Проблемы учета торговой наценки.
Особенностью предприятий занимающихся розничной торговлей есть то, что они, как правило, ведут учет товаров продажи по ценам, по которым будут проданы товары непосредственным потребителям, что очень удобно для организации учета материальной ответственности торговых работников (т.е. продавцов). Это предполагает необходимость при оприходовании товара от поставщика и переправке его под отчет продавцу, в торговый зал, определить и отразить в учете соответствующую сумму наценки на товар. Торговые предприятия, учитывая тару, могут вести учет по средним учетным ценам, которые фиксируются руководством предприятия по группам (видам) тары и ценам на неё. То есть средним учетным ценам и разница между ценами на покупку на тару относится на субсчет № 285 "Торговая наценка".
Торговая наценка - это разница между продажной и покупной (первоначальной) стоимостью товара, значит между стоимостью товара по цене продажи и его себестоимостью. Сумма торговой наценки должна обеспечить покрытие расходов торгового предприятия на реализацию товара, оплату налогового обязательства по НДС и получение определенной суммы прибыли. От того правильно ли начислена торговая наценка во многом зависит реальность назначения себестоимости реализованных товаров и финансового результата от реализации: в конечном результате повышение реализованных торговых наценок приведет к необоснованному увеличению прибыли, а занижение, конечно, к его уменьшению. На субсчете № 285 "Торговая наценка" предприятия розничной торговли, производя учет товаров по продажным ценам, указывают на торговые наценки на товары, то есть саму разницу между стоимостью за которую готовы покупать товар и за которую готовы продавать этот товар. По кредиту субсчета № 258 "Торговая наценка" указывает на увеличение суммы торговых наценок, по дебету указывает на уменьшение (списание). Списание ЗПО расчетам суммы торговой наценки на реализованные товары отражается по дебету счета № 285 "Торговая наценка" и по кредиту субсчета № 282 "Товары в торговле" или методом сторно (обратной корреспонденцией этих счетов).
Увеличение суммы торговых наценок:
Дебет субсчета по номеру № 282 "Товары в торговле"
Кредит субсчета по номеру № 285 "Торговая наценка"
Списание по расчетам суммы торговой наценки на реализованные товары:
Дебет субсчета № 285 "Товарная наценка"
Кредит субсчета № 281 "Товары на складе"
Кредит субсчета № 282 "Товары в торговле"
Сальдо по всем субсчетам счета № 28 "Товары" записываются в отчетность в свёрнутом виде.
Учет товаров по ценам продажи указывает на то, что поставщику оплачиваются товары по ценам их дальнейшей продажи по минусу торговой наценки (скидки). В заведениях общественного питания на субсчете № 285 "Торговая наценка" и считаются суммы торговых скидок и конечно наценок на продукты питания и товары, которые находятся в кладовках, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, которые добавляются в ранее установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по продажным ценам. Реализация товаров на предприятиях с розничной торговлей осуществляется за наличные. Размер реализованной продукции указывается суммой выручки, т.е. суммой наличности, поступающей в кассы. Выручка от реализации каждого каждый день сдаётся торговыми предприятиями в банк. Таким образом, через обменный товарооборот денежные единицы, которые находятся в обороте, возвращаются в кассу банка. Субсчет № 285 "Торговая наценка" является регулирующим субсчетом к счету № 28 "Товары". Реализованные товары списываются с кредита по номеру счета № 28 "Товары" в дебет счета номер № 90 "Себестоимость реализации" по себестоимости их реализации.
Расчет торговой наценки это одно из базовых умений, которым должен обладать каждый продавец. Умение продать что-то по выгодной цене в конечном итоге означает получение хорошей прибыли. Именно поэтому научиться и узнать, как правильно и без ошибок рассчитать торговую наценку, нужно, прежде, чем вы погрузитесь в торговлю с головой. Инструкция:
- Наценка представляет собой один из структурных элементов цены. Именно ее экономический смысл достаточно прост: при среднем размере реализации величины, торговой наценки на товар должно хватать на погашение всех расходов продавца и получение им какой-то определенной суммы прибыли. В различных отраслях экономики, а также на различных этапах цепочки от производителя к потребителю товаров, существуют различные наценки, обусловленные спецификой каждого вида бизнеса. Даже реализация одного и того же товара, на совершенно разных стадиях процесса его реализации, облагается различными величинами наценок. Самым простым примером тому служит оптовая и розничная продажа продуктов питания. В деятельности реального предприятия оптовая наценка именно на продукты в общем случае равна десяти процентам, а для розничного покупателя в магазине - уже примерно двадцать пять процентов.
- На практике рассчитывать торговую наценку можно как минимум двумя способами: в абсолютном и относительном выражении. Чтобы рассчитать торговую наценку в абсолютных величинах, определяем торговую наценку через формулу: «цена продажи минус цена закупки». Таким образом, уже зная обе величины, вы очень легко получите сумму торговой наценки.
- При относительном отражении рассчитывать торговую наценку стоит совсем по другой формуле: «цена продажи, которую делят на цену закупки, минус единица». Полученное число следует перевести в проценты. Данная формула применяется к любой торговле и частично применяется для определения наценок в производстве, если под суммой закупки понимать сырьевую себестоимость конечной продукции.
В современных программах, которые могут проводить бухгалтерский учет на достойном уровне, например таких как "Акцент", "Парус", и конечно "1С" поэтапное вбивание информации о самом предприятии и его хозяйственных операциях в базу программы, порядок отчетов о состояние, динамику торговой наценки, есть не совсем удобными.
Особенностью всех вышеперечисленных программ является, то, что сами данные о торговой наценке при поступлении товара и его реализации учитываются в состав стоимости товаров, и это не противопоставляется правилам учета. Таким образом, размер торговой наценки рассчитывается разницей между покупной стоимостью и ценой реализации (т.е. оптовой, где не учитывается торговая наценка, или розничной).
Каждая из этих компьютерных программ самостоятельно вычисляет такую разницу и относит ее на счет под номером № 285 "Торговая наценка". Ясно будет и то, что при проведении данного документа все эти программы предоставляют возможность вносить соответствующие корректировки к показателям торговых наценок, а также подобрать те счета, которые необходимы согласно методике проведения учетных операций, если программа не может это сделать самостоятельно.
Но в сложившейся ситуации вообще встает вопрос о необходимости применения счета, для учета торговых наценок. Именно поэтому, было бы правильно для каждой программы, которая занимается бухгалтерским учетом разработать соответствующий комплекс команд, с помощью которых человек, который пользуется этой программой, мог бы определять суммы (проценты) торговой наценки на конкретную группу товаров, или на каждую единицу товара отдельно. Таким образом, бухгалтер сможет не только проводить контроль за уровнем торговой наценки, при соответствующих средствах, но и получать отчеты, о состоянии торговых наценок для соответствующих групп товаров.
Другие материалы по теме:
наценка, себестоимость, продажа, сумма, бухгалтерия, цена, предприятие, учет
Статьи из раздела: Бухгалтеру
Другие статьи по теме:
Как выбрать программное обеспечение для автоматизации управленческого учёта?
Выбор и внедрение программы для учета товаров: ключевые аспекты и рекомендации
Нас находят: расчет торговой наценки в розничной торговле по формуле в таблице, торговая наценка формула, средневзвешенная наценка формула, расчет торговой наценки, формула торговой наценки, торговая наценка, торговая наценка формула расчета, торговая наценка расчет, как правильно рассчитать торговую наценку на товар, как определить торговую наценку в торговом предприятии
Мы на Facebook