Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруПроверки контролирующими ор…

Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами

Оглавление

Обжалование решений контролирующих органов

Общие положения

Содержание жалобы

Сроки подачи первичной жалобы

Рассмотрение жалобы

Повторная жалоба

Решение по жалобе

Судебное обжалование

Документы

 

Общие положения

НКУ предусматривает две формы обжалования решений, принятых контролирующим органом, – в административном или в судебном порядке (п.56.1 ст.56 НКУ).

Если по результатам проверки выносится решение об уплате денежного обязательства и налогоплательщик считает, что его сумма определена неправильно, или это решение вообще противоречит законодательству или выходит за рамки полномочий проверяющих, можно обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения в административном порядке. При этом следует в письменном виде уведомить контролирующий орган, чье решение обжалуется, о подаче жалобы.

Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы утверждено приказом Минфина Украины от 19.11.2012 г. № 1203.

Органы ГНС рассматривают жалобы налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств или любые другие решения налоговых органов, принятых в рамках их полномочий, кроме пошлины, акцизного сбора, НДС и других налогов и сборов, которые взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны или вывоза (пересылки) товаров и предметов с таможенной территории Украины или с территории специальной таможенной зоны.

Если налоговое обязательство самостоятельно определено налогоплательщиком в налоговой декларации (расчете), оно обжалованию не подлежит.

Действие Положения № 1203 не распространяется на рассмотрение жалоб налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения, которые уже обжалованы в судебном порядке.

Жалобы на решения органов ГНС районного уровня подаются в органы ГНС в АРК, областные и городские Киевскую и Севастопольскую налоговые.

Решения специализированных органов ГНС обжалуются в ГНС в округах, а решения окружных ГНС – в центральный орган исполнительной власти, реализущий государственную налоговую политику.

Жалобы на решения региональных управлений Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий центрального органа ГНС подаются в Департамент, а на решения Департамента – в центральный орган ГНС (п.8.2 Положения № 1203).

Отказ в принятии жалобы налогоплательщика запрещается. Регистрация жалобы должна происходить в день ее представления или поступления в орган ГНС.

Форма подачи жалобы – письменная. Если налогоплательщик уверен, что решение вынесено необоснованно, он может приложить к жалобе удостоверенные копии документов, собственные расчеты и доказательства, подтверждающие его правоту.

Содержание жалобы

Согласно п.4 Положения № 1203 в жалобе должны быть указаны:

а) фамилия, имя, отчество, местожительство физического лица – предпринимателя, для юридического лица – наименование и местонахождение, а также адрес, на который необходимо направить решение по жалобе;

б) наименование органа ГНС, которым издано обжалуемое налоговое уведомление-решение, его номер и дата издания, название налога, сбора или штрафной (финансовой) санкции и ее сумма;

в) суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснования несогласия налогоплательщика с суммой денежного обязательства, определенной контролирующим органом в налоговом уведомлении-решении, или несогласие с другим решением органа ГНС;

г) сведения об уведомлении (или неуведомлении) соответствующего органа ГНС о подаче данной жалобы;

ґ) подпись физического лица – предпринимателя или подпись руководителя юридического лица (или лица, исполняющего его обязанности). Если жалоба подается представителем предпринимателя или юридического лица, то к жалобе прилагается копия доверенности , оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

д) перечень документов и расчетов, которые прилагаются к жалобе, а в случае направления жалобы по почте требуется опись вложения и уведомление о вручении.

Жалоба, оформленная без соблюдения данных требований, возвращается подавшему ее лицу не позднее пяти дней со дня ее получения с соответствующими разъяснениями.

Жалобы с вопросами, не относящимися к компетенции органов ГНС, в этот же срок пересылаются соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается подавшему ее лицу.

Повторные обращения в один и тот же орган ГНС, от одного и того же лица или по одному и тому же вопросу, если он решен по существу, не рассматриваются.

При подаче жалобы налогоплательщик имеет право:

Сроки подачи первичной жалобы

Срок подачи первичной жалобы – 10 календарных дней, следующих за днем получения решения. Пропуск данного срока является причиной отказа в принятии жалобы (п.56.7 ст.56 НКУ).

Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы контролирующим органом, а в случае направления ее по почте – дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, которая указана отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.

В случае отсутствия уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что делает невозможным выяснение даты получения отделением почтовой связи жалобы, датой ее представления считается дата поступления в орган ГНС.

Если срок подачи жалобы приходится на выходной или праздничный день, последним днем для ее подачи считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Жалоба, поданная с соблюдением данного срока, приостанавливает выполнение денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня представления такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение данного срока налоговые требования по налогу не направляются, а сумма денежного обязательства считается несогласованной.

По заявлению налогоплательщика десятидневный срок представления жалобы может быть продлен руководителем налогового органа (или заместителем), который рассматривает жалобу, если налогоплательщик:

  1. Находился за пределами Украины;
  2. Находился в плавании на морских судах за рубежом Украины в составе команды (экипажа) таких судов;
  3. Находился в местах лишения свободы по приговору суда;
  4. Имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или в результате других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;
  5. Был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Если налогоплательщик самостоятельно определил налоговое обязательство, оно, естественно, обжалованию не подлежит. А вот если денежное обязательство налогоплательщика определяет контролирующий орган по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, оно также может быть обжаловано в административном порядке в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения.

Данный тридцатидневный срок для обжалования распространяется в том числе на:

а) суммы денежного обязательства по плате на землю, начисленной органами ГНС физическим лицам ;

б) решения о:

Сроки представления жалобы на решение контролирующего органа могут быть продлены также по правилам и на основаниях, определенных п.102.6 ст.102 НКУ.

Рассмотрение жалобы

Во время процедуры административного обжалования обязанность доказать правомерность вынесения решения возложена на контролирующий орган.

Орган, получивший жалобу, обязан рассмотреть ее и в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения, принять мотивированное решение и направить его в адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен до 60 календарных дней по решению руководителя (или его заместителя) контролирующего органа. Об этом налогоплательщик должен быть уведомлен в срок, отведенный для рассмотрения жалобы, а именно в течение 20 дней с момента ее получения.

Если данные сроки приходятся на выходной или праздничный день, последним днем для них считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

При рассмотрении жалобы проверяется правомерность начисления, осуществленного органом ГНС, или принятия любого другого решения, которое обжалуется, и принимается одно из следующих решений:

а) налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение органа ГНС оставляется без изменений, а жалоба без удовлетворения ;

б) налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение органа ГНС отменяется в определенной части и жалоба удовлетворяется тоже в определенной части;

в) налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение органа ГНС отменяется полностью и жалоба удовлетворяется тоже полностью;

г) увеличивается сумма денежного обязательства или налогового долга (данная сумма также может быть впоследствии обжалована);

г) жалоба оставляется без рассмотрения и возвращается автору в случаях, предусмотренных ст.8 Закона Украины от 02.10.96 г. № 393/96-ВР "Об обращениях граждан" (п.14 Положения № 1203).

НКУ установлено, что если любая нормативно-правовая норма допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение должно приниматься в интересах налогоплательщика.

При рассмотрении жалобы налогоплательщика во время административного обжалования могут учитываться налоговые консультации , предоставленные такому налогоплательщику органами ГНС с учетом положений ст.53 гл.3 р. II НКУ (п.14 Положения № 1203).

Жалоба считается полностью удовлетворенной в интересах налогоплательщика, если ему не направляется (имеется в виду не факт получения, а факт отправки) мотивированное решение о ее рассмотрении в течение 20 дней после ее получения контролирующим органом или в течение продленного по решению его руководителя срока (пп.56.9 ст.56 НКУ).

НКУ регламентирует окончание процедуры административного обжалования следующими сроками (пп.56.17 ст.56):

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика. Со дня получения налогоплательщиком решения органа ГНС, принятого по результатам рассмотрения жалобы, процедура административного обжалования заканчивается, а денежное обязательство с этого дня является согласованным.

Начиная со следующего дня окончания процедуры административного обжалования налогоплательщик в течение 10 дней обязан оплатить согласованную сумму денежного обязательства, в противном случае оно будет считаться налоговым долгом. На сумму налогового долга начисляется пеня. Налоговые органы в дальнейшем осуществляют взыскание налогового долга налогоплательщика в порядке, определенном налоговым законодательством.

Повторная жалоба

Если орган ГНС примет решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы, налогоплательщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с повторной жалобой в орган ГНС высшего уровня (п.9.1 Положения № 1203). При этом налогоплательщик может приложить к жалобе должным образом удостоверенные копии документов, расчеты и доказательства, которые необходимы для рассмотрения дела.

Если такие копии документов не приложены к жалобе, орган ГНС высшего уровня истребует их ксерокопии от органа ГНС, решение которого обжалуется.

Жалоба, поданная с соблюдением указанных порядка и сроков, приостанавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня представления такой жалобы до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение данного срока налоговые требования, которые обжалуются, не направляются, а сумма денежного обязательства считается несогласованной (п.11 Положения № 1203).

Решение по жалобе

По результатам проведения процедуры административного обжалования принимается решение, которое оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Содержание решения состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (п.15 Положения № 1203). Решение оформляется на бланке органа ГНС, который рассматривал жалобу.

Во вступительной части решения указываются полное наименование юридического лица, подавшего жалобу, фамилия и инициалы должностного лица юридического лица или физического лица – предпринимателя, сведения о предмете обжалования, дата принятия жалобы к рассмотрению (дата и номер указываются по данным журнала регистрации входной корреспонденции).

Описательная часть решения должна содержать перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы, дату и номер налогового уведомления-решения об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или другого решения органа ГНС и наименование органа ГНС, выдавшего данные документы, а также краткое изложение требований и ходатайств, содержащихся в жалобе.

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы и доказательства, на которых основываются заключения органа ГНС, рассматривавшего жалобу, а также ссылка на конкретные нормы НКУ и другие нормативно-правовые акты, обосновывающие ответ на жалобу.

Резолютивная часть решения должна содержать суть заключения: об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении требований или ходатайства, изложенные в жалобе, об увеличении суммы налогового обязательства или налогового долга или оставлении жалобы без рассмотрения.

Решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика принимает руководитель органа ГНС или его заместитель.

Оригинал решения с регистрационным номером исходящей корреспонденции направляется (предоставляется) налогоплательщику.

Решение считается направленным (предоставленным) юридическому лицу, если оно вручено должностному или уполномоченному лицу такого юридического лица под расписку или направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному в жалобе как адрес, на который необходимо направить решение по жалобе.

Решение считается направленным (предоставленным) физическому лицу - предпринимателю, если оно вручено лично ему или его представителю под расписку или направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному в жалобе как адрес, на который необходимо направить решение по жалобе.

Копия решения, принятого органом ГНС высшего уровня по рассмотрению первичной жалобы налогоплательщика, направляется для исполнения в орган ГНС по месту взятия на учет налогоплательщика и хранится с материалами рассмотрения жалобы, которые приобщаются к делу налогоплательщика.

Копия решения, принятого органом ГНС высшего уровня по рассмотрению повторной жалобы налогоплательщика, направляется для выполнения в орган ГНС по месту постановки на учет налогоплательщика и в орган ГНС высшего уровня, который рассматривал первичную жалобу.

Копия решения, принятого органом государственной налоговой службы высшего уровня по рассмотрению повторной жалобы налогоплательщика, хранится с материалами рассмотрения жалобы.

Если почта не может вручить налогоплательщику решение о результатах рассмотрения жалобы из-за его отсутствия по указанному адресу или в случае отказа его принять, решение считается врученным в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с отметкой о причинах невручения (п.15 Положения № 1203).

Судебное обжалование

Кроме административного обжалования у налогоплательщиков есть возможность также обжаловать налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в суде.

НКУ содержит две противоречащие друг другу нормы относительно сроков обжалования решения в суде. Так, п.56.18 ст.56 НКУ предусмотрено, что с учетом сроков давности, а именно в течение 1095 дней (ст.102 НКУ), налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения. Таким образом, налогоплательщик может обращаться в суд с требованием относительно противоправности налогового уведомления-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения.

С 06.08.2011 г. согласно Закону № 3609 отменена норма о продлении данного срока для судебного обжалования в случае применения предварительной процедуры административного обжалования налогового решения. Абзац второй п.56.18 ст.56 НКУ предусматривал возможность продления обращения в суд на срок, который фактически прошел с даты обращения налогоплательщика с жалобой в налоговый орган до даты получения (включительно) окончательного решения по результатам рассмотрения жалобы.

Таким образом, у налогоплательщика есть только 1095 дней для обращения в суд за обжалованием неправомерного решения.

В то же время остается действующим п.56.19 ст.56 НКУ, согласно которому в случае, если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования.

Соответственно п.56.18 и 56.19 НКУ по-разному регулируют вопрос сроков судебного обжалования решений контролирующего органа о начислении денежного обязательства.

Во-первых, отличается длительность срока, в течение которого налогоплательщик имеет право обратиться в суд. Если п.56.18 ст.56 отсылает к срокам давности, определенным ст.102 НКУ (1095 дней), то п.56.19 ст.56 устанавливает месячный срок для судебного обжалования.

Во-вторых, предусмотренный п.56.18 ст.56 срок начинает свой ход со дня, следующего за днем получения решения, а срок, установленный п.56.19 ст.56 начинает отсчет от дня, который наступает за днем окончания процедуры административного обжалования.

Таким образом, две нормы НКУ по-разному регулируют одни и те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. При таких обстоятельствах, как указано в письме ВАСУ от 01.11.2011 г. № 1935/11/13-11, п.56.18 и 56.19 ст.56 НКУ не могут применяться судами одновременно, а преимущество должно быть отдано одной из этих законодательных норм.

При решении данной законодательной коллизии суды должны исходить из мотивов, изложенных в письме ВАСУ от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11. В частности – руководствоваться п.56.21 ст.56 НКУ. Данной нормой установлено, что в случае, если любая нормативно-правовая норма допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в интересах как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение должно приниматься в интересах налогоплательщика.

Поэтому при принятии искового заявления от налогоплательщиков об обжаловании налоговых уведомлений-решений или других решений о начислении денежных обязательств суды должны решать вопрос в интересах налогоплательщика и применять п.56.18 ст.56 НКУ, который предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1095 дней), нежели п.56.19 ст.56 НКУ этой же статьи (один месяц).

Таким образом, в Письме № 1935 четко указано, что срок для обращения в суд с требованием о признании противоправным решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства должен определяться по правилам п.56.18 ст.56 НКУ. Он составляет 1095 дней со дня получения такого решения, независимо от того, воспользовался ли налогоплательщик своим правом на досудебное решение спора путем применения процедуры административного обжалования.

Если решение будет обжаловано в судебном порядке, оно уже не подлежит административному обжалованию. Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления в силу решения суда.

Если налогоплательщику вменяется уклонение от уплаты налогов и он обжалует данное решение налогового органа в суде в административном или судебном порядке, обвинение его в уклонении от уплаты налогов не может основываться на решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения судебного дела. Это правило не распространяется на случаи, когда такое обвинение базируется не только на решении контролирующего органа, но и доказано на основаниидополнительно собранных доказательств в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины.

Возбуждение уголовного дела по любым поводам и основаниями относительно налогоплательщика или его работников не могут быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры апелляционного согласования.

Документы

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Закон Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно отдельных норм Налогового кодекса Украины» (Закон № 3609);
  3. Закон Украины от 02.10.96 г. № 393/96-ВР "Об обращениях граждан";
  4. Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом Минфина Украины от 19.11.2012 г. № 1203;
  5. Письмо ВАСУ от 01.11.2011 г. № 1935/11/13-11 (Письмо № 1935);
  6. Письмо ВАСУ от 10.02.2011 г. № 203/11/13-11.

Нас находят: оскарження рішень контролюючих органів, Обжалование решений контролирующих органов, обжалование решения контролирующих органов, обжалование о принятом решении контролирующих органов, контролирующий орган обжалование, как написать жалобу на решение контролирующих органов, как написать жалобу на протокол контролирующего органа, жалобы на обоснования решений контролирующих органов, жалоба на налоговое уведомление-решение, должна ли раскрывать информацию управляющая компания если решение контролирующего органа обжалуется в суде


Подписка на новости RSS

Мы на Facebook