Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами
Проверки органами пожарного надзора
Виды проверок и порядок их проведения
Оформление результатов проверки
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Обжалование предписаний и решений органов Гостехногенбезопасности
Общие положения
Надзор и контроль в сфере пожарной и техногенной безопасности осуществляет Государственная инспекция техногенной безопасности Украины (далее - Гостехногенбезопасности), которая стала правопреемником Государственного департамента пожарной безопасности (постановление КМУ от 28.03.2011 г. № 346 «О ликвидации правительственных органов»). Деятельность данной инспекции координируется КМУ через Министра чрезвычайных ситуаций Украины.
Гостехногенбезопасности – это центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сферах пожарной и техногенной безопасности, осуществления государственного надзора (контроля) в этих сферах, а также относительно контроля за состоянием гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и деятельности аварийно-спасательных служб.
Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независимо от форм собственности осуществляется государственной пожарной охраной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (ст. 7 Закона о пожарной безопасности).
Прежде чем начать деятельность, субъекту хозяйствования необходимо получить от органов пожарного надзора разрешение на начало работы вновь созданного предприятия либо на аренду помещения (ст.10 Закона о пожарной безопасности).
Для оформления данного документа необходимо обращаться к государственному администратору в разрешительном центре (часть третья ст.4 Закона Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности").
Разрешение на начало работы предприятий и аренду помещений выдается бесплатно Гостехногенбезопасности и ее территориальными органами в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах областного, республиканского (Автономной Республики Крым) значения (п.2 Порядка № 150).
Для получения данного разрешения субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо подает соответствующему органу государственного пожарного надзора:
- заявление;
- материалы экспертизы (обследования) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения;
- удостоверенную в установленном порядке копию свидетельства о собственности или копию договора аренды.
Разрешение должно быть выдано в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов. Если будет принято решение об отказе в его выдаче, копия такого решения должна быть направлена заявителю или госадминистратору (в случае поступления от него документов).
Основанием для выдачи разрешения на начало работы является заключение, оформляемое по результатам экспертизы (обследования) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения. Экспертиза (обследование) проводится органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, получившим лицензию на ее проведение.
Проведение экспертизы (обследования) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения приравнивается к плановой проверке (п.13 Порядка № 150), но в данном случае предписание на право проверки (экспертизы) не оформляется.
После проведения экспертизы составляется заключение, в котором государственный инспектор по пожарному надзору, закрепленный за территорией, на которой расположено помещение, перечисляет нарушения Правил пожарной безопасности, которые предприятию предлагается устранить для получения разрешения. Требования, предъявляемые к противопожарному состоянию помещения, зависят от его категории и функционального назначения. После устранения нарушений выдается разрешение на начало работы.
Вновь созданные предприятия, в частности, расположенные в арендованных помещениях, которые не меняют вида своей деятельности и состояния таких помещений (кроме потенциально опасных объектов), либо не относятся к категории взрывопожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории или внутри указанных объектов, могут начинать свою деятельность по декларации соответствия объекта требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (п.111 Порядка № 150).
Вновь созданные предприятия, которые относятся к категории пожароопасных объектов, могут начинать свою деятельность по декларации соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.
Декларация подается не позднее, чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности и регистрируется в органах МЧС.
Права пожарного инспектора
Государственный инспектор по пожарному надзору имеет право (ст.7 Закона о пожарной безопасности):
- проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций , зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от владельца необходимые объяснения, материалы и информацию;
- давать (направлять) руководителям центральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности;
- осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании (выборочно), строительстве , реконструкции, расширении либо техническом переоснащении, капитальном ремонте предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
- привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению;
- применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора.
В случае невыполнения условий обеспечения пожарной безопасности, указанных в разрешении на начало работы предприятий и аренду помещений, органы государственного пожарного надзора имеют право аннулировать данные разрешения (основания аннулирования разрешения перечислены в п.132 Порядка № 150).
Кроме того, за нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара или препятствующие его тушению и эвакуации людей, к субъектам хозяйствования применяются санкции в виде предупредительных мер (согласно Инструкции № 130).
Виды проверок и порядок их проведения
Проверки могут быть плановые и внеплановые.
Для их осуществления орган Гостехногенбезопасности издает приказ о проведении проверки, который должен содержать:
- наименование субъекта хозяйствования и его местонахождение;
- местонахождение объекта проверки;
- предмет проверки;
- дату начала и дату окончания проверки;
- должности, фамилии, имена и отчества проверяющих.
На основании приказа оформляется удостоверение на проведение проверки, которое должно быть подписано уполномоченным лицом соответствующего органа Гостехногенбезопасности. Данное удостоверение регистрируется в соответствующем Журнале регистраций удостоверений на проведение проверок, подписывается должностным лицом и скрепляется печатью.
В удостоверении на проведение проверки должно быть указано:
- вид проверки (плановая или внеплановая);
- наименование субъекта хозяйствования или его обособленного подразделения , фамилия, имя и отчество предпринимателя;
- местонахождение проверяемого субъекта;
- номер и дата приказа органа Гостехногенбезопасности.
- дату начала и дату окончания проверки;
- должности, фамилии, имена и отчества проверяющих.
- предмет и основание проверки;
- информация о предыдущей проверке.
Удостоверение на проведение проверки действительно только в течение указанного в нем срока (пп.2.6.2 Порядка № 863).
Плановые и внеплановые проверки могут осуществляться только в течение рабочего времени объекта проверки, установленного правилами внутреннего трудового распорядка или внутреннего распорядка работы (п.2.7 Порядка № 863).
Во время проведения плановых проверок осуществляется осмотр (обследование) территорий, зданий, сооружений и помещений, проводится проверка организации и выполнения объектом проверки требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской защиты (п.2.1 Порядка № 863).
Плановые проверки субъектов хозяйствования включаются Гостехногенбезопасности в годовые планы работы и территориальными органами - в квартальные планы работы с указанием структурных подразделений и должностных лиц, которые будут принимать участие в проверках. Данные квартальные графики утверждаются руководителем соответствующего органа Гостехногенбезопасности до 20 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому.
Перечни субъектов хозяйствования с указанием их наименования, идентификационного кода по ЕГРПОУ юридических лиц или фамилии, имени и отчества предпринимателей (в соответствии с Законом Украины от 01.06.2010 г. № 2297-VI “О защите персональных данных”), местонахождения субъектов, места проведения плановой проверки на соответствующий календарный год должны быть обнародованы на официальном веб-сайте Гостехногенбезопасности1 и его территориальных органов не позднее 25 декабря предшествующего плановому года (пп.2.6.2 Порядка № 863).
1 Веб-сайт центрального ведомства размещен по адресу – http://ditb.gov.ua.
О проведении плановой проверки субъект должен быть уведомлен не позднее чем за десять календарных дней путем предоставления или личного вручения под роспись уведомления о проведении плановой проверки, составленного в соответствии с приложением 3 к Порядку № 863.
Если данное уведомление будет направлено заказным письмом или телефонограммой, срок его получения должен составлять также не менее, чем десять дней.
Уведомление должно содержать:
- дату начала и дату окончания плановой проверки;
- наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество предпринимателя;
- наименование органа Гостехногенбезопасности, чьи должностные лица будут осуществлять проверку.
Если у проверяемого субъекта имеются строения (помещения), сдаваемые в аренду другим субъектам, орган Гостехногенбезопасности непосредственно или через проверяемого субъекта (путем указания этого в уведомлении на проверку) должен ознакомить арендаторов о времени проведения плановой проверки и обеспечить их (или их уполномоченных представителей) присутствие во время проверки (пп.2.8.2 Порядка № 863).
Продолжительность плановой проверки определяется в зависимости от количества, площади строений, помещений, а также степени риска от осуществления хозяйственной деятельности, однако не может превышать 15 рабочих дней, а для субъекта малого предпринимательства - пяти рабочих дней.
Продление срока проведения плановой проверки не допускается.
