Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами
Проверки Госсанэпидслужбой Украины
Обязанности предприятий, учреждений и организаций
Плановые и внеплановые проверки
Ответственность за нарушение норм санитарного законодательства
Общие положения
Государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения осуществляет Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины (Госсанэпидслужба Украины), деятельность которой координируется КМУ через Министра здравоохранения Украины (Указ Президента Украины от 06.04.2011 г. № 400/2011 "О Положении о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины").
В целях выполнения данных функций разработано Положение о санэпиднадзоре.
Санэпиднадзор осуществляется главными государственными санитарными врачами, их заместителями, другими должностными лицами, а также учреждениями и заведениями государственной санитарно эпидемиологической службы.
Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава осуществляют надзор в рамках соответствующих административных территорий, а должностные лица госсанэпидслужбы других органов исполнительной власти – на территориях, на которые распространяется их деятельность, подчиненных им объектах, в подразделениях .
Текущий санэпиднадзор за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства, санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний, постановлений и заключений осуществляется путем обследования и проверки объектов надзора относительно соблюдения и реализации требований безопасности для здоровья и жизни человека.
Обследование и проверки проводятся избирательно по утвержденным планам, внепланово – в зависимости от санитарной и эпидемической ситуации, а также по сообщениям предприятий , учреждений и организаций и заявлениям граждан.
Планы обследования и проверки объектов надзора утверждаются главным государственным санитарным врачом. Внеплановые обследование и проверка проводятся по решению главного государственного санитарного врача (п.9 Положения о санэпиднадзоре).
Обследование и проверка объектов проводится должностными лицами государственной санитарно эпидемиологической службы по направлению главного государственного санитарного врача или его заместителей.
Права главных госсанврачей
Главные государственные санитарные врачи Автономной Республики Крым, областей, гг.Киева и Севастополя, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особым режимом работы в пределах соответствующих административных территорий (объектов) имеют право:
- 1) осуществлять надзор за соблюдением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами санитарного законодательства, а также контроль за проведением санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выполнением программ охраны здоровья населения;
- 2) расследовать причины и условия возникновения инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей;
- 3) бесплатно получать от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, которые находятся или осуществляют деятельность на соответствующей территории Украины, материалы и сведения, статистические и другие данные, которые характеризуют санитарно-гигиеническое и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей;
- 4) назначать государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу, а в случае необходимости определять состав комиссии для ее проведения;
- 5) согласовывать:
- схемы предпроектной документации , которая касается районного планирования и застройки населенных пунктов, курортов и тому подобное;
- документы о предоставлении земельных участков под строительство и другие виды землепользования, места водозаборов и сброс стоковых вод, размещения промышленных и других объектов;
- проектную и техническую документацию на строительство, реконструкцию, введение в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного , социально-культурного и другого назначения;
- документацию на разработку, изготовление и использование новых машин, механизмов, оборудования , других средств производства , новых технологий , производственных процессов;
- 6) проводить проверки и выдавать заключения на соответствие объектов и сооружений, которые вводятся в эксплуатацию, санитарным нормам;
- 7) выдавать в соответствии с законодательством разрешения на:
- ввоз из-за границы сырья, продукции (изделия, оборудование, технологические линии и т. п.) и реализацию и использование их в Украине;
- разработку и производство новых видов продуктов питания, внедрения новых технологических процессов производства и обработки новых видов материалов, которые контактируют с продовольственным сырьем или продуктами питания в процессе их изготовления, хранения, транспортировки и реализации;
- производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов;
- производство, переработку и реализацию продуктов питания и пищевых добавок, предметов гигиены и санитарии, парфюмерно-косметических изделий, алкогольных напитков, табачных изделий, товаров бытовой химии и детского ассортимента;
- 8) беспрепятственно входить на территорию и в помещение всех объектов надзора по служебному удостоверению;
- 9) безвозмездно изымать образцы сырья, продукции, материалов для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и необходимых видов лабораторного исследования;
- 10) издавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства.
В полномочия главгоссанврачей также входит:
- составление актов и протоколов о нарушении санитарного законодательства;
- издание постановлений об ограничении, временном запрете или прекращении деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов любого назначения, изъятие из реализации (конфискация) опасных для здоровья продуктов питания и пр.
Обязанности предприятий, учреждений и организаций
Предприятия, учреждения и организации обязаны (ст.7 Закона № 4004):
- осуществлять санитарные и противоэпидемические мероприятия по указаниям госсанэпидслужбы;
- обеспечивать лабораторный контроль за выполнением требований санитарных норм;
- по требованию должностных лиц госсанэпидслужбы предоставлять безвозмездно образцы используемых сырья и материалов, а также выпускаемой или реализуемой продукции для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы;
- выполнять все распоряжение и указания должностных лиц госсанэпидслужбы при осуществлении ими санэпиднадзора;
- отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, а также лиц, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или прививок против инфекций.
Плановые и внеплановые проверки
Госсанэпидслужба имеет право проводить у субъектов хозяйствования плановые и внеплановые проверки.
При проведении плановых проверок учитываются Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности для санитарного и эпидемического благополучия населения и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) Государственной санитарно-эпидемиологической службой и ее территориальными органами.
Критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования для санитарного и эпидемического благополучия населения, являются:
- возможность нанесения вреда здоровью, трудоспособности и жизни человека или здоровью будущих поколений, обусловленная влиянием биологических, физических, химических или социальных факторов среды жизнедеятельности;
- возможность возникновения и распространения инфекционных болезней, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и радиационных поражений среди населения;
- масштабы возможных негативных последствий для жизни и/или здоровья населения.
Согласно данным критериям в зависимости от вида деятельности субъекты хозяйствования могут быть отнесены к высокой, средней или незначительной степени риска ( приложение к Постановлению № 1405).
К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, которые:
- отнесены к I категории предприятий, применяющих радиационно-ядерные технологии;
- в своей деятельности используют вредные вещества I класса опасности и/или биологические агенты I группы патогенности (опасности);
- обеспечивают питьевой водой население численностью свыше 100 тыс. человек;
- осуществляют сброс сточных вод в открытые водоемы, отнесенные к I категории водопользования;
- осуществляют деятельность, связанную с воспитанием и обучением детей в дошкольных учебных заведениях, кроме заведений с краткосрочным (до 3 часов) пребыванием каждого ребенка;
- осуществляют деятельность, связанную с воспитанием и обучением детей в общеобразовательных учебных заведениях, кроме внешкольных учебно-воспитательных заведений, межшкольных учебно-производственных комбинатов, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I–II уровня аккредитации;
- обеспечивают оздоровление детей;
- оказывают стационарную медицинскую помощь населению;
- осуществляют производственную деятельность, с численностью работников свыше 500 человек.
К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты, которые:
- отнесены ко II категории предприятий, применяющих радиационно-ядерные технологии;
- в своей деятельности используют вредные вещества II класса опасности и/или биологические агенты II группы патогенности (опасности);
- обеспечивают питьевой водой население численностью от 20 тыс. до 100 тыс. человек;
- осуществляют сброс сточных вод в открытые водоемы, отнесенные ко II категории водопользования;
- обеспечивают отдых детей;
- обеспечивают оздоровление взрослых;
- оказывают амбулаторную медицинскую помощь населению;
- осуществляют производственную деятельность, с численностью работников от 50 до 500 человек.
К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты, которые:
- осуществляют деятельность, связанную с воспитанием и обучением детей в дошкольных учебных заведениях с краткосрочным (до 3 часов) пребыванием каждого ребенка;
- осуществляют деятельность, связанную с воспитанием и обучением детей во внешкольных учебно-воспитательных заведениях, межшкольных учебно-производственных комбинатах, профессионально-технических учебных заведениях, высших учебных заведениях I–II уровня аккредитации;
- обеспечивают отдых взрослых;
- не относятся к субъектам хозяйствования с высокой и/или средней степенью риска.
В случае если субъект хозяйствования может быть отнесен одновременно к двум или более группам риска, такой субъект относится к более высокой группе риска из тех, к которым он может быть отнесен.
Плановые проверки проводятся для субъектов хозяйствования:
- высокой степени риска – не чаще одного раза в год;
- средней степени риска – не чаще одного раза в три года;
- незначительной степени риска – не чаще одного раза в пять лет.
В случае если по результатам двух последних плановых проверок не выявлены факты нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следующая плановая проверка субъекта хозяйствования проводится не раньше чем через период времени, установленный для соответствующей группы риска, увеличенный в 1,5 раза (п.8 Критериев). Однако это не касается субъектов хозяйствования с высокой степенью риска.
Внеплановые проверки соблюдения санитарного законодательства проводятся независимо от критериев.
Проведение проверок
Санэпидслужба в рамках осуществления своих функций относительно санитарно- эпидемиологического контроля обязана руководствоваться нормами Закона № 877.
Данный Закон предписывает всем органам государственного надзора (контроля) осуществлять плановые проверки при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования в срок не позднее чем за десять дней до дня осуществления проверки. Санэпидслужба как орган государственного надзора также должна придерживаться данного правила.
Уведомление должно содержать:
- дату начала и дату окончания проведения планового мероприятия;
- наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется проверка;
- наименование органа государственного надзора (контроля).
Такое уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под роспись.
Субъект имеет право не допускать должностное лицо санэпидслужбы к проведению плановой проверки в случае неполучения уведомления.
Срок осуществления плановой проверки не может превышать пятнадцать (а для субъектов малого предпринимательства – пять) рабочих дней.
Для осуществления плановой проверки орган СЭС должен издать приказ, содержащий наименование проверяемого субъекта и предмет проверки.
На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа СЭС (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется печатью.
В удостоверении (направлении) на проведение проверки указывается:
- наименование контролирующего органа;
- наименование проверяемого субъекта и его местонахождение;
- номер и дата приказа о проведении проверки;
- перечень должностных лиц, которые принимают участие в осуществлении проверки с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
- дата начала и дата окончания проверки;
- тип, вид, предмет проверки и основания для нее.
Удостоверение (направление) действует лишь в течение указанного в нем срока.
Перед началом проверки должностные лица органа СЭС обязаны предъявить служебные удостоверения и предоставить копию удостоверения (направления).
Без удостоверения (направления) на проверку и служебного удостоверения контролеры не имеют права приступить к проверке.
При наличии правильно оформленных документов на проверку контролеры имеют право приступить к проверке. Субъект хозяйствования имеет право присутствовать во время проведения мероприятий государственного надзора (контроля) (ст.10 Закона № 877).
В ходе проверки должностные лица СЭС имеют право обследовать интересующие их объекты (помещения, рабочие места, оборудование и оснащение и т. д.).
В зависимости от того, что именно проверяют на предприятии, избираются методы проверки:
- непосредственное обследование,
- проверки с использованием технических средств и различных методик исследования (анализы, замеры, измерения),
- проведение санитарно-эпидемиологической (санитарно-гигиенической) экспертизы (для нее могут отбираться образцы сырья, материалов, продукции).
Должностные лица СЭС вправе бесплатно получать материалы и сведения, статистические и иные данные, характеризующие санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей (ст.41 Закона № 4004, п.10 Положения № 1109).
Ответственность за нарушение норм санитарного законодательства
Если в результате проверок соблюдения санитарного законодательства должностными лицами СЭС на предприятиях обнаруживаются нарушения, применяются меры, направленные на прекращение таких нарушений.
Такими мерами являются:
- административно-предупредительные меры;
- приостановление или прекращение инвестиционной деятельности;
- изъятие из реализации (конфискация) опасных для здоровья, химических и радиоактивных веществ, биологических материалов;
- запрет, изъятие из оборота пищевых продуктов; приостановление действия, отмена и возобновление эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов);
- административный штраф;
- финансовые санкции.
Финансовые санкции
За нарушение санитарного законодательства к предприятиям, предпринимателям, учреждениям или организациям согласно Порядка № 135 применяются финансовые санкции в виде штрафа за:
- Передачу заказчику или в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, которая не отвечает требованиям государственных санитарных норм, влечет наложение штрафа на разработчика такой документации в размере 25 процентов стоимости разработки.
- Реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации – в размере 100 процентов стоимости реализованной продукции.
- Выпуск, реализацию продукции, которая в результате нарушения требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей – 100 процентов стоимости выпущенной или реализованной продукции.
- Реализацию на территории Украины импортной продукции, которая не отвечает требованиям стандартов относительно безопасности для жизни и здоровья людей, санитарных норм – 100 процентов стоимости реализованной продукции.
- Уклонение от предъявления должностным лицам госсанэпидслужбы продукции, которая подлежит контролю – в размере 25 процентов стоимости продукции, которая выпущена с момента уклонения.
Применение финансовой санкции к предприятию не мешает привлечению к ответственности его должностных лиц, виновных в нарушении санитарного законодательства или невыполнении постановлений, распоряжений, предписаний, заключений госсанэпидслужбы.
Основанием для рассмотрения дела о применении финансовых санкций является Протокол о нарушении санитарных норм, который составляется в трех экземплярах, один из которых в трехдневный срок передается лицу, которое уполномочено рассматривать дело, второй – остается у представителя нарушителя, третий – у лица, которое его составило.
В протоколе при фиксации факта нарушения санитарного законодательства, за которое предусмотрено применение финансовой санкции, обязательно указывается суть нарушения и нормативный акт, который предусматривает ответственность за такое нарушение (ст.46 Закона № 4004).
Нарушитель должен подписать протокол, а в случае отказа в нем делается запись об этом. В случае отсутствия нарушителя или его представителя на месте факт нарушения санитарного законодательства должен быть удостоверен свидетелями.
Нарушитель имеет право подать объяснение или замечание относительно содержания протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от подписи.
Дело рассматривается в присутствии представителя нарушителя главным государственным санитарным врачом в течение 15 дней.
У представителя нарушителя есть право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, подавать доказательства, заявлять ходатайство и обжаловать постановление по делу.
При рассмотрении дела протокол не ведется. Принятое решение по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Результатом рассмотрения дела является постановление о применении финансовой санкции. Данное постановление должно быть оформлено в трех экземплярах по формеприложения к Порядку № 135.
Постановление должно быть вручено в трехдневный срок представителю нарушителя под роспись или направлено заказным или ценным письмом, передано другими возможными способами.
Данное постановление должно содержать:
- должность лица, которое вынесло постановление;
- дату и место рассмотрения дела;
- сведения о нарушителе;
- изложение обстоятельств нарушения санитарного законодательства, установленных при рассмотрении дела;
- указание нормативного акта, который предусматривает применение финансовой санкции за данное нарушение санитарного законодательства;
- размер финансовой санкции, срок и порядок добровольной уплаты;
- порядок обжалования.
Обжалование постановления о применении финансовой санкции
Постановление может быть обжаловано вышестоящему главному государственному санитарному врачу или в суд в месячный срок со дня вынесения.
Вышестоящему главному государственному санитарному врачу жалоба на постановление о применении финансовой санкции подается через должностное лицо, которое применило финансовую санкцию.
