Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруПроверки контролирующими ор…

Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами

Оглавление

Общие положения о проверке контролирующими органами

Мораторий на проверки контролирующими органами

Основания для продления сроков проверок

Основания для приостановления проверки

Когда необходима экспертиза

Требование о представлении документов

Изъятие документов

Права налогоплательщика при проведении проверок

Документы

 

Мораторий на проверки контролирующими органами

Закон № 4448, который вступил в силу 07.04.2012 г., установил мораторий на проверки малого бизнеса. Мораторий не имеет ограниченного срока действия.

Действие Моратория распространяется на:

Мораторий не распространяется на физических лиц – предпринимателей, плательщиков НДС – как общесистемщиков, так и единщиков третьей группы по ставке 3%, а также юридических лиц – единщиков четвертой группы по ставке 3%.

Однако существует еще одно ограничение: деятельность субъектов хозяйствования не должна относиться к высокой степени риска согласно Закона о проверках. Напомним, что критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления различных видов деятельности , утверждаются КМУ. Если деятельность предпринимателя или юридического лица, неплательщика НДС относится к высокой степени риска, то по данному направлению их могут проверить в общем порядке.

Контролировать деятельность субъектов хозяйствования, подпадающих под действие Закона № 4448, разрешено только в виде внеплановых проверок по следующим направлениям:

Также разрешены плановые и внеплановые проверки органами Пенсионного фонда субъектов малого предпринимательства, деятельность которых отнесена к средней степени риска.

Другие контролирующие органы проверять предпринимателей – неплательщиков НДС, не отнесенных к высокой степени риска, не имеют права. Мораторий напрямую связан с Законом о проверках и распространяется только на тех контролеров, которые работают на основании данного Закона.

Закон о проверках не распространяется на налоговые проверки, проверки в сферах валютного, таможенного контроля, проверки кассовых операций, контроль за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий, за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, радиочастотном ресурсе, на архитектурно-строительный контроль. Также не подпадают под действие Закона оперативно-розыскная деятельность и прокурорский надзор.

Таким образом, мораторий на проверки не касается проверок:

Нормы НКУ, в частности пп.75.1.3 ст.75, содержали запрет на проведение фактических проверок предпринимателей – неплательщиков НДС и юрлиц-единщиков. Но такой запрет также действовал только до введения новой упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Поэтому в настоящее время официального моратория на налоговые проверки упрощенцев нет.

Основания для продления сроков проверок

Продление сроков всех видов проверок возможно лишь при наличии решения руководителя органа ГНС.

Продление срока проведения фактической проверки возможно также на основании решения руководителя органа ГНС, но при наличии строго имеющихся на то оснований:

  1. Если проверяемый субъект решит, что для хода проверки крайне важны определенные документы, которые не были представлены им ранее и которые могут изменить вердикт проверяющих, он имеет право такие документы представить. Для этого необходимо написать в контролирующий орган соответствующее заявление, что и повлечет за собой продление фактической проверки (п.82.3.1 ст. 82 НКУ).
  2. Если на проверяемом объекте установлен посменный режим работы или суммированный учет рабочего времени и проверяющие просто не имеют возможности в установленные сроки осуществить проверку (п. 82.3.2 ст. 82 НКУ).

Основания для приостановления проверки

Документальная выездная плановая или внеплановая проверка может быть приостановлена только для крупного налогоплательщика .

Статья 14 НКУ определяет крупного налогоплательщика как юридическое лицо , у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает пятьсот миллионов гривен или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, за такой же период превышает двенадцать миллионов гривен.

Для малых предприятий приостановления проверок не предусмотрено.

В соответствии со ст.1 Закона Украины от 19.10.2000 г. № 2063-ІІІ "О государственной поддержке малого предпринимательства" субъектами малого предпринимательства являются юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которой среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и объем годового валового дохода не превышает 70 млн. грн.

Что касается других налогоплательщиков, то к этой категории относятся плательщики, которые не подпадают под определение крупного налогоплательщика или субъекта малого предпринимательства (см. письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89).

Проведение документальной выездной плановой или внеплановой проверки крупного налогоплательщика может быть приостановлено в случае необходимости восстановления проверяемым субъектом утерянных документов, получения дополнительных сведений, касающихся его деятельности, необходимости проведения экспертизы, получения информации от государственных органов относительно деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судебных исков по вопросам, связанным с предметом проверки.

Приостановление проверки возможно только при наличии решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом. Копия решения о приостановлении проверки не позднее следующего рабочего дня должна быть вручена налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись.

Приостановление документальной выездной плановой и внеплановой проверки прерывает ход ее проведения, который затем восстанавливается на неиспользованный срок.

Общий срок, на который может быть приостановлена проверка, не должен превышать 30 рабочих дней. В случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов относительно деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судебных исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления утерянных документов, проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения соответствующей процедуры.

