Меню


Курсы Стимул Справочник Статьи Слушателю курсов

Система обучения бухгалтеров в Украине - наши первые шаги в Евросоюз

Система обучения бухгалтеров в Украине - наши первые шаги в Евросоюз

Совершая краткий экскурс в историю, мы убеждаемся, что профессия бухгалтера – одна из древнейших. Она прошла через века и войны, и пока на земле будут существовать экономические отношения, до тех пор будет существовать потребность в таком специалисте, как бухгалтер.

Общеизвестно, что каждому вновь созданному или действующему предприятию нужен бухгалтер и не один. Украина интегрируется в Европейское образовательное пространство. Среди пока нерешённых важных вопросов Болонского процесса значительное место занимает проблема обучения бухгалтеров, на которую, к сожалению, пока никто не обращает внимания.

В Украине в настоящее время подготовка специалиста-бухгалтера с высшим образованием, как правило, связана с созданием структур многоуровневого обучения, что вызвано рядом обстоятельств. Цель такой системы состоит в том, что квалификационный уровень нашего профессионального бухгалтера должен соответствовать общепринятому в международной практике европейскому уровню.

Определить требования к современным программам вузовского образования трудно, если не рассматривать их хотя бы кратко.

Возникшие в Украине проблемы высшего образования, не случайны и не могут быть решены сами собой. За предыдущие годы теория бухучета и учётная практика в Украине отступили от многоуровневой системы образования.

Новая проблема для Украины – многоуровневая система образования, возникшая в начале 90-х годов. Рыночные преобразования в нашей стране, развитие отношений с зарубежными странами, возможность получения образования или трудоустройства за рубежом, и многие другие факторы - все это, вместе взятое, позволило внедрить новые формы образования, не имеющие аналогов в Украине. Однако, Министерство образования и науки Украины своевременно не отстаивало интересы бухгалтерской науки на данном ответственном этапе реформы высшей школы. По данным киевских курсов 1С для бухгалтера, в связи с этим произошло сокращение часов аудиторного обучения, постоянным изменениям подвергаются учебные планы и программы, непродуманно объединяются и ликвидируются предметы и даже специальности, связанные с бухучетом.

В разных странах с развитием системы высшего образования непосредственно связано появление таких учёных степеней, как доктор наук, магистр, бакалавр. Эти уровни тесно связаны с университетским образованием и историей его развития: в 2001-2005г.г. возник вопрос о переходе учебных заведений Украины на двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием.

Уже сегодня студенты первого курса находятся в аудиториях университета не более, чем три часа. И если в других странах обучение строится на самостоятельной работе, то как построить обучение у нас?

Известно, что степень бакалавра позволяет студенту переориентироваться уже после того, как он получил этот образовательно-квалификационный уровень на те или другие более узкие специализации, и не на одну, а, возможно, на несколько.

Некоторые выпускники вузов утверждают, что у такого студента увеличиваются возможности трудоустройства, поскольку он получает диплом. На наш взгляд, в вузах не должно быть заочных отделений по подготовке бакалавров, поскольку базовый уровень специальности нужно давать только на стационаре, а затем уже доводить такого студента до уровня магистра на заочном факультете.

В подготовке магистров также имеются проблемы. Квалификационный уровень магистр – это действительно более высокий уровень по сравнению с бакалавром. Что касается степени магистра наук, то его обладатели могут работать в различных отраслях и ориентируются на конкретный вид профессиональной деятельности. И если степень доктора, чаще всего, присваивается выпускникам правового, теологического и медицинского факультетов, то степень магистра присваивается выпускникам гуманитарных факультетов.

Квалификационный уровень "магистр" должен базироваться только на полном курсе обучения бакалавра. При этом возникает два вопроса. Первый: уровень магистра необходимо считать иным уровнем образования (после четырёх лет обучения для "бакалавра"), осваиваемый студентом без сокращения предыдущего уровня. Второй вопрос: государству нужен, исходя из специфики профессии бухгалтера, магистр научного (ученый) и практического (т.е. исполнитель или преподаватель) направлений.

Если вуз имеет специализированную библиотеку, соответствующие кадры, компьютерные классы, то с магистром научного направления проблема решена. Как показывает европейская практика, университеты традиционно готовят бухгалтеров-учёных. В Европе - это "слабое место". Не случайно в документах Болонского процесса сочетание в учебных заведениях практики и науки является приоритетной идеей. Теоретики и практики могут действовать как в одной, так и в разных сферах.

Подготовка магистров в европейских университетах требует соответствующей научно-методической базы, кадров, опыта и т.д. Теоретик, в отличие от практика, не производит материальных благ, занимаясь обобщением производственной и общественной деятельности для создания научных основ и выработки новых фактов с целью дальнейшего совершенствования объективной реальности.

На Украине – практический бухучет и его научное осмысление – направления, которые существуют в одном профильном заведении. Стимулируя друг друга, практическая деятельность и наука, дают нашей высшей школе существенные преимущества по сравнению с европейскими университетами.


Нас находят: высшее бухгалтерское образование в украине, как совершается подготовка бухгалтеров в украине, обучение бухгалтера в украине, система обучения


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook