Меню


Курсы СтимулСправочникСтатьиБухгалтеру

Отличие между бухгалтером и финансовым менеджером. Возможно ли совмещение в одном специалисте?

Отличие между бухгалтером и финансовым менеджером. Возможно ли совмещение в одном специалисте?

Слышали ли вы о таком специалисте как финансовый менеджер? Недавно сама услышала о таком. Оказывается, что на самом предприятии эту должность часто совмещают с должностью бухгалтера. А точнее, главного бухгалтера повышают, и он становится финансовым менеджером. Но разве это одно и то же? Разве бухгалтер и финансовый менеджер выполняют одни и те же функции? Имеют ли они общую цель на предприятии? Одинаковые ли ставят себе задачи и цели? Требует ли руководитель от них одного и того же?

На самом деле эти профессии различаются между собой. Отличие состоит в функциях этих должностей, целях, задачах, целях предприятия и требованиях руководителя. К сожалению, возникает проблема в том, что, зачастую, руководитель не понимает различия между бухгалтером и финансовым менеджером и нагружает бухгалтера обязанностями, которые ему не свойственны и которые должен выполнять финансовый менеджер.

Итак, рассмотрим главные различия между бухгалтером и финансовым менеджером.

Главное отличие бухгалтера от финансового менеджера заключается в их профессиональной компетенции. Бухгалтер – это специалист, который занимается бухгалтерским учётом, отчётами. Его главные задачи: вовремя и правильно начислить налоги в госбюджет и следить за изменениями в законодательстве, которые происходят слишком часто в нашей стране. В настоящее время финансовый менеджер – это специалист, который занимается управлением рабочим капиталом, планированием финансовых потоков, разработкой стратегий для эффективного функционирования предприятия. Кроме этого, финансовый менеджер следит за положением предприятия на рынке, его изменениями и должен вовремя реагировать на данные изменения, оптимизируя ситуацию. Финансовый менеджер представляет руководителю информацию о текущем состоянии организации, приводит аргументы по планированию и прогнозированию ее дальнейшей деятельности. Бухгалтер не имеет информации относительно функционирования предприятия в будущем.

Из этого следует, что бухгалтер и финансовый менеджер имеют разную базу данных. Бухгалтер работает с отчётами и текущими данными предприятия, то есть, имеет дело со вчерашними и сегодняшними событиями. Прогнозирование будущего состояния предприятия требует дальнейшей обработки этих цифр с помощью специальных методик и подходов, которые не входят в область компетенции бухгалтера.

Финансовый менеджер имеет дело с документами управленческого характера и получает информацию о деятельности предприятия каждый день. Он имеет данные о потоках денежных средств, о производстве, продажах, каналах сбыта, о стратегическом продвижении организации и ее стоимости на рынке.

Конечно, бухгалтер может взять на себя обязанности финансового менеджера и может заниматься прогнозированием и планированием деятельности предприятия. Однако это работа, требующая большого количества времени на ее выполнение. Кроме обязанностей по ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности, бухгалтер должен будет изучить работу финансового менеджера, получив дополнительное образование. Выполнение данных функций потребует от бухгалтера затрат дополнительного времени и энергии. Да, такие люди, сочетающие сразу в себе и бухгалтера и финансового менеджера, есть на предприятиях, но их слишком мало.

Эти двое описанных выше специалистов, имеют разные цели и задачи на предприятии. Бухгалтер обязан отслеживать финансовое состояние предприятия и в соответствие с налоговым законодательством начислять и уплачивать налоги в бюджет. Финансовый менеджер имеет более глобальную цель – это максимизация стоимости организации на рынке за счёт увеличения доходности использования капитала предприятия.

Из вышесказанного следует, что бухгалтер и финансовый менеджер имеют разный ход мыслей. Менеджер для рационального использования ресурсов принимает финансовые и инвестиционные решения с учётом всех возможных рисков. Он оценивает все возможные альтернативы, а затем склоняется только к одной из них. Он взвешивает все плюсы и минусы и наконец делает свой выбор.

Бухгалтер не занимается оценкой альтернатив, ведь это ему и не нужно. Главными профессиональными качествами бухгалтера является щепетильность и пунктуальность. Это вовсе не означает, что бухгалтер является худшим специалистом, чем финансовый менеджер. Это значит, что эти специалисты имеют разные задачи и цели в компании, поэтому они применяют различные средства для их достижения и имеют различную линию поведения в работе, что является естественным.

Как видим, функции бухгалтера и финансового менеджера должны быть разделены. В теории все эти функции может выполнять кто-то один, однако на практике это может вызвать перегрузку сотрудника и, как следствие, подачу недостаточно полной информации руководителю.

Для рационального и эффективного использования специалистов каждый должен заниматься своим делом: лучше хорошо ориентироваться в своей специальности, чем знать все и одновременно ничего. Бухгалтер должен занимается учётом и отчётностью, финансовый менеджер –планированием и прогнозированием, а компетенция руководителя заключается в управлении компанией с помощью подготовленной финансовым менеджером информации для ее дальнейшего стратегического использования с целью повышения эффективности работы предприятия.

Итак, разделение функции сотрудников компании очень важно для предпринимательства. От качества работы всех звеньев компании будет зависеть его рыночное состояние. Бухгалтер и финансовый менеджер, хоть и связанные между собой специалисты, однако важно разделять эти две должности для эффективного функционирования предприятия в целом.

Тужик Анастасия


Нас находят: из финансового менеджера в бухгалтера, разница между должностными обязанностями финансового менеджеоа и бухгалтера, обязанности финансового менеджера и бухгалтера, бухгалтер или менеджер, различия между финансовым менеджером и бухгалетром, разница между бухгалтером и финансовым, разница между финансами и бухгалтерией, распределениемобязанностей между бухгалтером и аутосорсингом, совмещенная должность бухгалтера и менеджера, сотрудник банка считающий деньги


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook