Меню


Курсы СтимулСправочникСтатьиБухгалтеру

Преимущества и недостатки налогообложения продажи валют.

Преимущества и недостатки налогообложения продажи валют.

Независимые экономисты уже длительное время делают прогнозы относительно существенного девальвационного процесса. Быстрое уменьшение золотовалютных резервов, а также экстравагантные действия политической власти в валютном регулировании указывают, что положение Украины на валютном рынке близится к критическому. Главным фактором длительного действия обесценивания гривны представляет собой дефицит счета текущих операций, который в прошлом году составлял $ 10,2 млрд. В ближайшее время было проведено несколько мер по поддержке гривны. Одна из них - это законопроект № 11433 в авторстве Виталия Хомутиника, в котором говорится о введении 15-ти процентов налога на осуществление продажи валюты физическими лицами.

Налогообложение продажи валют в Украине приобретает актуальность с каждым днем и имеет противоречивый характер. Объем валютных кредитов украинцев на данный момент уже больше чем 10 млрд. $, поэтому налог на покупку валюты был бы большим бременем. Проанализировав ситуацию, приняли решение предложить такой сбор только на продажу валют.

Главная задача налогообложения продажи валют - приближение к общеевропейским тенденциям, уменьшение валютных спекуляций и установление относительной стабильности национального курса. Данное нововведение будет соответствовать международной практике налогообложения валютных обменных операций. Примером служат европейские страны, где ежегодно растет комиссия на осуществление операций по обмену иностранных валют, но их ставка колеблется в пределе от 1 до 20% в зависимости от страны. Конечно же, лучше, чтобы нововведение касалось исключительно операций с наличными деньгами, ведь если это будет иметь и какое-то отношение к безналичным деньгам, это может стать одной из причин подорожания иностранных товаров.

В условиях действия данного решения, продажа валюты на самом деле станет не выгодной для спекулянтов. Задействованные мероприятия не дадут возможности спекулянтам зарабатывать на людях, которые до конца не знают, что происходит.

Также, указанный законопроект, в случае принятия, должен действовать на курс укрепления гривны и уменьшения уровня существования долларизации экономики Украины.

Альтернативным вариантом является то, что покупая валюту после введения в действие закона, чтобы решить - продавать ее полностью без налога или оставить у себя, будет 2 месяца. Люди смогут положить в банк на депозит валюту, для того, чтобы не платить сбор, и по окончании срока вклада снять данную сумму, обменивая ее на гривну, не выплачивая 15-ти процентов.

К тому же, внедрение указанной выше ставки налогообложения будет стимулировать физических лиц в выдаче заработной платы именно в национальной валюте. Итак, это еще может являться и активной борьбой с выплатой заработной платы в конвертах для прозрачности доходов и повышения чистоты расчетов. Еще одна задача – пополнение средствами Пенсионного фонда. Это и является объяснением того, почему сбор составляет именно 15%. Потому что за базовое значение приняли ставку налога с физического лица, которая действует в Украине.

Но есть и негативная сторона этого вопроса, поскольку налогообложение продажи валют может вызвать недовольство граждан, уменьшить их сбережения именно на величину ставки налогообложения, приведет к увеличению инфляции, подорожанию иностранных товаров, увеличению доли теневой экономики и повлечет за собой активизацию «черного» рынка обмена валют.

Приведенные выше аргументы за взимание налога с продажи валют не выдерживают обычной проверки логикой. Есть только одно возможное объяснение, что на грани дефолта в стране государству нужен прямой заем от народа, а о создании выгодных условиях речь даже не идет.

Вводя такие меры, нужно осознавать, что экономическая система всегда находит каналы, которыми ее потоки обходят большое количество непосильных барьеров. Конечно, значительная доля теневого оборота заработных плат перейдет на гривну, но сбережения в дальнейшем будут производится в иностранной валюте. Тем более, что девальвационный потенциал уже составляет более 15-20%. По сути, этот законопроект имеет определенную цель, чтобы забрать 15% сбережений у людей. Это еще, можно сказать, своеобразный налог на сбережения, понимая, что люди являются основным денежным ресурсом, который существует в стране и может направляться на развитие экономики. К тому же, люди экономят обычно для крупных драгоценных покупок и делают это в течение длительного времени. Однако, вполне вероятно, что таким метод правящая власть решила спровоцировать людей к массовому обмену валюты до введения ставки налога, а в дальнейшем не ввести его или вообще отменить.

