1С:Предприятие 8.2 /
Управление торговлей для Украины /
Анализ деятельности предприятия
Концепция управления по целям
- Декомпозиция целей и показателей
- Принципы декомпозиции
- Типовая структура целей
- Анализ деятельности предприятия в конфигурации Управление торговлей , редакция 3
- Варианты анализа целевых показателей
- Монитор целевых показателей
"Ключевые показатели в ключевых областях [бизнеса] являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия".
Питер Друкер, "Практика менеджмента", 1954 г.
"Менеджеры, как и пилоты, нуждаются в аппаратуре, отслеживающей множество внешних и внутренних факторов…".
Роберт Каплан и Дэвид Нортон, "Сбалансированная система показателей", 1996 г.
В основу концепции управления по целям, реализованной в конфигурации Управление торговлей, редакции 3 включены:
- Базовые элементы методологий Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) и Управление по целям (Management by Objectives) - декомпозиция целей, категории целей (перспективы), ключевые показатели деятельности (KPI) и ответственность за ключевые показатели;
- Математические связи между ключевыми показателями деятельности;
- Концепция Business Dashboard ( панель управления ) - специализированное рабочее место для мониторинга ключевых показателей деятельности.
Декомпозиция целей и показателей
Принципы декомпозиции
При создании типовой структуры целей и показателей учитывались следующие принципы:
- Процессы декомпозиции целей и декомпозиции показателей объединены, также как и регистрация результатов этих процессов. Каждой цели соответствует один целевой показатель. В контексте конфигурации термины структура целей и иерархия целевых показателей будем считать синонимами. Структура целей и показателей хранится в справочнике Структура целей подсистемы Мониторинг целевых показателей.
Для объективной оценки степени достижения цели она должна быть измеримой. Результат сравнения с "эталоном", целевым значением дает нам ответ на вопрос: "Как далеко мы от поставленной цели?". В подсистеме Мониторинг целевых показателей могут быть зарегистрированы целевые значения или целевые диапазоны.
- Взаимосвязи между целевыми показателями определяются математически, то есть вышестоящий целевой показатель является по сути функцией, зависимой от целевых показателей более низкого уровня.
- Охват разных уровней управления - стратегического (охватывает долгосрочные цели предприятия) и оперативного (охватывает среднесрочные и краткосрочные цели). В типовую структуру целей входят цели обоих уровней управления.
Условно можно выделить опережающие (leading indicator) и запаздывающие (lagging indicator) показатели. Например, целевой показатель Прибыль является запаздывающим по отношению к показателям Количество новых клиентов и Количество потерянных клиентов.
СОВЕТ
Опережающие показатели рекомендуется контролировать часто (ежечасно, ежедневно, еженедельно).
Запаздывающие показатели можно контролировать значительно реже (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).
Типовая структура целей
Типовая структура целей состоит из 26 показателей по различным аспектам деятельности предприятия. Все они взаимосвязаны математически в соответствии с описанными выше принципами.
Типовая структура целей | |
---|---|
Цель | Целевой показатель |
Рост прибыли | Прибыль |
Рост валовой прибыли | Валовая прибыль |
Рост выручки | Выручка |
Рост количества клиентов | Общее количество клиентов |
Привлечение новых клиентов | Количество новых клиентов |
Снижение количества потерянных клиентов | Количество потерянных клиентов |
Рост средней суммы продажи | Средняя сумма продажи |
Снижение (оптимизация) предоставленных ручных скидок | Потери от ручных скидок |
Снижение себестоимости товаров | Себестоимость реализованных товаров |
Рост рентабельности продаж | Рентабельность продаж |
Снижение косвенных расходов | Косвенные расходы |
Оптимизация оборотных средств | Сумма оборотных средств |
Оптимизация кредиторской задолженности | Кредиторская задолженность |
Увеличение срока оборота кредиторской задолженности | Срок оборота кредиторской задолженности |
Снижение доли просроченной кредиторской задолженности | Просроченная кредиторская задолженность |
Оптимизация оборотных активов | Сумма оборотных активов |
Оптимизация дебиторской задолженности | Сумма дебиторской задолженности |
Сокращение среднего срок возврата дебиторской задолженности | Срок оборота дебиторской задолженности |
Уменьшение доли просроченной ДЗ в общей доле ДЗ | Просроченная дебиторская задолженность |
Оптимизация товарных запасов | Себестоимость остатков товарных запасов |
Сокращение сроков хранения товарных запасов | Срок оборачиваемости товарных запасов |
Оптимизация остатков денежных средств | Сумма остатков денежных средств |
Сокращение финансового цикла (цикла денежного оборота) | Длительность (период) финансового цикла |
Удержание ликвидности на приемлемом уровне | |
Способность рассчитываться по текущим долгам | Коэффициент текущей ликвидности |
Способность погашения задолженности в случае сложностей с реализацией запасов | Коэффициент срочной ликвидности |
Способность частичного срочного погашения задолженности | Коэффициент абсолютной ликвидности (срочности) |
Типовая структура целей может использоваться сразу без дополнительных настроек.
