Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруПроверки контролирующими ор…

Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами

Оглавление

Проверки органами ГНС

Виды проверок

Камеральная проверка

Документальные проверки

Документальная плановая проверка

Документальная внеплановая проверка

Документальная невыездная проверка

Фактическая проверка

Документы

 

Виды проверок

Органы государственной налоговой службы имеют право проводить:

Камеральные и документальные проверки проводятся органами ГНС в порядке, установленном НКУ, а проведение фактических проверок регулируется, кроме НКУ, еще и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной налоговой службы.

Документальные выездные проверки проводятся по местонахождению налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого она осуществляется.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы.

Фактическая проверка проводится без предупреждения по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, месту расположения хозяйственных или других объектов права собственности проверяемого.

Камеральная проверка

Камеральной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных налоговой декларации налогоплательщика.

Решения руководителя органа ГНС или направления на проведение камеральной проверки не требуется.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки также не обязательно.

В ходе данной проверки проверяется вся имеющаяся налоговая отчетность сплошным порядком. Представлять дополнительные документы по требованию органа ГНС или формы отчетности при камеральной проверке налогоплательщик не обязан.

Документальные проверки

Целью документальной проверки является проверка:

Документальная проверка проводится на основании:

Такая проверка может проводиться также на основании документов и налоговой информации, полученной в результате проверки других налогоплательщиков.

Документальная плановая проверка

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверки.

В этот план-график обычно «попадают» налогоплательщики, которые имеют риск неуплаты налогов и сборов, невыполнения требований другого законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы.

Периодичность проведения документальной плановой проверки определяется в зависимости от степени риска в деятельности налогоплательщиков, который подразделяется на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска должны включаться в план-график не чаще, чем 1 раз в три календарных года, средним – не чаще, чем 1 раз в два календарных года, высоким – не чаще 1 раза в календарный год.

Не чаще, чем один раз в три года должны проверяться такие налогоплательщики:

Такой период проверки сохраняется в случае соблюдения налогоплательщиками указанных параметров и при отсутствии нарушений требований ст.45, 49, 50, 51, 57 НКУ. Это нарушение порядка представления налоговых деклараций и уточняющих расчетов; представления сведений о выплаченных доходах физлицам; норм об определении налогового адреса; сроков уплаты налогового обязательства .

Для проведения документальной плановой проверки требуется утвержденное приказом решение руководителя налоговой.

Перед проведением проверки налогоплательщику должны за 10 календарных дней вручить под роспись или направить заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении проверки и письменное уведомление с указанием даты начала ее проведения.

Проверки разными контролирующими органами одного и того же налогоплательщика должны быть скоординированы между данными органами.

Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов утвержден постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1234.

Формирование планов выезда на плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов осуществляется ежеквартально самостоятельно каждым контролирующим органом по местонахождению субъекта или по месту расположения объекта собственности.

Если разные контролирующие органы запланировали провести проверку одного и того же субъекта в одном отчетном квартале, они должны это сделать одновременно, согласовав до 20 числа последнего месяца квартала свои планы с соответствующим органом ГНС, который должен не позднее чем за 10 дней до начала проведения проверки сообщить об этом субъекту хозяйствования.

Если все контролирующие органы не имеют возможности провести проверку одновременно в установленные планом сроки, с субъектом должны быть согласованы сроки проведения проверок, с учетом, что они не будут препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности.

Порядок допуска должностных лиц органов налоговой службы к проведению документальной плановой проверки предусмотрен ст.81 НКУ.

Продолжительность документальной плановой проверки не должна превышать:

Продление сроков проведения данной проверки возможно только по решению руководителя органа государственной налоговой службы и не более, чем на половину планового срока, а именно на:

Документальная внеплановая проверка

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных НКУ.

Обстоятельства эти следующие:

  1. Если по результатам проверки других налогоплательщиков или получения налоговой информации обнаружены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, и если налогоплательщик не предоставит на этот счет соответствующие пояснения в документальном виде. Обязанность у налогоплательщика представлять пояснения в течение 10 рабочих дней возникает только после письменного запроса органа ГНС.
  2. Если налогоплательщиком вовремя не представлена налоговая декларация или расчеты.
  3. Если после проверки налогоплательщиком подается уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся.
  4. Если в налоговой декларации обнаружена недостоверность данных и налогоплательщик не предоставит на этот счет соответствующие пояснения в документальном виде. Обязанность у налогоплательщика представлять пояснения в течение 10 рабочих дней возникает только после письменного запроса органа ГНС.
  5. Если после проверки налогоплательщиком подано возражение к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов этой проверки или отмена соответствующего налогового уведомления-решения. Это возможно в случае, когда налогоплательщик ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения новой проверки исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.
  6. Если начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования ), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя.
  7. Если возбуждено дело о признании налогоплательщика банкротом или подано заявление о снятии его с учета.
  8. Если налогоплательщиком подана декларация по НДС с возмещением из бюджета, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V НКУ.
  9. Если налогоплательщиком подана декларация по НДС с отрицательным значением по НДС более 100 тыс. грн.
  10. При наличии жалобы о непредоставлении налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил ее заполнения (если в течение десяти рабочих дней он не предоставит документальные пояснения на письменный запрос).
  11. При наличии постановления суда, органа дознания, следователя, прокурора о назначении проверки.
  12. В случае выявления органом ГНИ вышестоящего уровня несоответствия заключений акта проверки налогоплательщика требованиям законодательства.
  13. Если станет известно о нарушении налогоплательщиком порядка оформления трудовых отношений с наемными работниками и налогообложения их доходов.
  14. Если выявится, что хозяйственная деятельность осуществляется без государственной регистрации.

Для проведения документальной внеплановой проверки руководителем органа государственной налоговой службы должно быть принято решение, которое оформляется приказом. Копия данного приказа должна быть вручена налогоплательщику под роспись до начала ее проведения.

Порядок допуска должностных лиц органов налоговой службы к проведению документальной внеплановой выездной проверки предусмотрен ст.81 НКУ.

Продолжительность документальной внеплановой проверки не должна превышать:

Продление сроков проведения проверки возможно только по решению руководителя органа государственной налоговой службы и не более, чем на:

Продолжительность документальной внеплановой проверки, обусловленной подачей налогоплательщиком декларации по НДС с отрицательным значением по НДС более 100 тыс. грн., определяется на основании положений ст.200 НКУ.

Документальная невыездная проверка

Для проведения документальной невыездной проверки руководителем органа государственной налоговой службы должно быть принято специальное решение. Она проводится при наличии обстоятельств, предусматривающих проведение документальных плановых и внеплановых проверок.

Документальная невыездная проверка осуществляется на основании документов, по которым можно судить о том, насколько налогоплательщик:

Такими документами являются:

Такая проверка может проводиться также на основании документов и налоговой информации, полученной в результате проверки других налогоплательщиков.

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы исключительно на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, оформленного приказом.

Одним их главных условий проведения данной проверки является направление налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении копии данного приказа и письменного уведомления о дате ее начала и месте проведения. Направление может быть также вручено налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись.

Присутствие налогоплательщика во время проведения документальной невыездной проверки не обязательно.

Фактическая проверка

Новым видом проверки, которого не было ранее в арсенале органов ГНС, является фактическая проверка. В ходе такой проверки контролируется:

Для субъектов малого предпринимательства, не являющихся плательщиками НДС, до введения в действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства установлен мораторий на фактические проверки (пп.75.1.3 ст.75 НКУ).

Фактическая проверка проводится без предупреждения налогоплательщика по месту фактического осуществления им деятельности, по месту расположения хозяйственных или других объектов права собственности проверяемого. Однако предпосылками проведения такой проверки являются определенные обстоятельства, при наличии хотя бы одного из них возможен визит контролеров.

Фактическая проверка органами ГНС возможна в случаях если:

К физическому лицу могут пожаловать с фактической проверкой представители органов ГНС в случае получения информации об осуществлении им предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Порядок допуска должностных лиц органов налоговой службы к проведению фактической проверки предусмотрен ст.81 НКУ (см. раздел « Общие положения »).

Проверяющие имеют право приступить к фактической проверке только при условии предъявления или направления субъекту следующих документов:

Если указанные документы не предъявлены (не направлены) налогоплательщику (его должностным лицам или работнику, осуществляющему расчетную операцию) перед проведением проверки, это является основанием для недопуска контролеров к проверке.

Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами органа ГНС в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетную операцию.

Для проведения фактической проверки руководителем органа ГНС должно быть принято решение, которое оформляется приказом.

Копия данного приказа должна быть вручена налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись до начала проведения такой проверки (см. также письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125).

В приказе рекомендуется учитывать обязательные реквизиты, предусмотренные для направления на проведение проверки в соответствии с требованиями п.81.1 ст.81 НКУ. Такой приказ должен быть составлен отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (указанием перечня) его хозяйственных объектов (в случае наличия), которые подлежат проверке, с указанием должности и фамилии должностных лиц, которые будут проводить проверку.

В отличие от приказа на проведение проверки, направление на проверку составляется отдельно по каждому субъекту или объекту, который подлежит проверке согласно приказу, а также отдельно на каждого проверяющего. На фактическую проверку направляется не менее двух должностных лиц органа ГНС.

То есть, приказ составляется на одного налогоплательщика с указанием перечня всех его хозяйственных объектов и всех должностных лиц, направленных на проверку. Направление же выписывается на каждый объект налогоплательщика и на каждого конкретного проверяющего. Если проверяющих два и более, то и направлений должно быть столько же.

В направлении на проверку налогоплательщик или его работник, который фактически проводит расчетную операцию, должны расписаться и указать свою фамилию, имя, отчество, должность, дату и время ознакомления.

Если они отказываются это сделать, составляется акт, удостоверяющий факт отказа. И этот акт об отказе от подписи в направлении на проверку является для представителей ГНАУ основанием для начала проведения такой проверки.

Непредъявление налогоплательщику (его должностным лицам или лицам, которые фактически проводят расчетную операцию) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением требований установленных абзацем первым п.81.1 ст.81 НКУ, является основанием для недопущения должностных лиц органа ГНС к проведению фактической проверки.

Если же приказ о проведении проверки, копия которого должна быть вручена до начала проведения проверки, и направление на проверку оформлены правильно, налогоплательщик и/или должностные лица или лица, которые фактически проводят расчетную операцию, не имеют права не допустить к проверке проверяющих.

В случаях недопуска контролеров к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа (см. письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125).

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетной операции и ведения кассовой операции, должностными лицами органов ГНС на основании пп.20.1.9 ст.20 НКУ может быть проведена контрольная расчетная операция (п.80.4 ст.80 НКУ). При этом товары, которые были получены должностными лицами органов ГНС во время проведения контрольной расчетной операции, должны быть возвращены налогоплательщику в полном объеме и неповрежденном виде (см. письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125).

Во время проведения фактической проверки должностными лицами, которые ее осуществляют, может проводиться хронометраж хозяйственной операции. По результатам хронометража составляется соответствующая справка. Она подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами субъекта хозяйствования или его представителем и/или лицами, которые фактически осуществляют хозяйственную операцию, и является неотъемлемой частью (дополнением) акта (справки) о результатах фактической проверки (см. письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125).

Когда фактическая проверка направлена на выявление фактов нарушения трудового законодательства, проверке подлежат документы, удостоверяющие личность, или другие документы, которые дают возможность ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и т. п.).

При проведении такой проверки анализируется, как работодателем соблюдается законодательство в части заключения трудовых договоров, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе с теми, кому установлен испытательный срок; проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений; выясняются вопросы относительно ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда , проверяются ведомости об оплате труда работников.

Длительность фактической проверки по НКУ не должна превышать 10 суток. Продление данного срока возможно, но только по решению руководителя органа ГНС и не более, чем на 5 суток.

Основаниями для продления срока фактической проверки могут быть:

Если по результатам предыдущей проверки выявлено отсутствие лицензии, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации; а также нарушение порядка осуществления расчетных операций; ведения кассовых операций; порядка производства и обращения подакцизных товаров; оформления трудовых отношений с наемными работниками, фактическая проверка проводится для контроля в целях прекращения выявленных нарушений один раз в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки.

Документы

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов утвержден постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1234;
  3. Письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125.

Нас находят: проверка внеплановая не выездная, Проверки одного и того же государственного органа проводятся не чаще


Подписка на новости RSS     Добавьте в закладки Google fusion     Мы в Google+    

 

Мы ВКонтакте

 

Мы на Facebook