Взыскание такого высокого процента из указанных выше операций станет причиной социального недовольства граждан и повысит инфляцию. Сейчас нельзя допускать, чтобы операции обычного экономического характера тяготились и создавались дополнительные нагрузки. Потому что это станет угрозой тенизации большой доли рынка, что повлечет спад конкурентоспособности украинской экономики, как следствие ухудшение инвестиционного климата в Украине (особенно отток иностранных инвестиций).

Чтобы защитить себя от инфляции и краха курса валют, как это случилось в 2008 г., украинцы научились фиксировать свои сбережения и доходы в устойчивых валютах. Это вызывает недовольство правящей ветви, так как не дает возможности изымать средства у граждан с помощью скрытой эмиссии национальной валюты. Поэтому, данный законопроект может лишить возможности украинцев защищать свои средства от действий Национального банка, который покрывает долю бюджетного дефицита с помощью печати избыточной валюты. И какое в этой ситуации можно найти объяснение, когда человек в течение 5 лет сэкономил, например, 2 тыс. дол. на черный день, а теперь, когда он наступил, должен отдать государству 300? И просто не возможной будет попытка объяснить человеку после этой операции, что государство, таким образом, создает для него благо. И ответ даже вызывает улыбку.

Введение 15-ти процентной ставки может активизировать не выгодный стране черный рынок обмена, который будет прототипом того, что был в Украине в девяностых годах двадцатого века. К тому же, у людей появится потребность в обмене валют на прямую, то есть друг другу лично в руки. Есть большой риск, что данный законопроект может ввести новый нелегальный бизнес в стране. Например, люди будут давать объявление в Интернет о возможности обмена какой-то суммы и при этом не платить налог. Или, в соседних странах таких как Польша, Беларусь или Молдова доллар можно будет обменять на гривну без 15-ти процентного налога. Я считаю, что большое количество людей, работающих за пределами нашей страны начнут делать именно так и еще при этом зарабатывать на курсовых разницах. И вообще это может популяризировать валютообменный туризм.

Таким образом, возможное нововведение имеет больше негатива, чем позитива. Поэтому данный законопроект в такой трактовке не должен иметь место в Украине, потому что он будет пагубно влиять как на состояние населения (хозяйств), так и на экономику Украины в целом.

Одним из путей создания благоприятных условий для существования данного законопроекта, как для населения, так и для государства есть налогообложение только тех валютообменных операций, сумма которых составляет не менее 15 млн. гривен. Таким образом, налоговое бремя не будет касаться обычных слоев населения. Если данный законопроект будет принят, то будут приниматься во внимание только незаконные операции не уплаты налогов в сумме свыше 2,5 млн. гривен. Эти денежные операции осуществляют только активные деятели теневой экономики, а не пенсионеры, учителя и врачи ...

Как стало известно, за последние годы в оффшоры было изъято из Украины более 50 млрд. $. Применяя ставку налогообложения при каждой такой операции, расходы будут значительными, это приведет к тому, что схема станет экономически неэффективной для теневого сектора. А также этот законопроект должен полностью освобождать от сбора данного налога людей, которые используют иностранную валюту как основное средство сбережения. Итак, все граждане, которые обменивают иностранную валюту не для получения прибыли на курсовых разницах, а как средство хранения и защиты сбережений, облагаться налогом в банках не должны. Законопроект о налогообложении продажи валют в такой трактовке может иметь успех в Украине и может на самом деле привести к улучшению экономической ситуации.


Нас находят: налогообложение продажи валюты, недостатки налогообложения, недостатки покупки и продажи иностранной валюты, счёт текущих операций недостатки, обмен валюты налогообложение, обмен валют в интернете налогообложение, обложение налогом покупки валюты в украине, обложение налогом покупка валюты физическими лицами в Украине, новые правили продажи валюты в украине, недостаток валюты украина


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook