в оценке знаний не будет в силу несколько иного характера обучения. Но будут определенные новшества. Сейчас мы их обсуждаем в регионах на встречах с ректорами вузов.

Иногда нас обвиняют, что мы, не посоветовавшись, начали эти изменения. Во-первых, мы советовались. Еще в апреле Министерство направило предложения и попросило обсудить их с широкой аудиторией и сообщить о своих предложениях всем областным управлением образования. Фактически все изменения были поддержаны.

Можно было бы проводить больше экспериментов, вводить новые программы, но мы глубоко убеждены, что при написании программ планов, которые через месяц после принятия забываются, прошел. Мы не против обобщающих документов, но сегодня значительно больше потребность в конкретных шагах. Общество устало от бездействия и хаотичности движения во всех сферах жизни.

Даже при условии, что может быть допущена ошибка, но есть возможность для ее исправления. Мы должны двигаться, потому что не двигаясь, мы никогда не сможем догнать мир.

Переход на 12 летнюю систему образования обусловлен Новым Законом о среднем образовании, который был принят еще несколько лет назад. Уже определились с начальной четырехлетней образованием. Речь не только о разгрузке школы. Хотя здесь есть над чем задуматься: 90 процентов детей не является абсолютно здоровыми, возросло количество детей-инвалидов, среди которых доминируют не врождены недостатки, а полученные психологические стрессы.

Есть и такой момент. Дети, как правило, с радостью идут в школу. Но в ее стенах происходит что-то такое, что после каникул дети не хотят туда возвращаться. Внешние признаки порядке господствуют над внутренними потребностями ребенка.

С другой стороны - это будет концептуально другая школа. В частности, три последних класса будут профилированные и базироваться на пожеланиях детей. В городе это сделать будет легче, а на селе - значительно труднее. Но у нас есть время.

Возможно сегодня не все наши соотечественники осознают изменения в образовании. Но мы думаем, что то, что мы делаем даст положительные результаты.


Нас находят: основные напрвления модернизации образования, основные направления модернизации образования


Подписка на новости RSS

Мы на Facebook