Внеплановые проверки, не предусмотренные планами работы Гостехногенбезопасности, могут проводиться только при наличии следующих оснований:
- письменного заявления субъекта хозяйствования о проведении проверки по его желанию;
- выявления и подтверждения недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности , представленной субъектом хозяйствования;
- проверки исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или иных распорядительных документов об устранении нарушений требований законодательства по результатам плановой проверки;
- обращения физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности (в данном случае внеплановая проверка осуществляется только по согласию Гостехногенбезопасности на ее проведение);
- в случае аварии, смерти пострадавшего вследствие возникновения чрезвычайной ситуации или пожара, вызванных деятельностью субъекта хозяйствования.
В ходе внеплановой проверки выясняются только те вопросы, которые стали основанием для осуществления указанного мероприятия, с обязательным их указанием в удостоверении на проведение проверки.
Продолжительность внеплановой проверки не должна превышать десяти рабочих дней, а у субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней. Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.
Проведение внеплановых проверок по другим основаниям, кроме предусмотренных ст.6 Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных принципах осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и п.2.10 Порядка № 863, запрещается, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины.
Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки путем предоставления ему копии соответствующего документа.
Перед началом проведения проверки пожарный инспектор вносит запись в соответствующий Журнал посещений (регистрации проверок), ведение которого предусмотрено ст.7 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Форма Журнала регистрации проверок утверждена приказом Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 "Об утверждении формы и Порядка ведения Журнала посещений субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок)".
В случае, если руководитель субъекта хозяйствования, или его заместитель, либо его уполномоченное лицо не допускает должностных лиц органов Гостехногенбезопасности к проведению проверки, то проверяющие составляют акт о недопуске к проведению проверки (п.3.8 Порядка № 863).
В акте указываются сведения о дате и времени отказа в допуске к осуществлению проверки, фамилии, имена и отчества, а также должности лиц субъекта хозяйствования, которые не допустили проверяющих к осуществлению проверки; сведения о должностном лице, составившем акт. Также указываются должность, фамилия, имя, отчество руководителя субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица, которое ознакомлено с актом и которому вручен акт под расписку, или делается отметка об отказе от ознакомления с актом и его получения. В случае, если руководитель или уполномоченное лицо субъекта хозяйствования отказывается от получения акта об отказе, то такой акт с указанием в нем регистрационного номера передается субъекту хозяйствования или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Периодичность проведения плановых проверок объектов субъектов хозяйствования устанавливается с учетом степени риска их хозяйственной деятельности, который определяется в соответствии с Критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности, утвержденными постановлением КМУ от 29.02.2012 г. № 306.
К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся:
- потенциально опасные объекты и объекты повышенной опасности;
- промышленные и складские здания (сооружения), которые относятся к категории "А" или "Б" по взрывопожарной опасности независимо от площади и категории "В" по пожарной опасности площадью 500 кв. метров и больше;
- объекты нового строительства и реконструкции;
- объекты с массовым пребыванием людей, в частности, аэропорты, морские, речные, железнодорожные и автомобильные вокзалы республиканского и областного значения, станции метрополитенов;
- объекты, на которых выполняются работы по сбору зерновых культур; высотные дома (с условной высотой свыше 47 метров);
- подземные сооружения разного назначения;
- памятники архитектуры и истории, музеи, картинные галереи, библиотеки, государственные архивные учреждения.
Также, к субъектам с высокой степенью риска относятся субъекты, предоставляющие услуги и выполняющие работы противопожарного назначения.
К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся:
- здания повышенной этажности (с условной высотой от 26,5 до 47 метров включительно);
- музеи, картинные галереи, библиотеки, государственные архивные учреждения.
Все остальные субъекты являются субъектами с незначительной степенью риска.
Плановые проверки субъектов хозяйствования с высокой степенью риска проводятся не чаще одного раза в год, со средней степенью риска – не чаще одного раза в три года, а с незначительной степенью риска – не чаще одного раза в пять лет).