В жалобе должно быть указано:
- полное наименование , юридический адрес предприятия;
- номер, дата вынесения постановления, должность составившего его лица;
- мотивы обжалования.
Срок рассмотрения жалобы – 10 дней.
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение и его копия в течение трех дней направляется предприятию.
Постановление может быть опротестовано прокурором. Протест прокурора рассматривается должностным лицом, которое вынесло постановление, в десятидневный срок.
О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору, а при изменении размера штрафа или отмене постановления – и нарушителю.
Если предприятие планирует обжаловать постановление в суд, об этом нужно уведомить налоговую инспекцию. При этом выполнение постановления приостанавливается до принятия соответствующего судебного решения или постановления.
Финансовые санкции уплачиваются не позднее пятнадцати дней со дня вынесения постановления, а в случаях обжалования – не позднее пятнадцати дней со дня принятия решения об оставлении жалобы без удовлетворения . Если санкции не уплачиваются добровольно, они взыскиваются в судебном порядке.
Административный штраф
Нарушение санитарно-гигиенических правил и норм влечет наложение на виновных лиц штрафа в размерах, определенных ст.42 КоАП (п.1.4 Инструкции № 64), а именно:
- на граждан – от одного до двенадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
- на должностных лиц – от шести до двадцати пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Штраф на должностное лицо за нарушение санитарного законодательства налагается тогда, когда в его служебные обязанности входит соблюдение санитарного законодательства или выполнение постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц Госсанэпидслужбы, причем штраф налагается независимо от того, применена ли к предприятию финансовая санкция.
Размер штрафа зависит от характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного состояния, обстоятельств, которые смягчают или отягощают ответственность.
Штраф может быть наложен не позднее, чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжительном правонарушении – через два месяца со дня его выявления (п.1.16 Инструкции № 64).
Если штраф не наложен в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение не подлежит административной ответственности.
Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения убытков предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
При совершении одним лицом двух или более нарушений санитарного законодательства или невыполнения нескольких постановлений, распоряжений, и предписаний штраф налагается за каждое правонарушение отдельно.
Штраф необходимо уплатить в срок не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о его наложении, а в случаях обжалования или опротестования – не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения (п.5.3 Инструкции № 64).
Постановление о наложении штрафа не подлежит выполнению, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. При наличии обстоятельств, в результате которых в срок уплатить штраф невозможно (болезнь виновного лица, отсутствие средств и т. п.), возможна отсрочка до одного месяца.
Возможно также принудительное взыскание штрафа, которое осуществляется в соответствии со ст.308 КоАП.
Основанием для возбуждения дела о применении административного штрафа является составление протокола о нарушении санитарных норм или невыполнении постановлений, распоряжений и предписаний госсанэпидслужбы на основании акта проверки.
Акты и протоколы о нарушениях санитарного законодательства имеют право составлять Главные госсанэпидврачи, их заместители и другие должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы административных территорий.
Протокол составляется по установленной форме (приложение 1 к Инструкции № 64) в двух экземплярах, один из которых в трехдневный срок передается должностному лицу, которое уполномочено рассматривать дело, второй – нарушителю.
Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае отказа нарушителя от подписания протокола, в нем делается запись об этом.
Пояснения, замечания, а также мотивы отказа от подписания протокола, собственноручно излагаются нарушителем и прилагаются к протоколу.
Протокол составляется по месту выявления нарушения или в другом месте, например, на рабочем месте должностного лица санэпидслужбы на основании акта, протокола лабораторных исследований, заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы и других служебных документов, или в милиции, куда нарушитель может быть доставлен с помощью работников органов внутренних дел и т. п.).
Требования к составлению протокола таковы: суть правонарушения должна быть описана подробно, чтобы было понятно, где и когда совершенно нарушение и в чем оно состояло. Также должны быть приведены обстоятельства, при которых нарушение состоялось и указаны конкретные нормы законодательства, которые нарушены.
В протокол могут быть занесены и другие сведения на усмотрение проверяющего, в том числе об имущественном состоянии нарушителя или обстоятельствах, которые смягчают или отягощают его ответственность.
В случае сопротивления (активного или пассивного) при проверке или при составлении протокола могут быть привлечены работники органов внутренних дел (п.2.12 Инструкции № 64).
Права нарушителя, который привлекается к административной ответственности
Должностное лицо санэпидслужбы, составившее протокол, обязано объяснить нарушителю, который привлекается к административной ответственности, его права, о чем делается отметка в протоколе. Права состоят в следующем:
- знакомиться с материалами дела;
- давать объяснения;
- подавать доказательства;
- заявлять ходатайство;
- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
- выступать на родном языке и использовать услуги переводчика;
- обжаловать постановление по делу.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в сроки, определенные ст.277 КоАП.
Если в нарушении санитарного законодательства (невыполнении постановлений, распоряжений, предписаний, заключений санэпидслужбы) имеются признаки преступления, об этом сообщается в органы прокуратуры или органы внутренних дел.
При подготовке к рассмотрению дела должны быть своевременно уведомлены лица, которые принимают участие в его рассмотрении, о времени и месте его рассмотрения. Для лица, которое привлекается к ответственности, это является обязательным и может быть указано в протоколе при его составлении или путем направления специального уведомления (по форме приложения № 3 к Инструкции № 64).
Дело рассматривается обязательно в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности. Если нарушитель не направит ходатайство об отложении рассмотрения дела, дело может быть рассмотрено в его отсутствие при условии своевременного его уведомления о месте и времени рассмотрения дела.
В рассмотрении дела могут принимать участие пострадавший; законные представители; адвокат; свидетели; эксперты; переводчики.
Пострадавшим является лицо, которому нарушением санитарного законодательства или невыполнением постановлений, распоряжений, предписаний, заключений санэпидслужбы причинен моральный, физический или имущественный вред.
По результатам рассмотрения дела выносится постановление о наложении штрафа (приложение № 4 к Инструкции № 64) или постановление о закрытии дела (приложение № 5 к Инструкции № 64).
Постановление о закрытии дела выносится если:
- нарушителю объявлено устное замечание;
- материалы переданы в прокуратуру, органы предварительного следствия или дознания;
- отсутствует состав нарушения санитарного законодательства;
- нарушение совершено лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
- на момент рассмотрения дела истек двухмесячный срок со дня совершения правонарушения (при продолжительном правонарушении – со дня его выявления);
- возбуждено по данным фактам уголовное дело.
Постановление о наложении штрафа выносится в двух экземплярах и должно быть объявлено немедленно по окончанию рассмотрения дела.
Копия постановления в трехдневный срок вручается или направляется виновному лицу заказным или ценным письмом или передается другими средствами связи.
Обжалование постановления о наложении штрафа
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано вышестоящему главному государственному санитарному врачу (его заместителю) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
Жалоба на постановление о наложении штрафа подается через должностное лицо госсанэпидслужбы, которое вынесло это постановление (п.4.2 Инструкции № 64). Оно должно в течение трех дней направить ее вместе с делом в суд или главному государственному санитарному врачу (его заместителю).
Срок для подачи жалобы – десять дней со дня вынесения постановления. Он продлевается только при наличии уважительных причин (болезнь, командировка и т. п.).
Поданная в срок жалоба приостанавливает выполнение постановления о наложении штрафа до ее рассмотрения.
Жалоба рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления .
Копия решения по жалобе в течение трех дней направляется подавшему ее лицу.
Постановление о наложении штрафа и решения по жалобе могут быть опротестованы прокурором и рассматриваются в десятидневный срок со дня его получения. Прокурор может отменить постановление о наложении штрафа и закрыть дело или изменить размер штрафа.
Административно-предупредительные меры
Административно-предупредительными мерами (АПМ) являются ограничение, временный или полный запрет, прекращение и остановка деятельности.
Данные меры могут быть применены к предприятиям и объектам всех форм собственности и подчиненности независимо от возмещения ущерба и ответственности виновных должностных лиц.
Ограничение применяется в случае нарушения требований санитарного законодательства для запрета (постоянно или на определенный период) превышения определенных в нем параметров ( количественных , качественных и др.) относительно деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов какого-либо назначения, технологических линий и др. (п.2.2 Инструкции № 67). Так, в строительстве, например, применяют ограничение отдельных строительных операций, если возможно без прекращения общестроительных работ предупредить отступление от утвержденного проекта или внести в него соответствующие изменения. В производстве предписывают ограничение выбросов загрязняющих веществ.
Временный запрет применяется относительно деятельности субъектов хозяйствования, технологических линий, машин и механизмов, объектов любого назначения, выполнения отдельных технологических операций и др. в случае, если применение ограничения невозможно, или оно не прекращает нарушения санитарного законодательства.
Временный запрет применяется и относительно производства химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров и другой продукции, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации , а также, если они признаны вредными для здоровья людей.
Полный запрет возможен относительно:
- использования и реализации химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров и другой продукции, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также, если они признаны вредными для здоровья людей;
- выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, в случае, если ранее предпринятые меры не дали возможности прекратить нарушение требований санитарного законодательства;
- производства или оборота, а также изъятия из оборота пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок, вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов, а также вспомогательных средств и материалов для производства и оборота пищевых продуктов на основаниях и в порядке, установленных Законом № 771 и Законом № 1393.
Прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций применяется в случае, если ранее предпринятые административно - предупредительные меры не дали возможности прекратить нарушение требований санитарного законодательства.
В данном случае возможно полное прекращение строительства, реконструкции и расширения объектов. Это происходит зачастую при отступлении от утвержденного проекта.
Под прекращение может попасть и инвестиционная деятельность, если ее результатом становится нарушение требований санитарного законодательства.Остановка (на определенный срок) деятельности применяется в целях запрета:
- выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, в случае, если применение ограничения не прекращает нарушение требований санитарного законодательства;
- инвестиционной деятельности в случае, если выполнение нарушителем определенных мероприятий позволит прекратить нарушение требований санитарного законодательства.
