1С:Предприятие 8.2 /
Бухгалтерия для Украины /
Учет запасов
Закупка товарно-материальных ценностей
Описание: Отражение хозяйственных операций по закупке ТМЦ определяется: источником поступления, используемым на предприятии документооборотом, присутствием дополнительных расходов по приобретению ТМЦ, которые нужно включить в стоимость ТМЦ, в том числе таможенных расходов по импортным операциям. Предварительная договоренность о приобретении у поставщика позиций номенклатуры подтверждается документом "Счет на оплату от поставщика". Документ"Доверенность" используют, если на получение ТМЦ сотруднику предприятия необходимо выписать доверенность. Операции по поводу покупки материальных ценностей у поставщика фиксируются документом "Поступление товаров и услуг". Согласно П(с)БУ 9 " Запасы " первичную стоимость оприходованных материальных ценностей допустимо увеличивать на сумму дополнительных расходов в связи с приобретением товаров. Фиксирование расходов, которые связаны с приобретением товара, сопоставление суммы этих расходов с перечнем приобретенных материальных позиций и вход сумм расходов в себестоимость партий ТМЦ производятся с использованием документа "Поступление доп. расходов". Если невозможно дополнительные расходы по покупке материалов и товаров правильно сопоставить с конкретными приобретениями запасов, то согласно П(с)БУ 9 "Запасы" суммы ТЗР собираются на отдельных счетах, и в конце месяца разделяются пропорционально суммам выбывших запасов по направлениям, куда выбыли ТМЦ. В неких случаях приобретенные у поставщика ТМЦ могут быть возвращены ему. Операция по возврату поставщику приобретенных раньше ТМЦ отражается документом " Возврат товаров поставщику "
Ключевые слова: документы "Счет на оплату от поставщика", "Доверенность", "Поступление товаров и услуг", "Авансовый отчет", чеки ЭККА, бартерный договор, П(с)БУ 9 "Запасы", транспортно-заготовительные расходы , склад вида "НТТ", продажные цены.
Отражение хозяйственных операций по закупке ТМЦ определяется:
источником поступления – ТМЦ поступление непосредственно от поставщика (резидента или от нерезидента) или через подотчетное лицо;
используемым на предприятии документооборотом;
присутствием дополнительных расходов по приобретению ТМЦ, которые нужно включить в стоимость ТМЦ, в том числе таможенных расходов по импортным операциям.
На рисунке представлена схема документооборота для отражения операций закупки ТМЦ и связанных с ней других операций.
Рис.1. Закупка ТМЦ
Предварительная договоренность о приобретении у поставщика позиций номенклатуры подтверждается документом "Счет на оплату от поставщика". Этот счет не обязательно регистрировать. Если же он создан то на его основаниизаполняют приходные документы. При ведении расчетов с поставщиком по расчетным документам возможно в документах оплаты и поступления нужно указать ссылку на счет поставщика.
Документ"Доверенность" используют если на получение ТМЦ сотруднику предприятия необходимо выписать доверенность. Документ создается "вводом на основании" счета на оплату от поставщика. "Доверенность" нужна только для формирования печатной формы. Вид операции документа непосредственно влияет на нумерацию документа: для доверенностей не строгого учета используется дополнительный префикс.
Операции по поводу покупки материальных ценностей у поставщика фиксируются документом "Поступление товаров и услуг". Он создается "вводом на основании" счета на оплату поставщика , если такой регистрировался в системе.
Рис.2. Поступление товаров и услуг
Отражение операций покупки ТМЦ невозможно без:
Вид операции документа = "покупка, комиссия",
Вид договора с контрагентом = "с поставщиком" или "бартерный".
Валюта операции зависит от валюты договора с контрагентом.
В закладке "Товары" указан список закупаемых ТМЦ. Виды ТМЦ задаются произвольным набором или, используя кнопки "Подбор", "Изменить" (скопировать перечень ТМЦ с другого документа).
В разных табличных частях отображаются купленные ТМЦ, полученные услуги, полученная тара на условиях возврата (смотри в специальном разделе). Услуги, которые отображаются в закладке "Услуги", входят в состав затрат предприятия и не имеют связи с поступившим товаром. В случаях если стоимость услуг необходимо включить в себестоимость товаров, то они оформляются специальными документами, предназначенными отображать дополнительные расходы по приобретению.
Много параметров документа можно заполнить "по умолчанию" из:
настроек документа;
реквизитов справочника "Номенклатура";
настроек документа;
учетных параметров "по умолчанию".
Также эти параметры можно вывести и отредактировать вручную самим пользователем. В закладке "Дополнительно" вводится дата и номер оригинала документа.
При проведении этого документа приходуются купленные запасы в налоговом и бухгалтерском учете, формируется задолженность поставщику, если нужно, то начисляется ожидаемый налоговый кредит.
Нулевая налоговая себестоимость установляется в случаях:
если налоговое назначение НДС было установлено "Необл. НДС, нехоз.";
поставлен флаг "Не относить на затраты по НУ" в договорах с поставщиками.
Рис.3. Ручное управление налоговой себестоимостью
На закладке "Дополнительно" отображается сумма валовых расходов, которые были начислены по авансам до 01.04.2011 г. Для запасов, услуг, оборудования, которые были куплены по таким авансам, налоговая себестоимость начисляется не в полном объеме или не начисляется. При расчете амортизации этих активов или их выбытии затраты в налоговом учете начисляются не в полном объеме или же вообще не начисляются.
В зависимости от ситуации закупка ТМЦ через подотчетное лицо может отражаться следующими способами:
если на купленные ТМЦ есть живая приходная накладная от поставщика, в процессе отражении операций нужно не упустить этот шаг изменения взаиморасчетов, то оприходование запасов необходимо фиксировать в документе "Поступление товаров и услуг". С помощью документа "Авансовый отчет" на закладке "Оплата" отображаются операции полной или частичной оплаты товара наличными.
если покупка ТМЦ производилось по чекам ЭККА, или это одноразовая закупка, по которой нет необходимости фиксировать контрагента, то такая операция отражается документом "Авансовый отчет" на закладке "Товары".
Рис.4. Авансовый отчет
Закладку "Товары" заполняют, если расчет за приобретение ТМЦ подотчетным лицом был произведен в момент покупки. В бухгалтерском учете эти операции отражаются на субсчете счета учета расчетов с подотчетными лицами (372).
Этим документом регистрируется ожидаемый налоговый кредит по НДС. НДС регистрируется по поставщику, который указан в реквизите "Контрагент".
Согласно П(с)БУ 9 "Запасы" первичную стоимость оприходованных материальных ценностей допустимо увеличивать на сумму дополнительных расходов в связи с приобретением товаров.
В типовой конфигурации с помощью документов предусмотрено вхождение в состав себестоимости купленных ТМЦ лишь суммы расходов, которые связаны с получением услуг от других организаций. Не целесообразно внутренние расходы предприятия включать в первичную стоимость закупленных запасов.
Фиксирование расходов, которые связаны с приобретением товара, сопоставление суммы этих расходов с перечнем приобретенных материальных позиций и вход сумм расходов в себестоимость партий ТМЦ производятся с использованием документа "Поступление доп. расходов" (см. Рис. 5).
В шапке записывается контрагент и договор, от которого были получены услуги охраны, доставки, сертификации, погрузки/разгрузки и т. д.
Разделение суммы дополнительных расходов по списку ТМЦ выполняться автоматически или вручную. Если проводить распределение вручную то сума которая рассчитана пользователем вписывается в табличную часть документа отдельно для всех товарных позиций в реквизите "Доп. расходы (сумма)". При автоматическом распределении сума отображается в шапке документа и пользователь должен указать "Способ распределения".
Рис.5. Дополнительные расходы
Указывая суммы и в шапке, и в табличной части, дополнительные расходы суммируются. То есть, сумма всех дополнительных расходов - общая сумма акта услуг. Это подходит для случаев, когда часть расходов нужно разделить на весь список поступивших товаров, а часть - включить только на некоторые товары.
Наименование услуг отражается в текстовом реквизите шапки "Содержание". Список ТМЦ, на себестоимость, которых необходимо разделить расходы, вводится вручную или автоматически в табличной части документа. Причем, допустимо указывать номенклатуру из разных приходных документов или часть номенклатуры какого-то одного документа.
Отражая дополнительные расходы на покупку товаров необходимо указать ссылку на партию ТМЦ (созданную документом оприходования), если в настройках параметров бухучета было установлено ведение партионного учета. При проведении документ увеличивает стоимостные характеристики партий, количественные характеристики не изменяются.
Если невозможно дополнительные расходы по покупке материалов и товаров правильно сопоставить с конкретными приобретениями запасов, то согласно П(с)БУ 9 "Запасы" суммы ТЗР собираются на отдельных счетах, и в конце месяца разделяются пропорционально суммам выбывших запасов по направлениям, куда выбыли ТМЦ. Для накопления ТЗР общей суммой в плане счетов конфигурации предусмотрены отдельные субсчета на счетах учета запасов:
"200 Транспортно заготовительные расходы" для учета ТЗР при покупке материалов;
"280 Транспортно заготовительные расходы" для учета ТЗР при покупке товаров.
Для целей налогового учета суммы ТЗР скапливаются на этих же счетах.
Ведение аналитического учета происходит в разрезе номенклатурных групп и статей затрат. Для товаров, продевающихся в розницу без учета по количеству и наименованию (суммовая розница), сумма ТЗР накопляется на отдельном субсчете "2802 Транспортно-заготовительные расходы (в НТТ по продажной стоимости)" лишь в разрезе статей затрат.
Дополнительные расходы по покупке ТМЦ необходимо соотнести с группой материальных ценностей, с покупкой которых связаны эти расходы. Расчет сумм распределения ТЗР и установление направлений списания ТЗР производится по поводу ТМЦ, которые входят в состав группы, по которой отражено приращение ТЗР. Группировка номенклатуры в целях накопления и распределения ТЗР отображается в справочнике " Номенклатурные группы ".
Рис.6. Учет ТЗР
Накопление сумм на счетах ТЗР можно фиксировать разными документами накопления затрат.
Регламентным документом " Закрытие месяца " действием "Распределение ТЗР" мы оформляем операции по разделению и списанию на затраты сумм ТЗР в конце месяца. Процедура проводится каждый месяц для целей бухгалтерского учета и налогового учета. Суммы ТЗР будут списаны на затраты текущего периода или иные счета затрат, куда выбывали ТМЦ. Если сумма ТЗР списывается на счет 9 класса то она должна быть усчитана в Декларации по прибыли.
Для учета ТЗР по приобретенным материалам предназначен один субсчет учета, а для учета ТЗР по товарам - два счета учета. Для учета ТЗР по товарам, продаваемых через "суммовую розницу" (склад вида "НТТ" и учет в рознице "по продажным ценам"), есть свой счет учета. При выборе счета учета ТЗР для организаций, которые ведут учет "суммовой розницы", надо руководствоваться следующими соображениями:
если товары при приобретении сразу приходуются на розничный склад (с суммовой розницей), то и размер ТЗР нужно одновременно относить на счет "2802",
если же товары приходуются на обыкновенный оптовый склад, а потом перемещаются в розницу, и тем более - если некое количество товара продается по оптовой схеме, а остальная часть —" в розницу, то суммы ТЗР будут скапливаться на счете "2801".
Регламентная процедура "Распределение ТЗР" проследует выбытие ТМЦ по направлениям, переносит суммы ТЗР, которые приходятся на товары, перемещаются в суммовую розницу, на счет "2802". Часть сумм ТЗР, приходящуюся на товары, купленные в рознице, должны быть списаны со счета "2802" на счет себестоимости продаж.
В неких случаях приобретенные у поставщика ТМЦ, могут быть возвращены ему. Операция по возврату поставщику приобретенных раньше ТМЦ отражается документом "Возврат товаров поставщику". Документ создается с видом операции "Покупка, комиссия" и в условиях договора вида "С поставщиком" или "Бартерный".
Рис.7. Возврат поставщику
Список ТМЦ, которые были возвращены, заказывается на закладке "Товары". Удобнее всего формировать документ возврата "вводом на основании" начального приходного документа. Нужно корректно заполнить все Параметры документа, отредактировать список ТМЦ и их количество. Если при возврате ТМЦ в шапке отмечена ссылка на определенный документ покупки, то списание ТМЦ происходит с партии, созданной этим приходным документом. Необходимо проконтролировать, остаток указанной партии имел нужное количество для возврата.
Если ссылки на документ приобретения нет, то списание партии осуществляется в соответствии с методом, который установлен в регистре сведений " Учетная политика организаций ". Отличия между себестоимостью партии ТМЦ, с которой списывают, и ценой возврата отображается в составе затрат (доходов) предприятия. Счета затрат и доходов задается на отдельной закладке документа. По умолчанию они могут быть подставлены из регистра сведений "Счета учета (прочие)" (меню "Предприятие"), если он был заполнен пользователем.
Курсы бухгалтерские
Курс "Бухгалтерский учет + 1С:Бухгалтерия 8.2 для начинающих"
Курсы ВЭД для бухгалтера
Другие материалы по теме:
доверенность, транспортно-заготовительные расходы, авансовый отчет, запасы, дополнительные, поставщика, валюта, расходы, возврат, себестоимость, поступление товаров, операция, поступление товаров и услуг, стоимость, поставщик, товары, договор, поступление, услуг, товар, контрагент, сумма, склад, бухгалтерия, операции, учет, счет, документ
Материалы из раздела: 1С:Предприятие 8.2 / Бухгалтерия для Украины / Учет запасов
Другие материалы по теме:
Учет расчетов с подотчетными лицами
Учет безналичных денежных средств. Поступление денежных средств
Нас находят: тмц что входит, расходы на закуп товарно-материальных запасов, товаро-материальные ценности это, Какими документами должно подтверждаться приобретение материальных ценностей у поставщиков, документооборот при покупке материальных ценностей, закупка тмц это, виды тмц, оприходование тмц, какие документами должно подтверждаться приобритении материальных ценностей у поставщиков, что входит в тмц
Мы на Facebook