При проверке обязательно проверяется наличие Инструкции по мерам пожарной безопасности (приложение № 1 к Правилам пожарной безопасности в Украине, утвержденным приказом МЧС Украины от 19.10.2004 г. № 126), Журнала регистрации инструктажей по вопросам пожарной безопасности (приложение № 2 к Типовому положению об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденному приказом МЧС Украины от 29.09.2003 г. № 368) и приказов о назначении ответственного лица за пожарную безопасность. Это лицо и общается с инспектором по пожарному надзору в ходе проверки. Если руководитель своим приказом не назначил ответственного за пожарную безопасность, то общаться с проверяющим должен непосредственно он.
Порядок проведения проверки состоит из:
- подготовки к проверке;
- непосредственного проведения проверки;
- оформления результатов проверки ;
- принятия соответствующих мер по результатам проверки.
Подготовка к проверке включает в себя ознакомление с материалами надзорного дела и другими материалами, поступившими от других органов; определение перечня вопросов, которые будут проверены и изучены на объекте хозяйствования (в зависимости от специфики деятельности и степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования).
Перед началом проверки инспектор должен выяснить, кто из должностных лиц субъекта будет присутствовать при проверке, предъявить удостоверение на проверку и служебное удостоверение, а также предоставить копию удостоверения на проведение проверки.
Без указанных документов проведение проверки невозможно, и субъект хозяйствования вправе не допустить проверяющего к проверке (пп.3.3.1 Порядка № 863).
От проверяющих требуется:
- придерживаться при проведении проверки правил внутреннего распорядка работы объекта и требований охраны труда;
- не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну субъекта хозяйствования.
Пожарные контролеры наделены, как правами, так и обязанностями.
В ходе проверки должностные лица Гостехногенбезопасности имеют право:
- проводить осмотр территорий или помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности, а также документов или предметов;
- получать от должностных лиц субъекта хозяйствования пояснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время проверки;
- требовать устранения выявленных нарушений;
- требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению проверки;
- направлять предписания об устранении выявленных нарушений, постановления о применении предупредительных мер;
- привлекать к административной ответственности виновных в нарушении требований пожарной безопасности и невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов Гостехногенбезопасности;
- фиксировать процесс осуществления проверки на средства аудио- и видеотехники с предоставлением копии записи руководителю субъекта хозяйствования;
- приостанавливать до устранения нарушений работу предприятий, объектов, отдельных производств, цехов, участков, эксплуатацию машин, механизмов, оборудования , транспортных средств, а также выполнения работ, создающих угрозу жизни или здоровью людей.
По фактам, выявленным при проверке нарушений, должностное лицо органа Гостехногенбезопасности имеет право получать устные или письменные объяснения от руководителя или уполномоченного им лица, и/или лица, ответственного на объекте проверки за состояние соблюдения требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, которые прилагаются к материалам проверки.
Должностные лица Гостехногенбезопасности, осуществляющие проверки, обязаны (п.3.7 Порядка № 863):
- полно, объективно и непредвзято осуществлять проверку в пределах полномочий, предусмотренных законом;
- соблюдать деловой этикет во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования и органами власти;
- не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении проверки, если это не угрожает жизни или здоровью людей, не вызывает опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров;
- обеспечивать неразглашение коммерческой тайны и другой информации субъекта хозяйствования или органа власти, которая становится доступной должностным лицам при осуществлении проверки;
- ознакомить руководителя субъекта хозяйствования или органа власти, а при их отсутствии – его заместителя или уполномоченное им лицо с результатами проверки в сроки, предусмотренные законом;
- оказывать субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению проверки.
Оформление результатов проверки
Если по результатам плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, составляется акт проверки соблюдения (выполнения) субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности.
Не допускается внесение в Акт проверки недостоверной информации. Акт проверки оформляется с использованием компьютерной техники или разборчивым почерком на печатных формах.
В Акте проверки указывается состояние соблюдения и выполнения требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской защиты, а в случае невыполнения – детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.
В последний день проверки два экземпляра Акта проверки подписываются должностными лицами органа Гостехногенбезопасности, которые осуществляли проверку, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом, а также другими лицами, участвовавшими в проверке.
