Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруПроверки контролирующими ор…

Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами

Оглавление

Администрирование налогов и сборов

Администрирование налогов и сборов (обязательных платежей) в Налоговом кодексе

Учет налогоплательщиков

Налоговая отчетность

Финансовые санкции: пеня и штрафы

Документы

 

Администрирование налогов и сборов (обязательных платежей) в Налоговом кодексе

Учет налогоплательщиков

Налоговый адрес

Определяется налоговый адрес согласно ст.45 НКУ.

Таблица 1. Определение налогового адреса

Плательщик налоговПорядок определения налогового адреса
Юридическое лицо ( обособленное подразделение юридического лица)Налоговым адресом является местонахождение* юридического лица, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). Внесение сведений происходит при государственной регистрации . Налоговым адресом предприятия, переданного в доверительное управление, является местонахождение доверительного собственника
Физическое лицоНалоговым адресом плательщика налогов – физического лица признается место его жительства, по которому оно ставится на учет в качестве плательщика налогов в органе государственной налоговой службы. Плательщик налогов – физическое лицо может иметь одновременно не более одного налогового адреса
*Местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета (ст.93 ГКУ)

Постановка на учет

Порядок учета налогоплательщиков регламентирован главой 6 раздела II НКУ и Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979.

Таблица 2. Постановка на учет юридических лиц в зависимости от места учета

Место учетаДействия для постановки на учет
По основному месту учета - местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц

Для юридических лиц и их обособленных подразделений , которые включены в ЕГРПОУ, процедура постановки на учет происходит автоматически. Государственный регистратор передает в орган налоговой службы уведомление и сведения из регистрационной карточки о совершении регистрационных действий на следующий рабочий день. В налоговой осуществляется запись в по ф. № 2-ОПП и формируется справка о постановке плательщика налогов на учет по ф. №4-ОПП. Справка выдается налогоплательщику на следующий день после постановки на учет, о чем производится запись в журнале регистрации документов о постановке на учет налогоплательщиков по ф. № 14-ОПП.

Вместе с тем, по желанию юридического лица (либо его обособленного подразделения ), постановка на учет может быть проведена по заявлению. Для этого в налоговый орган предоставляются:

  • заявление по ф. №1-ОПП;
  • копия документа о присвоении кода ЕГРПОУ;
  • копия извлечения из ЕГРПОУ, содержащего сведения об обособленном подразделении (если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором включены в ЕГРПОУ).

Для обособленных подразделений, не включенных в ЕГРПОУ, вышеперечисленные документы подаются обязательно в 10-дневный срок после госрегистрации (регистрации, легализации, аккредитации, и т.п.). При это вместо копии извлечения из ЕГРПОУ подается документ о такой регистрации.

В случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, подаваемые для постановки на учет, налогоплательщик обязан подать в орган ГНС, в котором он состоит на учете, уточненные документы в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы

По неосновному месту учета - месту нахождения (регистрации) подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или посредством которых осуществляется деятельность

В течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или подлежащих налогообложению, налогоплательщик предоставляет налоговую службу по местонахождению такого объекта заявление по ф. № 1 – ОПП с пометкой «учет по неосновному месту учета»

Таблица 3. Постановка на учет физических лиц

Плательщик налоговДействия для постановки на учет
Физические лица — плательщики налогов и сборов

Регистрируются в органах ГНС путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц – плательщиков налогов. Для физического лица – плательщика налогов формируется учетная карточка плательщика налогов, содержащая информацию о налогоплательщике. Для заполнения учетной карточки физического лица – плательщика налогов используются данные документа, удостоверяющего личность (паспорт).

Самозанятые лица - физические лица - предприниматели и лица, намеревающиеся осуществлять независимую профессиональную деятельность

Регистрируются путем включения в Реестр самозанятых лиц.

Постановка на учет по основному месту учета физического лица – предпринимателя осуществляется после его государственной регистрации на основании ведомостей из соответствующей регистрационной карточки.

Либо, по желанию физического лица, постановка на учет органом налоговой службы осуществляется на основании:

  • заявления по ф. № 5-ОПП (для постановки по неосновному месту учета заявление подается с соответствующей пометкой);
  • копии свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала (для физических лиц – предпринимателей);
  • копии свидетельства о праве на ведение адвокатской деятельности, либо свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, либо свидетельства о регистрации частной нотариальной деятельности (для физических лиц, намеривающихся осуществлять независимую профессиональную деятельность).

На основании уведомления от государственного регистратора или заявления от физического лица осуществляется запись в журнале регистрации заявлений и уведомлений о постановке на учет плательщиков налогов по ф. № 7-ОПП.

Формируется и выдается налогоплательщику справка о постановке плательщика налогов на учет по ф. № 4-ОПП. Для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность такая справка выдается с указанием срока действия (если такой указан в документе, подтверждающем право на осуществление независимой профессиональной деятельности) и вида деятельности .

Формируется учетная карточка плательщиков налогов, содержащая сведения о месте осуществления и видах деятельности, информация о регистрации, номера свидетельств, прочее.

Необходимо информировать налоговую службу обо всех изменениях данных учетной карточки в течение месяца со дня возникновения таких изменений (путем подачи соответствующего заявления).

Физические лица – предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны уведомлять о своем статусе банки, в которых они открывают счета.

Банки открывают счета плательщикам налогов – юридическим лицам, физическим лицам – предпринимателям и физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, только при наличии документов, подтверждающих постановку их на учет в налоговых органах.

Налоговая отчетность

Требования к налоговой отчетности

Налоговая декларация, расчет (далее – налоговая декларация ) – это документ, который подается плательщиком налогов контролирующему органу в установленные сроки и который:

Таможенные декларации также приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств. Приложения к

налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью (ст.46 НКУ).

Таблица 4. Требования к налоговой декларации

Обязательные реквизиты налоговой декларации:
  • тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);
  • отчетный (налоговый) период, за который подается налоговая декларация;
  • уточняемый отчетный (налоговый) период (для уточняющего расчета);
  • полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика налогов согласно регистрационным документам;
  • код плательщика налогов согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер;
  • регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);
  • местонахождение (место проживания) плательщика налогов;
  • наименование органа государственной налоговой службы, в который подается отчетность;
  • дату подачи отчета (или дату заполнения – в зависимости от формы);
  • инициалы, фамилии и регистрационные номера учетных карточек должностных лиц плательщика налогов;
  • подписи плательщика налога – физического лица и/или должностных лиц плательщика налога, определенных настоящим Кодексом, заверенные печатью плательщика налога (при наличии).

В отдельных случаях, если это соответствует сути налога или сбора и является необходимым для его администрирования , форма налоговой декларации дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты:

  • отметку об отчетности по специальному режиму;
  • код вида экономической деятельности (КВЭД);
  • код органа местного самоуправления по КОАТУУ;
  • индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно данным реестра плательщиков этого налога за отчетный налоговый период.
Налоговая декларация должна быть подписана:
  • руководителем плательщика налогов либо уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога такая налоговая декларация подписывается таким руководителем и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета;
  • физическим лицом – плательщиком налогов или его законным представителем;
  • лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации согласно договору о совместной деятельности или соглашению о разделе продукции.

Если налоговая декларация подается налоговыми агентами – юридическими лицами, она должна быть подписана руководителем такого агента и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации такого агента, а если налоговым агентом является плательщик налогов – физическое лицо – таким плательщиком налогов.

Налоговая отчетность, составленная с нарушением вышеуказанных норм, теряет свой статус, то есть не считается налоговой декларацией.

Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом ГНС по согласованию с Минфином Украины.

Однако, если плательщик налогов считает, что форма налоговой декларации, определенная ГНСУ, увеличивает либо уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам НКУ, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации. При необходимости плательщик налогов может подать вместе с налоговой декларацией дополнение к декларации, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с пояснением мотивов его подачи.

Требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности

Формирование показателей:

Плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (ст.44 НКУ).

Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными выше.

Для исчисления объекта налогообложения плательщик налога на прибыль использует данные бухгалтерского учета по доходам и расходам с учетом положений НКУ.

Хранение документов, подтверждающих налоговую отчетность:

Плательщики налогов обязаны обеспечить хранение документов, подтверждающих правильность формирования отчетности, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы (в случае ее непредоставления – с предельного срока предоставления такой отчетности).

При ликвидации плательщика налогов документы за период деятельности плательщика налогов не менее 1095 дней, предшествовавших дате ликвидации плательщика налогов, в установленном законодательством порядке передаются в архив.

Если документы связаны с предметом проверки, проведением процедуры административного обжалования, принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней.

В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов, плательщик налогов обязан в 5-тидневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить орган государственной налоговой службы по месту учета (или таможенный орган). Плательщик налогов обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган государственной налоговой службы, таможенный орган.

Финансовая отчетность

Плательщики налога на прибыль (кроме малых предприятий) вместе с соответствующей налоговой декларацией предоставляют квартальную (в составе баланса и отчета о финансовых результатах) или годовую финансовую отчетность (по всем формам) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации (п.46.2 ст.46 НКУ). Малые предприятия (плательщики налога на прибыль), отнесенные к таковым в соответствии со ст.63 ХКУ, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность.

В составе финансовой отчетности плательщик налогов указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Минфином Украины.

Положение бухгалтерского учета «Налоговые разницы», которым определены методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о налоговых разницах и ее раскрытии в финансовой отчетности, утверждено приказом Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. № 27, и вступит в силу с 1 января 2012 года. Субъекты хозяйствования – плательщики налога на прибыль подают финансовую отчетность с учетом налоговых разниц начиная с отчетных периодов 2012 года.

Сроки и способы предоставления налоговой декларации

Сроки предоставления налоговой декларации зависят от продолжительности базового налогового периода. Если отчетные периоды по определенному налогу установлены нарастающим итогом (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), то за базовый отчетный период принимается наименьший (п.49.18 ст.49 НКУ). Сроки предоставления налоговой декларации приведены в Таблице 5.

Таблица 5. Сроки предоставления налоговой декларации

Базовый периодСроки предоставления налоговой декларации
Календарный месяцв течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца
Календарный квартал или полугодиев течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (полугодия)
Календарный годв течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года
Календарный год (для плательщиков налога с доходов физических лиц)до 1 мая года, следующего за отчетным
Календарный год (для плательщиков налога с доходов физических лиц-предпринимателей)в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного налогового года
Правило переноса!!!Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным днем операционный (банковский) день

Согласно п.49.3 и 49.4 ст.49 НКУ, способ представления налоговой отчетности плательщиков налогов зависит от категории предприятия (см. Таблица 6).

Таблица 6. Способы представления налоговой декларации

Категории предприятий плательщиков налоговСпособ представления налоговой декларацииПримечания по срокам представления в зависимости от способа
Крупные* и средние** предприятияПредоставляется обязательно в электронном виде с соблюдением условия регистрации электронной подписи

При личной подаче и подаче в электронном виде: сроки предоставления налоговой отчетности совпадают.

По почте с уведомлением о вручении необходимо не позже чем за 10 дней до окончания предельного срока представления декларации (п.49.5 ст.49 НКУ)

Малые*** предприятия и другие плательщики налоговВыбирают произвольно:
  • лично налогоплательщиком (или уполномоченным лицом);
  • в электронном виде средствами телекоммуникаций (по электронной почте);
  • по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложенного

*Крупные предприятия – предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму 100 млн. грн. (ст.63 ХКУ).

**Средние предприятия – предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за год более 50 человек, и (или) валовой доход за год – более 70 млн. грн.

***Малые предприятия – предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн. грн. (ст.63 ХКУ)

Прием декларации органом налоговой службы

Налоговая декларация, заполненная в соответствии с требованиями (см. Таблицу 4), должна быть принята без предварительной проверки отраженных в ней показателей (п.49.8 ст.49 НКУ). Таким образом, при принятии налоговой декларации органы налоговой службы имеют право проверять только наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов декларации. Их отсутствие или недостоверность является основанием для отказа в принятии налоговой декларации (при этом налоговая декларация утрачивает свой статус и считается неподанной). В этом случае орган государственной налоговой службы обязан направить такому плательщику налоговое письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа:

Налоговая декларация считается принятой, если:

Плательщик налогов обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой налоговой декларации, в течение установленных сроков независимо от наличия отказа в приеме налоговой декларации (п.49.16 ст.49 НКУ).

Самостоятельное исправление ошибок в налоговой декларации

НКУ дает возможность налогоплательщикам самостоятельно исправлять допущенные ошибки. Способы самостоятельного исправления ошибок приведены в Таблице 7.