Когда необходима экспертиза

НКУ установлено, что для решения вопросов, имеющих значение для осуществления налогового контроля, для получения необходимых специальных знаний в отрасли науки, искусства, техники, экономики и т. п., может быть назначена экспертиза.

Такая экспертиза:

Оба документа (и заявление налогоплательщика, и решение органа ГНС) должны содержать:

Орган ГНС, руководство которого назначило проведение экспертизы, обязан ознакомить налогоплательщика (или его представителя) с решением о проведении экспертизы, а по окончании экспертизы – с заключением эксперта.

Экспертиза проводится на основании имеющихся документов (материалов), однако эксперт имеет право просить предоставления дополнительных материалов, которые ему необходимы для заключения.

Если представленных материалов эксперту недостаточно и на их основании невозможно сделать окончательное заключение, он имеет право отказаться от предоставления такого заключения.

При этом НКУ устанавливает, что за предоставление заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии с законом.

Требование о представлении документов

В ходе проведения проверок возникают ситуации, когда от налогоплательщика требуют представить определенные документы. Какие документы, и в каком порядке субъект должен представить проверяющим, определяет НКУ.

Общим правилом является положение о том, что документы могут быть истребованы от налогоплательщика должностными (служебными) лицами органов ГНС исключительно в случаях, предусмотренных НКУ.

НКУ предоставил право должностным лицам органа ГНС при проведении проверки получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытиии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Обязанность предоставить документы в полном объеме, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним, возникает у налогоплательщика после начала проверки. К таким документам, в частности, относятся:

Отдельные требования относительно предоставления документов предусмотрены для крупных налогоплательщиков.

От них требуется предоставление документов в электронном виде с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в формате и порядке, определенных центральным органом государственной налоговой службы).

Срок для представления документов при проверке установлен не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой или внеплановой, а также документальной невыездной проверки.

Если потребуется представить документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными, должен быть оформлен акт в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо органа ГНС и налогоплательщик или его представитель. Причем, в акте обязательно должна быть указана фамилия представителя органа ГНС, который получил эти документы.

Должностные лица органа ГНС, которые проводят проверку, имеют право получать от налогоплательщика или его представителей копии документов, которые относятся к предмету проверки. Все копии должны быть удостоверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью предприятия.

НКУ предусматривает, что проверяемый налогоплательщик может отказаться предоставить копии документов представителю органа ГНС, тогда последний составляет акт в произвольной форме, который удостоверяет факт отказа. В акте указываются должность, фамилия, имя, отчество налогоплательщика (или его представителя) и перечень документов, которые ему предлагалось представить. Акт подписывается участниками этого процесса. В случае отказа налогоплательщика или его законного представителя от подписания данного акта, в нем совершается соответствующая запись.

Копии документов передаются с описью, которую делает проверяющий. Копия описи вручается под роспись налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик или его законный представитель отказывается от удостоверения описи или от подписи о получении ее копии, тоже делается соответствующая отметка.

Если возникнет такая ситуация, что до начала проведения проверки или в ходе проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, или других документов, касающихся вопросов исчисления и уплаты налогов и сборов, уже были изъяты правоохранительными и другими органами, они обязаны в течение трех рабочих дней предоставить для проведения проверки контролирующему органу их копии или обеспечить доступ к проверке таких документов.

При описанной ситуации сроки проведения проверки переносятся до даты получения копий документов или обеспечения доступа к ним.

Изъятие документов

Статья 85 НКУ строго устанавливает запрет на изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Применительно к первичным документам и регистрам бухгалтерского учета Закон о бухучете также указывает на то, что они могут быть изъяты только в рамках уголовно-процессуального законодательства (часть девятая ст.9). Нормами данного Закона предусмотрено изъятие у предприятия только копий первичных документов и регистров бухгалтерского учета и только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законами. При этом обязательным является составление реестра изымаемых копий документов. Кроме того, п.6.9 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88, которым помимо прочего устанавливается порядок создания и хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности предприятиями, учреждениями и организациями, предусмотрено, что изъятие первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности у предприятий и организаций осуществляется в соответствии с законодательством.

На сегодняшний день порядок изъятия документов в рамках уголовно-процессуального законодательства определен главой 16 УПКУ.

Часть 4 ст.178 УПКУ устанавливает, что изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских документов может проводиться только по мотивированному постановлению судьи.

Должностные лица предприятий и граждане-предприниматели во время проведения процессуальных действий не имеют права отказать в предъявлении или выдаче документов.

Изъятие документов в помещениях предприятий, учреждений и организаций осуществляются в присутствии их представителей (ст.181 УПКУ).

Все документы, подлежащие изъятию, предъявляются присутствующим лицам и перечисляются в протоколе изъятия или в приложенной к нему описи. В необходимых случаях изъятые документы должны быть упакованы и опечатаны на месте (ст.186 УПКУ).

Если предприятию для осуществления деятельности необходимы копии изъятых документов, то по ходатайству их владельца, а также других лиц, которые по законодательству имеют право ими пользоваться, они должны быть им предоставлены. Копии изъятых документов изготовляются с использованием копировальной техники, электронных средств предприятия или копировальной техники, электронных средств органов, осуществляющих изъятие. Такие копии удостоверяются подписью лица, производящего изъятие, и заверяются печатью.

В случае невозможности изготовления копий изъятых документов в протокол должна быть внесена запись о ходатайстве относительно предоставления копий документов и в десятидневный срок со дня изъятия копии должны быть предоставлены.

Если будет вынесено мотивированное постановление об отказе в выдаче копий документов, оно может быть обжаловано в прокуратуре или суде.

Протокол изъятия документов оформляется в двух экземплярах. В протоколе должны быть указаны: основания для изъятия; помещение, в котором было осуществлено изъятие; лицо (субъект), у которого производилось изъятие (ст.188 УПКУ). К протоколу прилагается опись изъятых документов. Оба экземпляра протокола и описи подписываются лицом, производящим изъятие, и представителями предприятия.

В протокол выемки должны быть внесены все заявления и замечания представителей организации на неправомерные действия, допущенные в ходе изъятия, о чем в двухдневный срок уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за следствием.

Вторые экземпляры протокола и описи вручаются представителю предприятия (часть вторая ст.189 УПКУ).

Права налогоплательщика при проведении проверок

Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении проверки, ознакамливаться с материалами дела и получать акты (справки) проверки, осуществленной контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки.

В случае наличия замечаний относительно содержания составленных актов (справок) налогоплательщик имеет право подписывать их с замечаниями и подавать контролирующему органу письменные возражения в порядке, установленном НКУ.ГНАУ отмечает, что даже в случае несогласия с заключениями акта проверки, его необходимо подписывать, чтобы в последующем иметь законные основания на его обжалование. Обжалование решений, действий (бездеятельности) контролирующих органов (его должностных лиц), осуществляется в порядке, установленном НКУ.

Согласно пп.17.1.8 ст.17 НКУ налогоплательщик имеет право требовать от контролирующих органов проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в его интересах.

Как известно, в акте проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств налогоплательщика (п.86.10 ст.86 НКУ), поэтому желательно во время проведения проверки учитывать и данную норму.

В случае, если до окончания проверки или в течение трех дней со дня получения акта проверки налогоплательщик не предоставляет должностным лицам органа ГНС, которые проводят проверку, документы (независимо от причины такого непредоставления, кроме случаев изъятия документов), которые подтверждают показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности, считается, что такие документы отсутствовали у него на время составления такой отчетности.

Если налогоплательщик по окончании проверки и до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки предоставляет документы, подтверждающие показатели, отраженные в налоговой отчетности, которые не предоставлены во время проверки (кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым п.44.7 ст.44 НКУ), такие документы должны быть учтены контролирующим органом во время принятия решения.

Если должностное лицо контролирующего органа, которое осуществляет проверку, отказывается по любой причине от учета документов, предоставленных налогоплательщиком во время проведения проверки, налогоплательщик имеет право до окончания проверки направить их письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или предоставить непосредственно в контролирующий орган, назначивший проведение проверки, копии таких документов (удостоверенные печатью налогоплательщика (при ее наличии) и своей подписью).

В течение трех рабочих дней со дня получения акта проверки налогоплательщик имеет право предоставить контролирующему органу, который назначил проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие.

В случае, если во время проведения проверки налогоплательщик предоставляет документы должностному лицу контролирующего органа, которое осуществляет проверку, меньше чем за три дня до ее завершения или когда направленные документы поступили непосредственно в контролирующий орган меньше чем за три дня до дня завершения проверки, проведение проверки продлевается на срок, определенный ст.82 НКУ.

Если направленные документы поступили в контролирующий орган после завершения проверки или в случае предоставления таких документов в течение трех рабочих дней со дня получения акта проверки, контролирующий орган имеет право не принимать решения по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку такого налогоплательщика.

Поэтому налогоплательщикам желательно четко придерживаться сроков предоставления документов и правильно

документировать факт их предоставления контролирующему органу.

Налогоплательщики имеют также другие права, в том числе:

Документы

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Закон Украины от 19.10.2000 г. № 2063-ІІІ "О государственной поддержке малого предпринимательства";
  3. Письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89;
  4. Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (Закон о бухучете);
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г. (УПКУ);
  6. Закон Украины от 23.02.2012 г. № 4448-VI “Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц – предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности” (Закон № 4448);
  7. Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” (Закон о проверках).

Нас находят: Заявление о выдаче удостоверенных копий финансово-хозяйственных документов изъятых в ходе осмотра места происшествия, проверки контролирующих органов, приостановка проверок контролирующих органов, Проанализировать акты проверки контролирующих органов за последний год, положение о проверке такси тремя органами контроля, положение о проверке, положение о проверках юридических лиц, что писать в акте проверки если утеряны кассовые документы, положение о проверках контролирующих органов, положение о проведении проверок контролирующими органами


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook