Внедрение международных стандартов отчетности в Украине.
Если взглянуть на современные мировые тенденции и интеграционные процессы, неизбежно связанные с созданием так скажем «общего языка» в деятельности многих предприятий и организаций, то можно увидеть систематизированный переход на стандартизацию экономических отношений. Так в 2001г. европейскими государствами был рассмотрен вопрос внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), окончательный переход был осуществлен в 2005г. Украина, которая стремится выйти на мировой рынок как оппонент равный другим высокоразвитым странам, не может обойти стороной вопрос перехода на международные стандарты отчетности отечественных экономических субъектов. В предыдущие годы мы наблюдали активные изменения в экономической системе, в частности изменения десятилетней давности, касающиеся ведения бухгалтерского учета, которые принципиально направлялись как на упрощение международной кооперации в этой сфере, так и на активизацию процессов, связанных с вхождением Украины в Европейский Союз. Как мы видим, достигнуто было лишь первое из вышесказанного.
За годы независимости Украина прошла множество изменений, которые как улучшили, так и испортили наше положение в области экономических взаимоотношений. В данный период, ради облегчения ситуации со стороны глобализации и интеграции отношений со странами, которые по экономическому уровню стоят намного выше нашего, Украина создала определенную последовательную структуру введения международных стандартов отчетности в систему национальной экономики. Первоначально можно заметить, что данный факт касается решения многих препятствий, стоящих перед нашим государством на мировом рынке. К одной из наиболее существенных проблем можно отнести сферу инвестиции, так как Украина получила славу коррумпированной страны с отсутствием принципа прозрачности ведения экономических дел. Большинство передовых экономистов и ведущих бухгалтеров считают, что внедрение международных стандартов отчетности и существенная актуализация данного вопроса может изменить вышеупомянутый факт. На базисе стандартизации, информация о ведении хозяйственной деятельности юридических субъектов становится открытой, а потому на условиях ответственности предусматривает достоверность. Такие существенные изменения дают толчок как активизации инвестиционного процесса со стороны иностранных субъектов, так и предоставление Украине нового статуса среди европейских государств. Данная перспектива сегодня является существенной для отечественного предпринимателя, так как ощущается серьезная нехватка капиталовложений, это в свою очередь, способствует активизации переоценки рисков, связанных с использованием финансовых ресурсов в области украинской промышленности.
Существует и немаловажный факт, что наш экономический субъект вряд ли захочет показывать реальные данные о тех или иных хозяйственных операций, а потому здесь возникает вопрос выживания некоторых объектов. Современная тенденция существования в Украине теневого сектора (примерно 54%) лишь усугубляет уже устоявшуюся в стране ситуацию. Принцип достоверности не сможет быть внедрен без необходимости и решительной деятельности со стороны государственных органов.
Вопрос перехода на МСФО может интересовать отечественного субъекта тем, что создается возможность рационального и адекватного сравнения уровня эффективности украинского предпринимателя с иностранным. То есть современный украинский менеджер может, свободно владея открытой информацией, сравнивать результаты своей деятельности, а точнее деятельности своего объекта, с любым иностранным. Поэтому здесь мы видим, как и плюсы, так и минусы. Во-первых, наш субъект, таким образом, может создавать выгодную для себя рекламную кампанию. Во-вторых, принимать наиболее эффективные решения, видя результаты и опыт подобного иностранного субъекта. Так же данная информация может создать и антирекламу украинской экономике в целом, так как современное состояние отечественного хозяйства желает лучшего.
Перевод на стандартизацию предусматривает стремительное и своевременное реформирование со стороны государства, а также контроль над выполнением обязательств. Это в свою очередь влечет серьезные финансовые затраты и четкую реструктуризацию выполнения плановых расчетов и процессов. Так, начиная с 2010г. был заложен план внедрения международных стандартов финансовой отчетности, согласно которому было обнародовано, что уже с 2012г. происходит переход участников финансового рынка на вышеуказанную систему. Однако, возникли споры и проблемные нюансы: механизм работы данной стандартизации многим предпринимателям был непонятен, и, несмотря на четко составленный государством план перехода, общество не могло добиться более полной информации. Только на момент окончательного внедрения появилась более существенная государственная активность в сфере информатизации. К тому же, первыми переходили на МСФО публичные акционерные общества, банковские структуры и страховые компании, другие же переходят по плану только в 2013г. и 2014г.