Таблица 7. Способы самостоятельного исправления ошибок

Период, в котором обнаружена ошибкаСпособ исправления ошибки
Период, предельный срок предоставления декларации по которому еще не истекВзамен старой налоговой декларации подать новую, и именно последний вариант будет являться отчетным (согласно п.50.1 ст.50 НКУ)
Период, предельный срок предоставления декларации по которому еще уже истекПервый способ – немедленно подать утоняющий расчет, уплатив перед этим сумму недоимки и 3-процентный «самоштраф». Второй – отразить сумму недоимки вместе с 5-процентным штрафом в налоговой декларации за ближайший налоговый период. Никакие другие санкции при этом не применяются (согласно п.50.1 ст.50 НКУ)
Период, по которому идет налоговая проверкаПлательщик налогов не имеет права подавать уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который на дату подачи уточняющего расчета проверяется соответствующим контролирующим органом (п.50.2 ст.50 НКУ)
Период, который проверялся налоговым органом ранееНе следует подавать уточняющий расчет, в противном случае, это может быть основанием для документальной внеплановой проверки за соответствующий период (п.50.3 ст.50 НКУ)

Определение налоговых обязательств контролирующим органом

Контролирующий орган согласно п.54.3 ст.54 НКУ обязан сам начислить сумму денежного обязательства (налоговое обязательство + штраф) при наличии оснований приведенных в Таблице 8.

Таблица 8. Основания для начисления денежного обязательства контролирующим органом

Основания для определения налоговых обязательств контролирующими органамиДействия налоговых органов и налогоплательщика

1) Плательщик налогов не подал в установленные сроки налоговую декларацию.

2) Данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, уточняющих расчетах.

3) Решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов.

4) Данные проверок, касающихся удержания налогов у источника выплаты (в том числе налогового агента), свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, в т.ч. налога с доходов физлиц таким налоговым агентом.

Налоговый орган обязан сам начислить сумму налогового обязательства, для чего назначит документальную проверку. По ее результатам будет составлен Акт документальной проверки налогоплательщика, на основании которого выносится решение о начислении налогового обязательства и применении финансовых санкций. Налогоплательщику высылается уведомление-решение, по которому тот, в свою очередь, обязан уплатить налог в течение 10 дней со дня получения уведомления

5) Лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган.

Касается обычных граждан, которые могут не знать налогового законодательства. Поэтому налоговый орган в таких случаях обязан сам начислить налоговое обязательство и выслать гражданину налоговое уведомление-решение, по которому тот, в свою очередь, обязан уплатить налог в сроки, определенные НКУ. Если такие сроки не определены НКУ – в течение 30 дней со дня получения уведомления-решения

Если сумма денежного обязательства рассчитывается налоговым органом, плательщик налога не несет ответственность за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, но несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного денежного обязательства (п.54.5 ст.54 НКУ) и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном Кодексом (ст.56 НКУ).

Уплата налогового обязательства

Сроки уплаты налогового обязательства установлены ст.57 НКУ. В зависимости от способа определения налогового обязательства НКУ определены разные сроки уплаты (см. Таблица 9).

Таблица 9. Сроки уплаты налогового обязательства

Способ определения налогового обязательстваСрок уплаты налогового обязательства
1. Самостоятельно, при котором налогоплательщик подает налоговую декларацию, в которой самостоятельно рассчитана сумма налога, подлежащая уплатеВ течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации
2. Налоговым органом, по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательстваВ сроки, определенные НКУ, если такие сроки не определены – в течение 30 календарных дней со дня получения налогового уведомления-решения
3. Налоговым органом, по причинам, связанным с нарушением налогового законодательстваВ течение 10 календарных дней со дня получения налогового уведомления-решения
Внимание!!! НКУ не предусматривает правила переноса дня уплаты, приходящегося на выходной или праздничный день

Налоговый долг и последствия его возникновения

Таблица 10. Налоговый долг, источники уплаты налогового долга, налоговый залог и административный арест имущества.

Налоговый долг:

Налоговый долг – сумма денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованного плательщиком налогов или согласованного в порядке обжалования, но не уплаченного в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства (пп.14.1.175 п.14.1 ст.14 НКУ)

Источники уплаты налогового долга, налоговый залог:

Источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга плательщика налогов являются любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа (кредита), и из других источников, с учетом особенностей, определенных ст.87 НКУ, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты (п.87.1 ст.87 НКУ). Т.о. восстановлена возможность взаимозачета непогашенных встречных денежных обязательств соответствующего бюджета и налогоплательщика.

В обеспечение выполнения налогоплательщиком своих обязанностей, имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг, передается в налоговый залог (п.88.1 ст.88 НКУ). А в качестве исключительной меры обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей может быть применен административный арест имущества плательщика налогов (ст.94 НКУ).

Налоговый залог – способ обеспечения уплаты плательщиком налогов денежного обязательства и пени, не уплаченных таким плательщиком в срок, определенный НКУ. Налоговый залог возникает на основаниях, установленных НКУ.

В случае невыполнения плательщиком налогов денежного обязательства, обеспеченного налоговым залогом, орган взыскания в порядке, определенном НКУ, обращает взыскание на имущество такого плательщика, являющееся предметом налогового залога.

В отличие от любых других видов залога, налоговый залог не требует письменного оформления, поскольку возникает на основании НКУ.

Право налогового залога возникает в случае неуплаты в сроки, установленные НКУ, суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной:

  • плательщиком налогов в налоговой декларации, – со дня, следующего за последним днем указанного срока;
  • контролирующим органом, – со дня возникновения налогового долга (п.89.1 ст.89 НКУ).

Руководитель органа ГНС по месту регистрации налогоплательщика, имеющего налоговый долг, назначает ему налогового управляющего, который производит опись имущества плательщика налогов, имеющего налоговый долг, в налоговый залог, проверяет его сохранность и осуществляет другие действия, которые предусмотрены НКУ в отношении имущества, находящегося в налоговом залоге. Имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. В акт описи включается ликвидное имущество, которое можно использовать в качестве источника погашения налогового долга.

Право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, которое находится в его собственности (хозяйственном ведении либо оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга. Если на момент составления акта описи имущество отсутствует или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, право налогового залога распространяется на другое имущество, на которое плательщик налогов приобретет право собственности в будущем до погашения налогового долга в полном объеме.