Если имеются замечания по осуществлению проверки, то они являются неотъемлемой частью акта, который подписывается с замечаниями.
При отказе субъекта хозяйствования подписать Акт проверки должностное лицо органа Гостехногенбезопасности вносит в такой акт соответствующую запись.
Один экземпляр Акта проверки предоставляется руководителю субъекта хозяйствования или его заместителю, либо уполномоченному им лицу (п.3.14 Порядка № 863).
В случае, если руководитель (представитель) субъекта хозяйствования отказывается от получения Акта проверки лично, такой Акт проверки передается субъекту хозяйствования (с указанием входного регистрационного номера) или направляется заказным письмом (с указанием даты регистрации в канцелярии органа Гостехногенбезопасности как исходящей корреспонденции) с уведомлением о вручении, а на втором экземпляре проставляются соответствующий исходящий номер письма регистрации в канцелярии органа Гостехногенбезопасности как исходящей корреспонденции, которым был направлен Акт проверки, и дата направления.
Акт хранится в течение пяти лет в органе Гостехногенбезопасности. К нему прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления и вручения его адресату.
На объект проверки в органе Гостехногенбезопасности заводится отдельное надзорное дело, в котором хранятся документы и материалы переписки, в том числе материалы проверок и экспертиз противопожарного состояния, в том числе арендованных зданий и помещений, а также копии разрешений, договоров о предоставлении их в аренду и другие документы, характеризующие состояние противопожарной защиты объекта, техногенной безопасности и выполнения требований гражданской защиты в соответствии с содержанием надзорного дела, его ведения и хранения и общими сведениями об объекте, которые необходимо отразить надзорном деле.
На основании Акта проверки в течение пяти дней со дня ее завершения составляется предписание об устранении нарушений требований законодательства в сферах пожарной, техногенной безопасности, гражданской защиты (приложение 4 Порядка № 863).
Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта предоставляется руководителю субъекта хозяйствования, а второй экземпляр предписания с подписью такого лица по согласованным срокам устранения нарушений хранится в органе Гостехногенбезопасности, который осуществлял проверку.
В предписание включаются невыполненные мероприятия по предыдущему предписанию с указанием сроков, которые предлагались к выполнению, и предлагаются новые сроки, а также указываются новые мероприятия, выявленные при проверке, и сроки их выполнения.
Если субъект хозяйствования отказывается от получения предписания лично, предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении с указанием даты регистрации в канцелярии органа Гостехногенбезопасности и исходящего номера.
Срок выполнения предписания устанавливается должностным лицом органа Гостехногенбезопасности по согласованию с руководителем субъекта хозяйствования в зависимости от выявленных нарушений.
При невозможности выполнения предписаний в установленные в них сроки субъект хозяйствования письменно обращается в орган Гостехногенбезопасности, который вынес предписание, для продления сроков устранения нарушений с обоснованием и подтверждающими документами (материалами), оформленными надлежащим образом, относительно порядка устранения нарушений.
Предупредительные меры
Деятельность предприятия или отдельного производства , а также выпуск и реализация пожароопасной продукции могут быть частично или полностью прекращены в случаях если:
- создана угроза возникновения пожара или затруднено его гашение на объекте,
- затруднена эвакуация людей,
- отсутствует разрешение на начало работы,
- производится выпуск пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов, технических условий или при их отсутствии.
Прекращать деятельность предприятия (объекта) или выпуск продукции уполномочены: главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору и его заместители, главные государственные инспекторы по пожарному надзору, его первый заместитель и заместители, государственные инспекторы по пожарному надзору центральных и территориальных органов государственного пожарного надзора (п.3.2 Инструкции № 130).
Главные государственные инспекторы по пожарному надзору городов, поселков городского типа, районов в городах, районов, подразделений пожарной охраны на договорных объектах имеют те же права, но только по письменному решению территориального органа Госпожнадзора (в каждом отдельном случае).
Они также имеют право самостоятельно останавливать:
- объекты, перечень которых определяется территориальным органом Госпожнадзора;
- проведение строительно-монтажных работ, надзор за которыми осуществляют местные органы Госпожнадзора;
- реализацию пожарноопасной продукции;
- работу (эксплуатацию) отдельных помещений, агрегатов, отапливаемых приборов, участков электрической сети, проведения пожарноопасных работ и действие выданных разрешений на право проведения таких работ.
При выявлении во время осуществления плановой или внеплановой проверки нарушений требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности уполномоченным на то должностным лицом органа Гостехногенбезопасности принимается решение о применении предупредительных мер.
Порядок и условия применения вышеуказанных мер определен Инструкцией № 130.
Решение о применении предупредительных мер оформляется постановлением, которое выносится в течение пяти рабочих дней со дня составления акта плановой (внеплановой) проверки. Один экземпляр постановления не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта плановой (внеплановой) проверки вручается руководителю (собственнику) объекта, на котором применяется предупредительная мера или уполномоченному им лицу, а второй экземпляр - остается в надзорном деле органа госпожнадзора.
В случае отказа руководителя (собственника) объекта или уполномоченного им лица от подписания и получения постановления, оно в день его вынесения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Постановление о применении предупредительных мер в пятидневный срок со дня его вручения может быть обжаловано в Госпожбезопасности или в суде (п.5.1 Инструкции № 130). При этом подача жалобы не приостанавливает исполнение постановления.
Постановление о применении предупредительных мер подлежит выполнению путем опечатывания, опломбирования, обесточивания (если это возможно) с даты приведения его в действие.
Дата приведения постановления в действие определяется должностным лицом органа Госпожнадзора, которое его выносило, и не может быть меньше пятнадцати дней со дня вынесения постановления. При этом учитывается противопожарное состояние объекта, угроза возникновения пожара, пожарная загрузка, характеристика объекта, характер технологического процесса и т. п.
В случае устранения на объекте, к которому применена предупредительная мера, нарушений требований правил пожарной безопасности в полном объеме руководитель (собственник) объекта предоставляет в орган госпожнадзора письменное обращение о прекращении действия постановления. В ответ на это осуществляется внеплановая проверка условий исполнения постановления, сроки которой не могут превышать десяти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней со дня поступления обращения (п.6.7 Инструкции № 130).
На основе положительных результатов проверки принимается решение о возможности прекращения действия постановления на соответствующем объекте.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, неисполнении предписаний, постановлений органов Госпожбезопасности.
Производство по данным административным делам осуществляется согласно КоАП, который предусматривает предупреждение или наложение штрафа от 34 до 170 грн. по ст.175 КоАП или санкции по ст.1888 КоАП – штраф на должностных лиц в размере от 34 до 170 грн.
Руководители (собственники) предприятий, учреждений, организаций, не принявшие меры по исполнению постановления или допустившие снятие пломбы (печати) и дальнейшую эксплуатацию объекта, помещения, агрегата в случае временного прекращения их деятельности, несут ответственность согласно ст.175, 1888 КоАП. За данные нарушения государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право применять также штрафные санкции к предприятиям согласно п.5 ст.7 Закона о пожарной безопасности.Также ст.35 данного Закона предусматривается применение финансовых санкций к предприятиям в пределах 2 % месячного фонда оплаты труда предприятия, а ст.36 обязывает юридических и физических лиц возместить убытки, причиненные в связи с нарушением ими противопожарных требований.За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, предусмотрена также уголовная ответственность, а именно: если такое нарушение повлекло возникновение пожара, имевшего тяжкие последствия (например, гибель людей). Статья 270 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ устанавливает ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.
Обжалование предписаний и решений органов Гостехногенбезопасности
Предписания и решения органов пожарного надзора могут быть обжалованы как в вышестоящий орган, так и в судебном порядке.
В пятидневный срок со дня их вручения могут быть обжалованы в вышестоящий орган или должностному лицу Госпожнадзора постановления, вынесенные в соответствии со следующими основаниями:
- применение штрафных санкций в случае нарушения установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнения распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора;
- привлечение к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений и организаций, граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению, а также невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов госпожнадзора или создании препятствий в их деятельности;
- составление протоколов об административных правонарушениях в случае выявления факта осуществления хозяйственной деятельности в области пожарной безопасности, подлежащей лицензированию в соответствии с законом, без получения соответствующей лицензии, осуществления хозяйственной деятельности без получения разрешения органа госпожнадзора на начало работы предприятий и аренду помещений, а также предоставления субъектом хозяйствования недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства;
- прекращена или запрещена работа предприятий и отдельных производств, эксплуатация зданий и сооружений, выпуск и реализация пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты; работа производственных участков и агрегатов, эксплуатация отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети;
- запрещено проведение пожароопасных работ, а также отменено действие выданных на право проведения таких работ разрешений;
- запрещен выпуск и применение проектов, прекращено проведение строительно-монтажных работ по причине выявления нарушений во время проектирования, строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений.
Обжалование предписаний (распоряжений) должностных лиц госпожнадзора об устранении нарушений и недостатков в работе, связанной с обеспечением пожарной безопасности могут быть обжалованы в десятидневный срок со дня их вручения.
Судебное обжалование предписаний, содержащих все нарушения требований к пожарной безопасности объекта, состоит в подаче административного иска. Иск оформляется на украинском языке, соблюдая требования к оформлению иска, изложенные в ст.105, 106 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.
Для составления иска необходимо иметь оригинал обжалуемого документа. На его основании формулируются исковые требования, которые могут состоять в требовании выдать разрешение на начало работы, отмены запрета на производство и выпуск продукции, эксплуатацию помещений и пр.
По получении иска суд должен прислать истцу определение суда и повестку о назначении даты слушания дела.
Документы
- Постановление КМУ от 28.03.2011 г. № 346 «О ликвидации правительственных органов»;
- Закон Украины от 17.12.93 г. № 3745 - XII "О пожарной безопасности" (Закон о пожарной безопасности);
- Закон Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности";
- Порядок выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150 (Порядок № 150);
- Инструкция о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер, утвержденная приказом МЧС Украины от 21.10.2004 г. № 130 (Инструкция № 130);
- Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности";
- Приказ Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 "Об утверждении формы и Порядка ведения Журнала посещений субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок)";
- Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности, утвержденные постановлением КМУ от 29.02.2012 г. № 306;
- Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МЧС Украины от 19.10.2004 г. № 126;
- Типовое положение об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденное приказом МЧС Украины от 29.09.2003 г. № 368;
- Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-Х;
- Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ;
- Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV;
- Порядок проведения проверок органами Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденный приказом МЧС Украины от 25.05.2012 г. № 863 (Порядок № 863).
Курсы бухгалтерские
Курсы бухгалтерии для руководителей
Новости и события
Документы об окончании курсов
Услуги кураторства
Тренинг-семинар «Как получить работу бухгалтера»
Курсы бухгалтеров с трудоустройством
Курсы ВЭД для бухгалтера
Другие материалы по теме:
руководитель, риск, руководителю, кодекс, ответственность, категории, начало, деятельность, проведение, журнал, материалы, срок, бухгалтер, акт, значения, время, закон, объект, наименование, результат, работы, документы, порядок, документов, регистр, документ
Материалы из раздела: Бухгалтеру / Проверки контролирующими органами
Другие материалы по теме:
Проверки Пенсионного фонда Украины
Общесистемные механизмы и принципы
Проверки Госсанэпидслужбой Украины
Нас находят: пожарный инспектор обучение в украине, что проверяют при проверке по пожарной безопасности, ответственность лиц за нарушение требований пожарной безопасности, шранфные санкции проверки мчс, ЧЕРЕЗ КАКОЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА И П, порядок оформлення пожеж, периодичность проверки пожарной охраны органов местного самоуправления, ответственность за нарушения требования пожарной безопасности, оспаривание акта проверки мчс украины, каков порядок установления сроков предписания пожнадзора
Мы на Facebook