Значительными являются затраты на переквалификацию кадров, ведь МСФО существенно отличаются от украинской системы принципов бухгалтерского учета, поэтому требует высокопрофессиональных навыков от работников. Что касается данного вопроса, то для лучшей информированности отечественных предпринимателей было создано официальный сайт о международных стандартах финансовой отчетности на базе Министерства финансов Украины. Также интересным оказалось то, что спонсорскую поддержку в процессе разработки и реализации вышесказанного интернет сайта предоставил проект FINREP, который получает финансовые инвестиции со стороны агентства США по международному развитию (USAID) с помощью компании «Booz Allen Hamilton Inc». Таким образом, мы уже видим определенную кооперацию Украины с иностранным сектором. Также на данном интернет-ресурсе возможно не только заниматься самообучением, но найти перечень учебных заведений и образовательных программ по подготовке специалистов. Данный фактор имеет определенные перспективы: современные бухгалтера могут быстро повысить свой уровень и тем самым поднять свою кандидатуру над другими в существующем спросе на кадры данной сферы, а также такой метод позволяет предпринимателю сэкономить время на поиске подходящего специалиста, предоставив средства и возможность своему работнику повысить свой уровень знаний.
В системе МСФО возникают и определенные расхождения для отечественных экономистов. Так, например, экономическая сущность хозяйственной операции принципиально выдвигается на передний план ее юридической сущности. Т.е. учет операций осуществляется на базисе самой сущности операции, а не на основе ее юридической формы. Как мы знаем, все операции на территории Украины, которые поддаются учету на предприятии или внутри организации, учитываются на основе юридических первичных документов. Это позволяет официально подтвердить операцию при проверке или системном контроле. Однако по нынешнему законодательству мы видим, что данный факт опускается. Перейти окончательно на этот принцип будет очень сложно, так как он требует переосмысления и реструктуризации обработки экономических данных.
Итак, на сегодняшний момент вопрос перехода на международные стандарты отчетности для Украины считается актуальным и перспективным, однако, с определенными препятствиями на пути по достижению. Для наиболее эффективного внедрения МСФО украинскому правительству нужно лучше гармонизировать существующее законодательство и непосредственно международные стандарты. Данный процесс должен происходить на принципе системности, так как лишь постепенная и четко контролируемая структура внедрения может дать хорошие результаты. Украинским бухгалтерам придется освоить новые системы, однако это позволит вывести наших отечественных специалистов на новый уровень. Данный процесс может в будущем поднять Украину на принципиально новый уровень, а также непосредственно предоставить благоприятные условия для международной кооперации. Согласно существующим в экономике тенденциям мы уже видим постепенные сдвиги: использование интернет информации, доступной каждому в любое время, а также предоставление информации экономистам в полном объеме, освещение прогнозов и гармонизация переведенной из заграницы информации о МСФО. Возможно, уже в конце внедрения данного законодательного проекта мы сможем почувствовать окончательные сдвиги и открыть для себя новое пространство в сфере использования международных стандартов отчетности.
Другие материалы по теме:
2013, бухучет, бухгалтерия
Статьи из раздела: Бухгалтеру
Другие статьи по теме:
Компьютерные программы для бухгалтера
Бухучет и аутсорсинг в Украине - как это работает в 2019 году?
Нас находят: стандарты бухгалтерского учета в украине 2013, мсфо в украине 2013, проблемы связанные с применением мсфо в украине 2013, международные стандарты бухгалтерского учета в украине, стандартизация и гармонизация бухгалтерского украина, международные стандарты в украине, статус мсфо в украине и их применение, применение международных бухгалтерский стандартов на территории украины, перспективные стороны развития международные стандарты финансовой отчетности в украине, переход на международные стандарты бухучета украина
Мы на Facebook