Налогоплательщик не вправе препятствовать налоговому управляющему в проведении описи имущества. Если же он попытается не допустить налогового управляющего, тот составляет акт отказа плательщика налогов от описи имущества в налоговый залог, который является основанием для применения административного ареста имущества такого налогоплательщика и остановки расходных операций по его счетам. При отказе плательщика подписывать акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, налоговый управляющий проведет опись в присутствии двоих или более понятых.

Плательщик налогов сохраняет право пользования имуществом, находящимся в налоговом залоге, если иное не предусмотрено законом. Налогоплательщик не имеет права отчуждать (продавать, дарить, обменивать) имущество, находящееся в налоговом залоге, без согласия налогового органа.

В случае нарушения запрета на отчуждение имущества налогоплательщика ожидает штраф в размере стоимости отчужденного имущества, установленный ст.124 НКУ, при этом на остальное имущество могут наложить административный арест.

Административный арест имущества:

В соответствии с п.94.1 ст.94 НКУ административный арест имущества является исключительным способом обеспечения выполнения налогоплательщиком его обязательств, определенных законом.

В настоящий момент правовые основы, порядок и условия применения административного ареста имущества налогоплательщика регламентируют:

  • ст.94 НКУ;
  • Порядок применения административного ареста имущества налогоплательщика, утвержденный приказом Минфина Украины от 07.11.2011 г. № 1398 (далее – Порядок № 1398);
  • Порядок назначения и увольнения , а также функции и полномочия налогового управляющего, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1035 (далее – Порядок № 1035).

Иначе говоря, административный арест имущества – это запрещение налоговым органом налогоплательщику реализовывать свое право распоряжения или пользования принадлежащим ему имуществом.

Согласно п.94.4 ст.94 НКУ арест может быть наложен органом государственной налоговой службы на любое имущество налогоплательщика, кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом, и средств на счете налогоплательщика.

Арест денежных средств на счетах налогоплательщика осуществляется исключительно на основании решения суда (пп.94.6.2 п.94.6 ст.94 НКУ).

Обстоятельства, при которых применяется административный арест имущества

В соответствии с п.94.2 ст.94 НКУ, а также п.3.1 Порядка № 1398 арест имущества может быть применен, если выясняется одно из следующих обстоятельств:

  • налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, которое находится в налоговом залоге;
  • физическое лицо, имеющее налоговый долг, выезжает за границу;
  • налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц органа государственной налоговой службы;
  • отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в соответствии с законом, разрешения (лицензии) на осуществление хозяйственной деятельности, торговые патенты, а также в случае отсутствия регистраторов расчетных операций, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, кроме случаев, определенных законодательством;
  • отсутствует регистрация лица как налогоплательщика в органе налоговой службы, если такая регистрация является обязательной в соответствии с НКУ, или же когда налогоплательщик, получивший налоговое уведомление или имеющий налоговый долг, осуществляет действия по переводу имущества за пределы Украины, его укрывательства или передачи иным лицам;
  • налогоплательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге;
  • налогоплательщик не допускает налогового управляющего к составлению акта описи имущества, которое передается в налоговый залог.

Следует отметить что, арест имущества может быть применен в случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, осуществляющих наличные расчеты и/или деятельность, подлежащую лицензированию и/или патентованию) от проведения инвентаризации основных фондов, товарно- материальных ценностей, средств (снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности), предусмотренной абзацем первым пп.20.1.5 п.20.1 ст.20 НКУ, либо представить для проверки документы, их копии (при условии наличия таких документов) (п.3.1.8 Порядка № 1398).

Необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с п.94.7 ст.94 НКУ, кроме случаев применения ареста имущества по вышеизложенным обстоятельствам, административный арест может также применяться:

  • к товарам, которые изготовляются, хранятся, перемещаются или реализуются с нарушением правил, определенных таможенным законодательством Украины или законодательством по вопросам налогообложения акцизным налогом;
  • к товарам, в том числе валютным ценностям, которые реализуются с нарушением определенного законодательством порядка, если их владелец не установлен.

Полный и условный арест имущества

Пунктом 94.5 ст.95 НКУ предусмотрена возможность полного и условного административного ареста имущества.

Полным арестом имущества признается запрещение налогоплательщику реализовать его право распоряжения или пользования имуществом. В этом случае риск, связанный с потерей функциональных или потребительских качеств его имущества, возлагается на орган, который принял решение о таком запрете.

Условным арестом имущества признается ограничение налогоплательщика относительно реализации прав собственности на такое имущество, которое заключается в обязательном предварительном получении разрешения руководителя соответствующего налогового органа на осуществление налогоплательщиком какой-либо операции с таким имуществом.

Указанное разрешение может быть выдано руководителем налогового органа, если по заключению налогового управляющего осуществление налогоплательщиком отдельной операции не приведет к увеличению его налогового долга или уменьшению вероятности его погашения.

Учитывая вышеизложенное, при условном аресте имущества налогоплательщик все же имеет право пользования своим имуществом при наличии соответствующего разрешения.

Исполнители решения об аресте имущества

Функции исполнителя решения об аресте имущества налогоплательщика (кроме ареста средств на счетах) согласно п.94.14 ст.94 НКУ возлагаются на налогового управляющего или другого работника налогового органа, назначенного его руководителем (заместителем).

Согласно приведенной норме исполнитель решения об аресте обязан производить следующие действия:

  • направляет решение об аресте имущества;
  • организовывает опись имущества налогоплательщика;
  • определяет порядок его хранения и охраны (п.94.17 ст.94 НКУ).

Процедура назначения налогового управляющего, а также его функции и полномочия регламентированы Порядком № 1035.

Порядок применения административного ареста имущества

Согласно п.94.6 ст.94 НКУ решение об аресте имущества налогоплательщика принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Такое решение ( приложение 2 Порядка № 1398) направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку:

  • налогоплательщику с требованием временно остановить отчуждение его имущества;
  • другим лицам, во владении, распоряжении или пользовании которых находится имущество такого налогоплательщика, с требованием временно остановить его отчуждение.

Отметим, что решение руководителя налогового органа относительно ареста имущества может быть обжаловано в административном или судебном порядке (п.94.11 ст.94 НКУ).