Постановление о применении АМП
Все перечисленные выше АМП проводятся на основании специальных постановлений, которые составляются в письменном виде по форме приложения № 1 к Инструкции № 67.
Срок начала исполнения постановления для каждого субъекта хозяйствования определяется индивидуально. Он может быть определен:
- с "момента получения";
- с даты, указанной в постановлении;
- в связи с наступлением определенного события.
В первых двух случаях постановление выносится, когда нарушение санитарного законодательства угрожает немедленными негативными последствиями (отравление, массовые инфекционные заболевания, острые профессиональные заболевания и т.п.) или указанные последствия уже наступили.
При этом срочное исполнение АПМ не применяется, если это может привести к возникновению аварийной ситуации.
Постановление, исполнение которого связывается с наступлением определенного события, выносится в случаях, когда устранение нарушений санитарного законодательства возможно только при определенных условиях, а обнаруженные нарушения не угрожают немедленными негативными последствиями.
Постановление вручают под роспись должностному лицу, которое отвечает за его исполнение с предупреждением об ответственности за его невыполнение.
В случае его отказа от подписи делается соответствующая запись в пункте 8 постановления.
Постановление может быть также отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, что должно быть засвидетельствовано соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписки из журнала радиограмм и т.п.).
Ответственное за выполнение постановления лицо может ходатайствовать об отсрочке исполнения постановления.
Исполнение постановления
Для исполнения постановления могут опечатываться или опломбироваться помещения, агрегаты, механизмы, средства транспортировки, источники энергии, сырья, и т.п.
Причем эти действия могут производиться как одновременно с вынесением постановления, так и после.
Порядок опечатывания (опломбирования) состоит в следующем:
- немедленно с момента вынесения постановления информируется собственник (руководитель) объекта;
- администрации объекта предлагается прекратить или остановить соответствующие технологические процессы, при необходимости - вывести людей из помещений;
- непосредственно опечатывание (опломбирование) проводится лицом, осуществляющим надзор за объектом, в присутствии представителя администрации объекта путем наклеивания (вставки в контрольный замок) листа бумаги соответствующего размера с оттиском круглой (гербовой) печати органа СЭС с указанием даты, должности, фамилии с инициалами и подписью должностного лица;
- после наложения пломбы (печати) составляется акт по форме приложения № 3 к Инструкции № 67 (один экземпляр акта передается руководителю объекта, а второй остается у должностного лица СЭС).
Преднамеренный срыв печати является нарушением и ведет к привлечению виновных лиц к ответственности.
Если работникам СЭС представители субъекта хозяйствования оказывают сопротивление в наложении пломбы (печати), они имеют право обратиться за помощью к представителям органов внутренних дел.
Возобновление деятельности предприятия
Деятельность предприятия после применения АПМ может быть возобновлена только на основании заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно соответствия деятельности, продукции, объекта требованиям санитарного законодательства, или по решению органа, который это постановление отменил.
Для этого оформляется решение о возобновлении деятельности по форме приложения № 4 к Инструкции № 67.
Обжалование постановления
Постановление о применении АПМ в месячный срок может быть обжаловано:
- главного государственного санитарного врача Украины - в Кабинет Министров Украины или в суд;
- главного государственного санитарного врача Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Администрации Государственной пограничной службы Украины, Государственной пенитенциарной службы Украины, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины - главному государственному санитарному врачу Украины или в суд;
- других главных государственных санитарных врачей и должностных лиц СЭС - вышестоящему главному государственному санитарному врачу или в суд.
Обжалование постановления не прекращает его действия. При этом, если в случае обжалования выявится, что должностные лица СЭС безосновательно применили АПМ, они несут ответственность согласно законодательству.
Остановка или прекращение инвестиционной деятельности
Основанием для остановки или прекращения инвестиционной деятельности является нарушение или возможность нарушения санитарно-гигиенических требований при ее осуществлении.
В случае отсутствия заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы при реализации инвестиционного проекта (программы), а также, если, вследствие, инвестиционной деятельности возникло нарушение санитарно-гигиенических требований, которые нужно устранить, инвестиционная деятельность может быть остановлена.
Прекращение инвестиционной деятельности применяется в случае, если ее продолжение в соответствии с заключением санитарно-гигиенической экспертизы приведет к нарушению санитарно-гигиенических требований и ни при каких условиях предотвратить такое нарушение другими средствами (кроме прекращения) невозможно, а также, если инвестиционная деятельность осуществляется относительно объектов, создание и использование которых не удовлетворяет санитарным нормам.
Остановка или прекращение может быть применено к инвестициям граждан, юридических лиц (независимо от подчиненности и форм собственности) и государства относительно реализации имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и др. видов деятельности, в целях создания прибыли или достижения социального эффекта.
В ракурсе инвестиционной деятельности ценностями считаются:
- денежные средства , целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
- движимое и недвижимое имущество (дома, сооружения, оборудование и другие материальные ценности );
- имущественные права, которые вытекают из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности;
- совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных ("ноу-хау");
- права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права;
- другие ценности.
Вынесение постановления
Основанием для вынесения постановления могут быть заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы, данные из акта проверки объекта и другие сведения.
Остановка или прекращение инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с постановлением, которое составляется в двух экземплярах по установленной форме (приложение к Порядку № 65).
В постановлении должно быть указано:
- дата, номер вынесения постановления и должность, фамилия, имя, отчество лица, которое его вынесло;
- сведения об инвесторе, относительно деятельности которого выносится постановление;
- изложение обстоятельств правонарушения и нормативный акт, который предусматривает правомочность вынесения постановления;
- конкретное действие, которое инвестор должен осуществить и срок исполнения постановления;
- срок, на который останавливается инвестиционная деятельность, или условия, до выполнения которых она запрещается;
- порядок обжалования и нормативный акт, который предусматривает ответственность за невыполнение постановления.
Постановление подписывается лицом, которое его вынесло, и вручается инвестору под роспись с предупреждением об ответственности за его невыполнение. Копия постановления хранится у лица, которое его вынесло.
Постановление также может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, что должно быть засвидетельствовано соответствующими документами (почтовая карточка, описание ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписки из журнала радиограмм и т.п.).
Наряду с этим уведомление об остановке или прекращении инвестиционной деятельности направляется в местный совет, на территории которого находятся объекты инвестирования.
При необходимости копии постановления могут быть направлены и другим заинтересованным государственным органам, организациям и учреждениям.
Инвестирование должно прекратиться со следующего дня после вручения постановления. При этом возможна и отсрочка выполнения постановления по ходатайству инвестора.
Если инвестирование не прекращено, уведомление о невыполнении постановления и его копия направляется в банк , который проводит финансовые операции для объекта инвестиций.
Постановление в месячный срок может быть обжаловано. Рассмотрение жалобы и принятие по ней решения проводится не позднее 30 дней с момента ее поступления . При этом, подача жалобы на постановление не освобождает от обязанности его исполнения.
За безосновательную остановку или прекращение инвестиционной деятельности виновные в этом должностные лица государственной санитарно эпидемиологической службы Украины несут ответственность согласно действующему законодательству.
Изъятие из оборота пищевых продуктов
Одной из разновидностей административно-предупредительных мер является запрет, изъятие из оборота пищевых продуктов, а также приостановление действия эксплуатационного разрешения для производственных мощностей (объектов).
Специально уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции, имеют право издавать решения об изъятии из оборота некачественной и опасной продукции и дальнейшем обращении с ней (ст.7 Закона № 1393). Однако сделать это они могут только на основании результатов соответствующих проверок.
Порядок изъятия из оборота некачественной и опасной продукции и возврата ее в оборот установлен ст.8 Закона № 1393.
Изъятие из оборота некачественной и опасной продукции осуществляется владельцем этой продукции путем недопущения возможности ее реализации, потребления или использования по назначению, а также путем возврата ее субъектами предпринимательской деятельности, у которых эта продукция находится на основании договоров поручения, хранения, перевозки и др. гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачи прав собственности на продукцию.
Изъятая продукция должна храниться в оборудованных должным образом и опломбированных (опечатанных) помещениях.
Если данную продукцию можно привести к соответствующему качеству, ее возвращают в оборот, после того как она стала соответствовать требованиям к определенным видам продукции, установленным нормативно-правовыми актами, по решению специально уполномоченных органов исполнительной власти.
Специально уполномоченными органами исполнительной власти, принимающими решение об изъятии из оборота некачественной и опасной продукции и дальнейшем обращении с ней, помимо органов защиты прав потребителей, охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, стандартизации, метрологии и сертификации, являются и органы СЭС (ст.13 Закона № 1393).
К полномочиям органов СЭС в данном случае также относится:
- осуществление государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектно-сметной документации предприятий, которые осуществляют переработку, утилизацию или уничтожение изъятой из оборота некачественной и опасной продукции;
- участие в проведении аттестации производства предприятий, которые осуществляют переработку, утилизацию или уничтожение изъятой из оборота некачественной и опасной продукции;
- установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая изготовляется в результате утилизации;
- разработка, согласование и утверждение нормативных документов, которые устанавливают порядок и условия использования, утилизации, уничтожения некачественной и опасной продукции;
- выполнение других полномочий, предусмотренных законами Украины.
Закон № 771 позволяет санитарным инспекторам, в частности, выдавать предписание о временном запрете оборота пищевых продуктов, если у них возникает подозрение, что продукты опасны, непригодны к употреблению или неправильно маркированы. Об этом ставится в известность главный государственный санитарный врач.
После этого проводятся лабораторные исследования пищевых продуктов. Если обнаруживается нарушение Закона № 771 и пищевой продукт является непригодным для потребления, но остается безопасным для потребления человеком или для другого использования, главный государственный санитарный врач вправе издать постановление об его обработке, переработке или утилизации (изменении назначенного использования).
Если непригодный пищевой продукт является опасным для потребления человеком, но безопасным для другого использования, главный государственный санитарный врач вправе издать постановление об его изъятии из оборота и запрета на использование по назначению.
Если пищевой продукт является опасным для потребления человеком и для другого использования, главный государственный санитарный врач издает постановление об изъятии из оборота этого продукта и обязует собственника уничтожить такой объект под надзором соответствующего инспектора.
В случае неправильной маркировки соответствующий главный государственный санитарный врач издает постановление об исправлении этикетки или маркировки.
Решение о дальнейшем обращении с пищевыми продуктами, образцы которых были отобраны в связи с подозрением или установлением факта их опасности или непригодности к потреблению, должно быть доведено до сведения производителя и/или продавца (поставщика) пищевого продукта на протяжении одного рабочего дня после получения отчета лаборатории об опасности и/или непригодности к использованию товара.
Еще одной разновидностью мер по пресечению оборота некачественных пищевых продуктов является выдача предписания о приостановлении действия эксплуатационного разрешения для производственных мощностей.
Мощности (объекты), согласно Закона № 771, – это территория, сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные, которые используются в производстве или обороте объектов санитарных мероприятий.
Если во время проверки соответствующий инспектор обнаружит нарушение условий эксплуатационного разрешения, которое составляет непосредственную угрозу для здоровья или жизни населения, то выдается предписание о приостановлении функционирования мощности (объекта), о чем немедленно информируется соответствующий главный государственный санитарный врач, который на основании этого предписания выдает постановление о приостановлении эксплуатационного разрешения.
Если требования предписаний не будут выполнены в установленные сроки, соответствующий главный государственный санитарный врач или его заместители должны вынести постановление об аннулировании действия эксплуатационного разрешения, выданного на эти мощности (объекты), и исключить их из соответствующего реестра. Приостановление и/или отмена эксплуатационного разрешения на мощности (объект) подлежит обнародованию в целях защиты здоровья потребителей.
Действие эксплуатационного разрешения не приостанавливается, если обнаруженные нарушения можно немедленно устранить в присутствии проверяющего, а также в случае, если нарушения невозможно немедленно устранить, но они не составляют непосредственной угрозы для жизни и здоровья населения. В последнем случае соответствующий инспектор выдает предписание об устранении допущенных нарушений и/или временном запрете обращения соответствующих объектов санитарных мероприятий, о чем немедленно отчитывается соответствующему главному государственному санитарному врачу или их заместителям, и берет на контроль выполнение требований этого предписания.
Документы
- Закон Украины от 24.02.94 г. № 4004-XII "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" (Закон № 4004);
- Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V "Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (Закон № 877);
- Закон Украины от 06.04.2000 г. № 1645-III "О защите населения от инфекционных болезней";
- Закон Украины от 23.12.97 г. № 771/97-ВР "О безопасности и качестве пищевых продуктов";
- Закон Украины от 14.01.2000 г. № 1393-XIV «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» (Закон № 1393);
- Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х;
- Указ Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности";
- Указ Президента Украины от 06.04.2011 г. № 400/2011 «О Положении о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины;
- Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением КМУ от 22.06.99 г. № 1109, в редакции постановления КМУ от 19.08.2002 г. № 1217);
- Правила санитарной охраны территории Украины, утвержденные постановлением КМУ от 24.04.99 г. № 696);
- Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденный постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559;
- Порядок прекращения или приостановления инвестиционной деятельности при нарушении санитарного законодательства, утвержденный приказом Минздрава Украины от 14.04.95 г. № 65);
- Инструкция о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административно-предупредительных мер (ограничение, временный запрет, запрет, приостановление, прекращение), утвержденная приказом Минздрава Украины от 14.04.95 г. № 67);
- Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства, утвержденная приказом Минздрава Украины от 14.04.95 г. № 64;
- Порядок применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства, утвержденный приказом Минздрава Украины от 20.07.95 г. № 135;
- Постановление КМУ от 30.11.2011 г. № 1405 (в редакции постановления КМУ от 19.09.2012 г. № 869) «Об утверждении Критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности для санитарного и эпидемического благополучия населения и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) Государственной санитарно-эпидемиологической службой и ее территориальными органами».
Курсы бухгалтерские
Курсы бухгалтерии для руководителей
Новости и события
Документы об окончании курсов
Услуги кураторства
Курсы программирования 1С:Предприятие 8.2
Курсы ВЭД для бухгалтера
Другие материалы по теме:
риск, обязанности, службы, ответственность, продукт, 64, штраф, деятельность, проведение, оборот, размер, приложения, срок, назначения, решение, бухгалтер, акт, использование, на основании, дата, значения, закон, объект, наименование, порядок, действия, документ
Материалы из раздела: Бухгалтеру / Проверки контролирующими органами
Другие материалы по теме:
Общесистемные механизмы и принципы
Проверки органами пожарного надзора
Нас находят: положення санепыднагляд, госсанэпидслужба украины, состав нарушения санитарного законодательства, прова и обязанности главврача сэс в районах на украине, ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ САНЭПИДНАДЗОРА, оформление протокола про нарушения санитарных норм, как происходит прекращение инвестиционной деятельности, https://stimul kiev ua/materialy htm?a=proverki_gossanepidsluzhboy_ukrainy, Нарушение санитарных норм украина, положение о гос санэпиднадзоре украины 1999
Мы на Facebook