Анализ деятельности предприятия в конфигурации Управление торговлей, редакция 3
Для унификации методов анализа ключевых показателей предприятия используется справочник Варианты анализа целевых показателей.
Для наглядного отображения доступных пользователю целевых показателей и их вариантов анализа используется Монитор целевых показателей.
Варианты анализа целевых показателей
Справочник Варианты анализа целевых показателей предназначен для хранения настроек анализа ключевых показателей. По сути вариант анализа - это описание того, как именно пользователь будет анализировать ключевой показатель и в каком объеме.
Настройки варианта анализа позволяют полностью описать процесс анализа - период анализа, тип анализа и тип диаграммы , объект анализа, метод расчета, отборы данных, отчеты для расшифровки и т.п.
Для различных пользователей могут быть настроены индивидуальные варианты анализа или предоставлен доступ к уже существующим.
Таким образом поддерживаются различные сценарии использования подсистемыМониторинг целевых показателей - от единоличного контроля и анализа ключевых показателей руководителем предприятия до многоуровневого делегирования ответственности за достижение целей на различные уровни управления предприятием.
СОВЕТ
Рекомендуется ограничивать количество доступных пользователю вариантов анализа. В общем случае пользователю достаточно предоставить доступ только к тем вариантам анализа целевых показателей, за которые он несет ответственность.
Печатная форма показателя или сводный отчет по нескольким показателям позволяют использовать важную бизнес информацию вне информационной системы для принятия управленческих решений.
Монитор целевых показателей
Монитор целевых показателей используется для наглядной оценки степени достижения целей (контроля), анализа состояния ключевых показателей по различным аналитикам и поиска причин отклонения от поставленных целей.
Для каждого показателя можно узнать состояние - статус и тренд. В мониторе целевых показателей статус и тренд отображаются специальными наглядными иконками.
Пользователи могут самостоятельно определять количество отображаемых показателей в рамках предоставленного доступа.
СОВЕТ
Рекомендуется настроить монитор показателей таким образом, чтобы все наиболее важные показатели уместились на одном экране, без вертикальной прокрутки или были размещены в самом верху монитора показателей.
Пользователи могут изменять временной шаг для показателей динамики для получения более детальной или более агрегированной информации об изменениях.
Пользователи также могут изменять объект анализа для получения информации о структуре показателя в различных разрезах.
ПРИМЕЧАНИЕ
Изменения временного шага или объекта анализа не сохраняются при закрытии монитора целевых показателей. При последующем открытии монитора показателей будут восстановлены значения по умолчанию .
Для использования информации вне информационной системы предназначен Сводный отчет - печатная форма показателей, отображаемых в мониторе. Сводный отчет может быть распечатан или отправлен по электронной почте.
Курсы бухгалтерии для руководителей
Индивидуальное обучение 1С
Услуги кураторства
Индивидуальный курс «1С:Бухгалтерия 8.2»
Другие материалы по теме:
типовая, монитор, кредиторская задолженность, структура, ответственность, принципы, дебиторская задолженность, доступ, показатель, оборот, показатели, пользователи, коэффициент, срок, прибыль, задолженность, анализ, объект, количество, справочник., управление, сумма, отчет, конфигурации
Материалы из раздела: 1С:Предприятие 8.2 / Управление торговлей для Украины / Анализ деятельности предприятия
Другие материалы по теме:
Настройка подсистемы "Мониторинг целевых показателей"
Показатели для анализа оборачиваемости
Мы на Facebook