Сроки наложения административного ареста имущества

Пунктом 94.10 ст.94 НКУ определены сроки наложения административного ареста имущества и возможность их продления. Здесь следует обратить внимание на следующие положения:

  • арест на имущество может быть наложен сроком до 96 часов, в течение которого обоснованность ареста должна быть проверена судом;
  • в указанный срок не включаются часы, приходящиеся на выходные и праздничные дни;
  • указанный срок не может быть продлен в административном порядке, кроме случаев, когда владелец арестованного имущества не установлен. В последнем случае такое имущество находится под режимом административного ареста в течение срока, определенного законом для признания его бесхозным, или в случае, если имущество быстропортящееся, – в течение предельного срока, определенного законодательством;
  • проведение административного ареста имущества в период с 20 часов до 9 часов следующего дня не допускается (п.94.18 ст.94 НКУ).

Следует обратить особое внимание, что срок применения административного ареста имущества не может быть продлен в административном порядке, в том числе по решению других государственных органов, кроме случаев, предусмотренных НКУ (п.8.1 Порядка № 1398).

Таким образом, вопрос продления срока административного ареста имущества может решаться только в судебном порядке.

Порядок проведения описи имущества налогоплательщика

Согласно п.94.15 ст.94 НКУ опись имущества налогоплательщика должна проводиться в присутствии:

  • должностных лиц налогоплательщика или их представителей, а также понятых;
  • только понятых – в случае отсутствия должностных лиц налогоплательщика или их представителей;
  • оценщика имущества – только в случае необходимости.

Следует отметить, что понятыми не могут быть:

  • работники налоговых или правоохранительных органов;
  • лица, участие которых в качестве понятых ограничивается Законом Украины от 21.04.99 г. № 606-XIV "Об исполнительном производстве ", а именно:
    1. лица, имеющие личную заинтересованность в осуществлении исполнительных действий налоговым управляющим;
    2. лица, связанные между собой или с участниками исполнительного производства родственными узами, подчиненностью или подконтрольностью.

В соответствии с п.94.16 ст.94 НКУ при осуществлении описи имущества налоговый управляющий или другие лица, проводящие опись, обязаны предъявить должностным лицам налогоплательщика или их представителям:

  • решение о наложении административного ареста на имущество, оформленное по установленной форме (приложение 2 Порядка № 1398);
  • документы, удостоверяющие полномочия работника налогового органа на проведение описи имущества. Такими документами являются служебное удостоверение работника государственной налоговой службы, а также копия приказа руководителя налогового органа о назначении налогового управляющего.

Результаты проведения описи имущества налогоплательщика оформляются в протоколе (приложение 3 Порядка № 1398), который содержит описание и перечень арестованного имущества, с указанием названия, количества, мер веса, индивидуальных признаков, а также стоимости, определенной оценщиком (в случае его присутствия). При этом все описываемое имущество должно быть предъявлено должностным лицам налогоплательщика (их представителям) и понятым для осмотра.

Такая опись имущества, подлежащего административному аресту, не может осуществляться в ночное время суток, а именно с 20 часов до 9 часов следующего дня (п.94.18 ст.94 НКУ).

Решение руководителя налогового органа (его заместителя) о наложении административного ареста на имущество может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке (п.10.1 Порядка №1398). Процедура обжалования решений контролирующих органов регламентирована ст.56 НКУ.

Особенности применения административного ареста при временной задержке имущества

Как было указано выше, согласно п.94.7 ст.94 НКУ, помимо применения административного ареста имущества по обстоятельствам, изложенным в п.94.2 ст.94 НКУ, административный арест может также применяться:

  • к товарам, которые изготовляются, хранятся, перемещаются или реализуются с нарушением правил, определенных таможенным законодательством Украины или законодательством по вопросам налогообложения акцизным налогом;
  • к товарам, в том числе валютным ценностям, которые реализуются с нарушением определенного законодательством порядка, если их владелец не установлен.

В указанных случаях служебные (должностные) лица контролирующих органов или других правоохранительных органов в соответствии с их полномочиями временно задерживают такое имущество с оформлением протокола о временном задержании имущества. Форма протокола утверждена постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1239.

Указанный протокол в обязательном порядке должен содержать:

  • сведения о причинах такого задержания со ссылкой на нарушение конкретной законодательной нормы;
  • описание имущества, его характерные признаки и количество;
  • сведения о лице (лицах), у которого были изъяты такие товары (при их наличии);
  • перечень прав и обязанностей лиц, которые возникают в связи с изъятием товаров.

В соответствии с п.6.3 Порядка № 1398 протокол составляется в двух экземплярах, один из которых направляется руководителю налогового органа, на территории которого было проведено такое задержание имущества, а второй вручается лицу, у которого изъято такое имущество.

На основании сведений, приведенных в протоколе, руководитель налогового органа принимает решение о наложении ареста на такое имущество или отказе в нем путем неприятия такого решения.

Отметим, что решение о наложении ареста на имущество должно быть принято до 24 часов рабочего дня, следующего за днем составления протокола о временном задержании имущества. При этом, если согласно законодательству налоговый орган заканчивает работу раньше, указанный срок заканчивается в момент окончания его работы.

В случае если решение об аресте имущества не принимается в течение указанного срока, имущество считается освобожденным из-под режима временного задержания, а должностные или служебные лица, препятствующие такому освобождению, несут ответственность в соответствии с законом.

Необходимо отметить, что освобождение из-под режима временного задержания не нуждается в документальном оформлении (п.6.7 Порядка № 1398).

Следует также обратить внимание, что решение руководителя (заместителя) налогового органа об аресте имущества должно быть безотлагательно вручено лицу, указанному в протоколе о временном задержании имущества. При этом решение может быть приведено в действие и без вручения, если лица, которым принадлежит имущество по праву собственности или на других правах, не установлены (п.94.9 ст.94 НКУ).

Арест денежных средств на счетах налогоплательщика

Арест денежных средств на счетах налогоплательщика осуществляется исключительно на основании решения суда (пп.94.6.2 п.94.6 ст.94 НКУ).

Согласно п.7.3 Порядка № 1398 для осуществления ареста средств на счете налогоплательщика налоговый орган подает в суд исковое заявление в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV, в день принятия решения о применении административного ареста имущества налогоплательщика.

После получения судебного решения о приостановке операций на счетах налогоплательщика налоговый орган обращается в банк о приостановке операций на счетах налогоплательщика.

Освобождение денежных средств из-под ареста банк или другое финансовое учреждение осуществляет также только по решению суда.

Процедура исполнения банками ареста средств в иностранных валютах на счетах определена Положением о порядке исполнения банками документов на перевод, принудительное списание и арест средств в иностранных валютах и банковских металлах, утвержденным постановлением Правления НБУ от 28.07.2008 г. № 216.

Следует также отметить, что при принятии решения об аресте имущества банка арест не может быть наложен на корреспондентский счет (п.94.12 ст.94 НКУ).

Прекращение административного ареста имущества налогоплательщика

В соответствии с п.94.19 ст.94 НКУ, а также п.8.2 Порядка № 1398 основаниями для прекращения административного ареста имущества налогоплательщика являются:

  • погашение налогового долга налогоплательщика;
  • устранение плательщиком причин применения административного ареста;
  • ликвидация налогоплательщика, в том числе в результате проведения процедуры банкротства;
  • предоставление соответствующему органу государственной налоговой службы третьим лицом надлежащих доказательств о принадлежности арестованного имущества к объектам права собственности этого третьего лица;
  • предъявление налогоплательщиком свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования, разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, торговых патентов, а также в случае отсутствия регистраторов расчетных операций, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, кроме случаев, определенных законодательством;
  • фактическое проведение налогоплательщиком инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности.

Во всех перечисленных случаях решение относительно освобождения из-под ареста имущества принимается органом государственной налоговой службы. При этом, если решение об освобождении имущества принято относительно ареста, который был признан судом обоснованным, налоговый орган обязан сообщить о своем решении в соответствующий суд не позднее следующего рабочего дня (п.94.20 ст.94 НКУ).

Следует также учитывать, что основанием для прекращения административного ареста имущества в определенных случаях является также судебное решение либо его отсутствие. Так, имущество налогоплательщика освобождается из под ареста в случае:

  • отсутствия в течение 96 часов с момента принятия решения руководителем налогового органа решения суда о признании ареста имущества обоснованным;
  • отмены судом или налоговым органом высшего уровня решения руководителя налогового органа (заместителя) об аресте имущества;
  • принятия судом решения о прекращении административного ареста имущества налогоплательщика.

Если имущество налогоплательщика освобождается из-под административного ареста в указанных случаях (судебное решение либо его отсутствие), то повторное наложение такого ареста по тем же основаниям не допускается (п.94.21 ст.94 НКУ).

Отметим, что повторное наложение ареста по тем же основаниям не допускается также в случае освобождения имущества налогоплательщика в результате фактического проведения налогоплательщиком инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности.

Порядок обжалования решения руководителя налогового органа и ответственность за неправомерное применение ареста имущества

Решение руководителя налогового органа (его заместителя) о наложении административного ареста на имущество может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке (п.94.11 ст.94 НКУ).

Процедура обжалования решений контролирующих органов регламентирована ст.56 НКУ.

Следует обратить внимание, что в соответствии с нормами ст.94 НКУ, а также п.10.2 Порядка № 1398 во всех случаях, когда суд или орган государственной налоговой службы высшего уровня отменяет решение об аресте имущества, последний обязан:

  • провести служебное расследование относительно мотивов принятия руководителем налогового органа (его заместителем) решения об аресте имущества;
  • принять решение о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законом.

Следует также учитывать, что налогоплательщик имеет право на возмещение убытков и неимущественного вреда, нанесенных налоговым органом вследствие неправомерного применения административного ареста за счет средств государственного бюджета. Решение о таком возмещении принимается судом (п.94.13 ст.94 НКУ).

Финансовые санкции: пеня и штрафы

Штрафы

Применение штрафных санкций регламентировано гл.11 НКУ. В Таблице 11 перечислены штрафы, применяемые контролирующим органом за различные нарушения.

Таблица 11. Штрафы, применяемые контролирующим органом

Основания для применения штрафаРазмер штрафа
АБ
Нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрации) в органах государственной налоговой:
Непредоставление в установленные сроки:
  • заявлений либо документов для взятия на учет в соответствующем органе ГНС;
  • регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные , неподача исправленных документов для взятия на учет или внесения изменений, подача с ошибками или в неполном объеме;
  • непредоставление сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, в соответствии с требованиями
Для самозанятых лиц – 170 грн.
При повторном нарушении в течение года или неустранениии – 340 грн.
Для юридических лиц – 510 грн.
При повторном нарушении в течение года или неустранениии – 1020 грн. (п.117.1 ст.117 НКУ)
Нарушение плательщиками налогов, производящими спирт этиловый (коньячный, плодовый), алкогольные напитки и табачные изделия, требований по обязательной регистрации в качестве плательщика акцизного налога органами государственной налоговой службы по месту государственной регистрации таких субъектов в пятидневный срок со дня получения лицензии на производство1700 грн. (п.117.2 ст.117 НКУ)
Нарушение срока и порядка предоставления информации об открытии либо закрытии банковских счетов:
Непредставление банками или другими финансовыми учреждениями соответствующим органам государственной налоговой службы в установленный ст.69 НКУ срок уведомления об открытии либо закрытии счетов плательщиков налогов340 грн. за каждое непредставление или задержку (п.118.1 ст.118 НКУ)
Осуществление расходных операций по счету плательщика налогов до получения уведомления соответствующего органа ГНС о постановке счета на учет10 % суммы всех операций за весь период до получения такого уведомления, осуществленных с использованием таких счетов (кроме операций по перечислению средств в бюджеты или государственные целевые фонды), но не менее 850 грн. (п.118.2 ст.118 НКУ). Штрафная санкция применяется к банку или другому финансовому учреждению
Неуведомление физическими лицами - предпринимателями и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, о своем статусе банка или другого финансового учреждения при открытии счета340 грн. за каждый случай неуведомления (п.118.3 ст.118 НКУ)
Нарушение плательщиком налогов порядка предоставления информации о физических лицах — плательщиках налогов:
Нарушение порядка предоставления или непредоставление информации для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов85 грн.
Повторно в течение года – 170 грн. (п.119.1 ст.119 НКУ)
Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммы удержанного из них налога510 грн.
Повторно в течение года – 1020 грн. (п.119.2 ст.119 НКУ)
Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (кроме случаев, определенных п.119.2 ст.119 НКУ)170 грн. (п.119.3 ст.119 НКУ)
Непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой отчетности либо невыполнение требований по внесению изменений в налоговую отчетность:
Непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой отчетности170 грн. за каждое непредоставление или задержку.
Повторно в течение года – 1020 грн. за каждое непредоставление или задержку (п.120.1 ст.120 НКУ)
Неподача плательщиком налогов – физическим лицом декларации либо включение в нее искаженных (недостоверных) данных о суммах полученных доходов, понесенных расходов и если такие действия плательщика привели к занижению суммы налогооблагаемого дохода25% от разницы между суммой, определенной налоговым органом, и заниженной суммой (п.п.120.1.1 ст.120 НКУ)
При нарушении плательщиком требований п.50.1 ст.50 НКУ, касающихся самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность5% от суммы недоплаты (п.120.2 ст.120 НКУ). При самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств другие штрафы, предусмотренные настоящей главой Кодекса, не применяются
Нарушение установленных сроков хранения документов:
Необеспечение плательщиком налогов хранения первичных документов учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного Кодексом предельного срока подачи такой отчетности и/или непредоставление плательщиком налогов контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля510 грн.
Повторно в течение года – 1020 грн. (п.121.1 ст.121 НКУ)
Нарушение правил применения упрощенной системы налогообложения физическим лицом — предпринимателем
Неуплата (неперечисление) плательщиком налогов – физическим лицом суммы единого налога в определенном порядке и в сроки50% ставки налога, установленной для плательщика (ст.122 НКУ)
Штрафы при определении налогового обязательства контролирующим органом:
В случае определения суммы налогового обязательства контролирующим органом при установлении занижения прибыли, завышения налогового кредита по НДС и т.п.25% от суммы:
  • начисленного налогового обязательства;
  • неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения;
  • неправомерно заявленной суммы отрицательного значения налога на прибыль;
  • отрицательного значения суммы НДС.
Повторно в течение 1095 дней – 50% от вышеуказанной суммы.
В третий и более раз в течение 1095 дней – 75% от вышеуказанной суммы (п.123.1 ст.123 НКУ)
Использование плательщиками налогов (должностными лицами плательщика налогов) сумм, неуплаченных в бюджет вследствие применения налоговой льготы не по назначению или вопреки условиям и целям ее предоставления25% от суммы занижения прибыли
+ взыскание налогов, которые подлежали начислению без применения налоговой льготы.
Повторно в течение 1095 дней – 50% от вышеуказанной суммы.
В третий и более раз в течение 1095 дней – 75% от вышеуказанной суммы (п.123.2 ст.123 НКУ)
Отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге:
Отчуждение имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия налоговых органовв размере стоимости отчужденного имущества (ст.124 НКУ)
Нарушение порядка получения и использования торгового патента:
Нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного пп.267.6.1 – 267.6.3 ст.267 НКУ (нарушение правил размещения торгового патента для обзора покупателями)в размере сбора за 1 календарный месяц (для деятельности в сфере развлечений – в размере сбора на один квартал) (ст.125 НКУ)
Осуществление деятельности, предусмотренной ст.267 НКУ, без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного пп.267.6.4 – 267.6.6 ст.267 НКУ (кроме деятельности в сфере развлечений)в двойном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее двойного его размера за один месяц (ст.125 НКУ)
Осуществление реализации товаров , определенных п.267.2 ст.267 НКУ, без получения льготного торгового патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного пп.267.6.4 – 267.6.6 ст.267 НКУв пятикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее пятикратного его размера за год (ст.125 НКУ)
Осуществление торговой деятельности без приобретения краткосрочного патента или с нарушением порядка его получения и использования, предусмотренного пп.267.6.4 – 267.6.6 ст.267 НКУв двойном размере сбора за весь срок такой деятельности (ст.125 НКУ)
Осуществление деятельности в сфере развлечений, предусмотренной ст.267 НКУ, без получения соответствующего торгового патента или с нарушением порядка его использования, предусмотренного пп.267.6.4 и пп.267.6.5 ст.267 НКУв восьмикратном размере сбора за весь период осуществления такой деятельности, но не менее восьмикратного его размера за один квартал (ст.125 НКУ)
Неуплата (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в пп.267.1.1 ст.267 НКУ в порядке и в сроки, определенные кодексом50 % ставок сбора, установленных ст.267 НКУ (ст.125 НКУ)
Нарушение правил уплаты налогового обязательства:
Если плательщик налогов не уплачивает сумму самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных Кодексом:
  • при задержке до 30 календарных дней включительно;
  • при задержке большей, чем 30 календарных дней
10% погашенной суммы налогового долга;
20% погашенной суммы налогового долга (ст.126 НКУ)
Нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты
Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов25% от суммы налога, подлежащей начислению, при этом получатель дохода от ответственности освобождается.
Повторно в течение 1095 дней – 50% от вышеуказанной суммы.
В третий и более раз в течение – 75% от вышеуказанной суммы (ст.127 НКУ)
Нарушение порядка представления банками или другими финансовыми учреждениями налоговой информации органам ГНС
Непредоставление или представление с нарушением срока налоговой информации банками или другими финансовыми учреждениями органам ГНС170 грн.
Повторно в течении года – 340 грн. (ст.128 НКУ)

Примечания:

1. На «переходный» период за все нарушения налогового законодательства, которые совершены налогоплательщиком с 1 января по 30 июня 2011 года, НКУ установлены штрафные санкции в размере не более 1 грн.

2. При проведении проверок в отношении периодов до 01.01.2011 г. налоговые органы должны проверять соблюдение налогового законодательства, действовавшего до этой даты. Если по действовавшему до 01.01.2011 г. законодательству (Закону № 2181) действие не считалось нарушением, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, даже если по НКУ за аналогичные действия предусмотрена ответственность.

Если действия квалифицировались как налоговые нарушения и до 01.01.2011 г., то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по результатам проверки, проведенной после этой даты, но санкции на него налагаются уже по НКУ. Следовательно, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением норм законов по вопросам налогообложения, действовавшим до 01.01.2011 г., а штрафные санкции (штрафы) за нарушение норм таких законов применяются в порядке и размерах, установленных Кодексом и другими законами Украины, действующими на момент применения санкций (письмо ГНАУ от 18.03.2011 г. № 5545/6/10-1015/1035).

Однако, не стоит рассчитывать на применение к нарушениям, допущенным до 01.01.2011 г., льготного штрафа в размере 1 грн. В пункте 7 подраздела 10 раздела ХХ « Переходные положения » НКУ прямо указано, что одногривневый штраф применяется исключительно за нарушения налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года.

3. За нарушение налогового законодательства за период после 30 июня 2011 года налогоплательщика ожидают штрафные санкции, приведенные в Таблице 11.

Пеня

Начисление пени, ее размер и уплата рассмотрены в Таблице 12.

Таблица 12. Начисление пени, ее размер, уплата пени

Начисление пени

Согласно ст.129 НКУ пеня начисляется:

1) на сумму налогового долга после окончания установленных сроков погашения согласованного денежного обязательства.
Начисление пени начинается:
а) при самостоятельном начислении суммы денежного обязательства плательщиком налогов – с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства;
б) при начислении суммы денежного обязательства контролирующими органами – с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении;
2) в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или плательщиком налогов при выявлении его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования);
3) в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и/или контролирующим органом при проверке такого налогового агента.
Начисление пени заканчивается:
1) в день зачисления средств на соответствующий счет Государственного казначейства Украины и/или в других случаях погашения налогового долга и/или денежных обязательств;
2) в день проведения взаиморасчетов непогашенных встречных денежных обязательств соответствующего бюджета перед таким плательщиком налогов;
3) в день введения моратория на удовлетворение требований кредиторов (при вынесении соответствующего определения суда по делу о банкротстве или принятии соответствующего решения НБУ);
4) в случае принятия решения об отмене или списании суммы налогового долга (его части)
Размер начисляемой пени:

На сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) пеня начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в ее уплате.

Размер пени в случае выявления занижения налогового обязательства плательщика налогов определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения.

Размер пени при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов – физических лиц определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов – физических лиц.

Пеня не начисляется:
  • на пеню;
  • за несвоевременное или перечисление не в полном объеме налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, если такое несвоевременное или неполное перечисление произошло из-за нарушения банком сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом Украины от 05.04.2001 г. № 2346-ІІІ «О платежных системах и переводе средств в Украине»;
  • если руководитель налогового органа (его заместитель) согласно процедуре административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх сроков, определенных ст.56 раздела II НКУ, пеня не начисляется в течение таких дополнительных сроков независимо от результатов административного обжалования;
  • после окончания срока принятия наследства денежные обязательства и/или налоговый долг наследодателя становятся денежными обязательствами и/или налоговым долгом наследников. В течение срока принятия наследства на денежные обязательства и/или налоговый долг наследодателей пеня не начисляется.
Уплата пени:

Суммы пени самостоятельно уплачиваются плательщиком налогов. При погашении суммы налогового долга (его части) средства, уплачиваемые налогоплательщиком, в первую очередь засчитываются в счет налогового обязательства. В случае полного погашения суммы налогового долга средства, уплачиваемые таким плательщиком налогов, в следующую очередь засчитываются в счет погашения штрафов, в последнюю очередь засчитываются в счет пени.

Если налогоплательщик не выполняет установленную очередность платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), орган ГНС самостоятельно осуществляет такое распределение в вышеописанном порядке.

Пример расчета пени на сумму налогового долга:

Начисление пени осуществляется в день фактического погашения налогового долга (части налогового долга) за каждый календарный день просрочки платежа, включая день погашения.

Расчет пени на сумму погашенного налогового долга в размере 20 000 грн. за период с 22.11.2010 по 04.01.2011 осуществляется следующим образом.

Предположим, что учетная ставка НБУ, действующая на момент возникновения налогового долга (на 22.11.2010 г.) равнялась 7,75%, на момент погашения (на 04.01.2011г.) – 6%. В расчете используем ставку, размер которой больше, т.е. 7,75%.

Сумма пени рассчитывается по формуле:

погашения долга * Кдней / 100% * UНБУ * 1,2
Y=
,
R

где,

Y – сумма пени, начисляемой на фактически погашенную сумму налогового долга (всегда округляется до второго знака после запятой);

погашения долга – фактически погашенная сумма налогового долга;

Кднейколичество дней задержки уплаты налогового обязательства;

UНБУ – большая из учетных ставок НБУ, действующих в день возникновения или погашения долга;

1,2 – коэффициент для расчета 120 % годовых UНБУ;

R – количество дней в календарном году.

Для нашего примера:

20 000 * 44 / 100% * 7,75% * 1,2
Y=
,
365

где, Y = 224,22 грн.

Таким образом, начисленная налогоплательщику пеня составляет 224,22 грн.

Сроки давности для применения санкций и взыскания

Согласно п.102.1 ст.102 НКУ налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств плательщика налогов в случаях, определенных Кодексом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а если такая налоговая декларация была подана позже, – за днем ее фактической подачи. Если в течение указанного срока налоговый орган не определяет сумму налоговых обязательств, плательщик налогов считается освобожденным от такого налогового обязательства, а спор относительно такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Срок давности 1095 дней не применяется в двух случаях (п.102.2 ст.102 НКУ):

1) налоговая декларация за период, когда возникло налоговое обязательство, не была подана;

2) должностное лицо плательщика налогов (физическое лицо – плательщик налогов) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства или по уголовному делу вынесено решение о его прекращении по нереабилитирующим основаниям, вступившее в законную силу.

Такой же по продолжительности срок – 1095 дней – отводится налоговому органу на взыскание налогового долга, возникшего в связи с отказом налогоплательщика в самостоятельном погашении денежного обязательства, начисленного контролирующим органом. В этом случае 1095 календарных дней исчисляется со дня возникновения налогового долга (п. 102.4 ст.102 НКУ).

Налогоплательщик тоже ограничен в возможности вернуть переплату или возмещение из бюджета тем же сроком. Согласно п.102.5 ст.102 НКУ, заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в случаях, предусмотренных НКУ, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.

Есть ряд оснований, по которым срок давности может быть продлен по письменному заявлению налогоплательщика, если такой плательщик налогов в течение указанных сроков (п.102.6 ст.102 НКУ):

Штрафные санкции не применяются в течение сроков продления предельных сроков подачи налоговой декларации.

Документы


Нас находят: администрирование налогов и сборов обязательных платежей-реферат, учет налогов и сборов, таблица срок и место постановки юридических и физических лиц, со дня подачи в налоговом кодексе пример, самостоятельной уплате штрафа в размере недоимки по прибыли НКУ, после проверки предприятие уничтожило документы 1095 дней не прошло Что ожидает предприятие в случае повторной проверки этого периода?, плательщики налога, НКУ ст 87, начисление пени по нку пример, начисление налогов и сборов


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook