Меню


Курсы СтимулСправочникСтатьиРуководителю

Как наладить учет на предприятии

Как наладить учет на предприятии

Как известно, профессия бухгалтера является одной из древнейших и важнейших профессий. С развитием мировой и национальной экономики в частности, спрос на нее стремительно растет. Быть бухгалтером сейчас - очень престижно и ответственно. Неотъемлемым задачей любой организации является предоставление точной и детальной информации, которая жизненно необходима не только для планирования дальнейших действий компании, ценовой политики и т.д., а и для рационального использования всех ресурсов фирмы, в частности и трудовых.

Раньше когда слышали слово «бухгалтер», в воображении появлялся серый образ забитого человека в очках, одетого в официальную одежду и с портфелем в руке. Сегодня бухгалтер - это очень ответственная и престижная профессия, поэтому и непосредственный образ включает в себя консервативного человека, способного, слегка резкого, но решительного. Для людей, которые весьма далеки от бухгалтерии, эти качества не вызывают никаких эмоций, однако для мудрого и уважающего себя и свое предприятие работодателя, эти черты являются едва ли не главными. Поэтому если углубиться в мир этой работы, то можно найти немало творческого и неординарного, отбросить стереотипы, которые складывались у людей в течение нескольких десятков лет.

Хотя, по правде говоря, стереотипы для нас, украинцев, довольно страшная вещь, потому что мы постоянно ими мыслим. Любая работа, каждое явление у нас с чем-то ассоциируется, и «хоть кол на голове теши», а наших предубеждений (не всегда верных и обоснованных) мы не выбросим из повседневного обихода.

Престижность бухгалтерской профессии также становится на порядок выше. Если раньше деятельность бухгалтера ограничивалась лишь учетом расходов, вычислением себестоимости, контролем за надежным хранения материальных ценностей и отслеживанием завершения плановых работ. Прибыль, доход, неиспользованные ресурсы и многие другие экономические понятия были относительными, хотя и широко использовались, как явление на рынке экономических услуг. Тем не менее, эти понятия имеют четкий и сложившийся характер как для работодателей, так и для непосредственно работников экономической сферы.

Следует отметить, что бухгалтерский учет должен вестись непрерывно и с момента официального существования предприятия. Это обеспечит надежность и стойкость финансовых дел.

Для законной и рациональной организации некоторые фирмы нанимают нескольких или целый штат специалистов. Более того, самостоятельное, собственноручно доведено до совершенства ведения бухгалтерской документации, составление и анализ отчетов владельцем определенной фирмы или предприятия или доверенными управляющими лицами невозможно и не может активно применяться на предприятиях, отчетность которых обычно имеет широкий характер.

Существует определенное основание, на котором строится успешная организация учета. Основными его условиями являются:

Также существует ряд важнейших факторов, которые обеспечивают удачную организацию учета. Прежде всего, это величина, то есть количество и качество работы предприятия. Также большую важность представляет форма собственности. Будет это государственная, частная или коллективная собственность. От этого фактора зависит количество штата, который будет работать именно с бухгалтерским учетом. Имеет значение вид и характер деятельности, ведь это будет представлять определенные различия в ведении дел.

Поэтому, мы выяснили, что ряд факторов, приведенных выше, в корне могут изменить критерии ведения учета. Отмечу, что владелец или руководитель предприятия лично выбирает формы его управления.

Однако неотъемлемым и неизменным является то, что существуют две основные организационные формы бухгалтерского учета: централизованная и децентрализованная.

Основное их отличие заключается в том, что централизованная форма концентрирует весь учет в центральном бухгалтерском офисе. Подчиняется же все главному бухгалтеру. При децентрализованной форме часть аппарата находится в составе отдельных, дифференцированных между собой производственных подразделений, отделов и тому подобное. Методологически ими руководит главный бухгалтер, а административно - руководители этих подразделений.

Все подразделения разделены на отдельные группы для более эффективного выполнения многих функций. Это и финансовые, и расчетные, и материальные группы. Каждая из них имеет определенные задачи. Например, финансовая группа ведет расчетные операции. А это и учет счетов и денежных средств в кассе. Также работники должны сохранять контроль финансовой и платежной систем.

Если описывать расчетную группу, то основной ее задачей является контроль не только за правильностью расчетов заработной платы и ее начислением, а и за учетом или отчислением налогов в налоговые учреждения.

Материальная группа обеспечивает заготовку и расход материальных ценностей, их инвентаризацию, которая проводится на складах, складских помещениях.

Все эти группы подчиняются главному бухгалтеру, который, конечно, в свою очередь, имеет ряд своих важных обязанностей. Среди них: обеспечение единых принципов по методу бухгалтерского учета, отчетность и ее анализ, контроль расчетов всех операций, участие в оформлении документов, возмещение расходов в условиях убыточной деятельности. Также главный бухгалтер обязан проверять уровень выполнения учета не только непосредственно на фирме, но и ее филиалах, представительствах и других подразделениях данного предприятия.

В 2000 году в Украине реформировали бухгалтерский учет. Это позволило разработать творческий подход к нему. Ведь до сих пор учет был лишь инструктивным, то есть таким, который действовал по определенным инструкциям. Теперь бухгалтера могут самостоятельно выбирать те или иные методы работы.

Однако обычно выбранные методы и правила уже не могут изменяться. Также на предприятии должны функционировать установленные методы, которые непосредственно применяются данной фирмой, формы и техники ведения и непосредственного осуществления бухгалтерского учета, исходя из особенностей вида, форм, норм и специфики предприятия. Они должны быть существенными, обоснованными, взвешенными и осторожными.

Несмотря на все приведенные выше примеры и факты, остается сказать только одно - для того, чтобы установить учет на предприятии, нужны не только материальная, техническая базы, громоздкие расчеты и сложные вычисления, а еще две основные составляющие - желание и высококвалифицированные работники. Жизнь неоднократно показывала каждому из нас, что никакие деньги, никакие блага не имеют смысла, когда нет желания и мудрого человека, который бы эти желания мог воплотить в жизнь. Поэтому следует всегда помнить, что ленивый ищет причины, а мудрый создает их сам.

Крамарова М.Е.


Нас находят: как наладить бухгалтерский учет


Подписка на новости RSS

Мы на Facebook