1С:Предприятие 8.2 /
Управление торговлей для Украины /
Учет запасов и торговля
Принципы учета товарно-материальных ценностей
Оперативный режим проведения документов
Разделение количественного и партийного учета ТМЦ. Ордерный учет.
Аналитический учет ТМЦ
Для оперативного учета ТМЦ недостаточно иметь информацию об их суммарной стоимости, а зачастую недостаточно знать даже просто их перечень и количество. Если у предприятия несколько складов, и одни и те же активы находятся на различных складах, то для повышения эффективности, оперативности и точности учета нужно знать количественное и списочное распределение ТМЦ в разрезе складов. Для активов с ограниченным сроком хранения нужно хранить информацию об окончании этих сроков, чтобы предотвратить залеживание и порчу активов. Если при инвентаризации на складе обнаружен бракованный товар, то в системе необходимо зафиксировать информацию о ненадлежащем качестве этого товара. Если какие-то запасы приобретены или изготовлены специально под некоторый заказ покупателя, то нужно предотвратить возможность использования таких ТМЦ на другие нужды и так далее. Фиксация в системе такой дополнительной информация о свойствах объекта, о месте нахождения и другой необходимой информации позволяет анализировать данные об остатках и движениях ТМЦ в разрезе этих параметров. Виды такой дополнительной информации будем называть аналитическими разрезами складского учета. Ведение аналитического учета по дополнительным свойствам накладывает такие обязательства на регистрацию хозяйственных операций в учете:
при оприходовании точно указывать значения этих свойств по факту операции,
при выбытии указывать аналитические параметры в соответствии с имеющимися остатками,
если происходит изменение значения аналитического параметра для имеющегося ТМЦ - обязательно регистрировать такую операцию в системе, даже если она не связана с реальным движением ТМЦ. Например, при обнаружении некондиционного товара на складе нужно зарегистрировать в системе ненадлежащее качество определенного количества товара.
В типовой конфигурации поддерживается такой набор разрезов аналитического учета ТМЦ:
Склад - в товарных документах для любой номенклатуры должно быть указано ее место хранения, то есть, куда она поступила и откуда она выбывает, перемещение между складами одной организации регистрируется в информационной базе специальным документом,
Организация - ТМЦ всегда принадлежат какой-то конкретной организации. При передаче товара другой организации нужно отражать операцию в два этапа - расходная накладная по организации-отправителю и приходная накладная по организации-получателю,
Номенклатура - каждая материальная ценность должна быть зафиксирована в справочнике "Номенклатура" (перечень ТМЦ и услуг) только один раз независимо от варианта ее использования. Если мы часть стульев покупаем для продажи, а часть стульев - получаем по договору комиссии, то это одна и та же номенклатура, но с разным статусом. Различные статусы номенклатуры определяются разными документами типового решения или разными видами операций одного документа, но в перечне ТМЦ - это одна карточка,
Дополнительная характеристика - любые произвольные уточняющие характеристики, необходимые для анализа движений и остатков ТМЦ (вес, объем, цвет, производитель, материал изготовления и т.д.),
Серия - срок годности, серийный номер и номер сертификата,
Качество - используется при необходимости отделять в складском учете некондиционную или бракованную номенклатуру от качественных товаров,
Заказ - используется при необходимости зарезервировать некоторую партию товара под заказ покупателя.
Если предприятию какие-то из этих аналитических разрезов не нужны, то для них можно задать одно-единственное значение и только его указывать в документах, отображающих операции с ТМЦ. Например, если предприятие не ведет отдельный учет бракованных товаров, а сразу их списывает, то можно использовать только одно предопределенное качество "Новый". Некоторые из этих разрезов не являются обязательными для всех ТМЦ, например, дополнительные характеристики и серии.
Оперативный режим проведения документов
Наиболее важным базовым принципом товарного учета является важность проведения документов в "оперативном режиме". Только при таком проведении выполняется контроль:
количественных остатков по складу;
установленного резерва на ТМЦ;
установленных покупателю лимитов по возвратной таре;
правильности формирования отчетов о проданных товарах и продукции по договорам комиссии;
различных параметров взаиморасчетов с контрагентами;
превышение установленной максимально-допустимой суммы задолженности;
наличие необходимой предоплаты для отгрузки товара,
контроль дней задолженности и т.д.
С помощью настройки дополнительных правпользователя можно разрешить проведение документов в оперативном режиме на выбытие товаров в большем количестве, чем есть на остатке -"Разрешить превышение остатка товаров на складе" и "Разрешить превышение остатка товаров организации".
Если установлены флаги для этих настроек, то документы реализации (списания) будут проводиться в любом случае, но при проведении в оперативном режиме, в случае необходимости, будет выдаваться сообщение о недостаточности товара на остатке.
Все документы с датой, отличной от текущей рабочей даты, проводятся автоматически не оперативно, то есть, без контрольных проверок. Проведение в оперативном режиме автоматически включается при первом проведении учетного документа текущей рабочей датой. При повторном проведении этого же документа текущей датой система выдает запрос пользователю: "Выбор режима проведения - оперативный или неоперативный". При выборе оперативного режима опять производится контроль всех установленных ограничений и время документа автоматически изменяется. Документ переносится в конец списка текущих документов.
Разделение количественного и партийного учета ТМЦ. Ордерный учет.
Следующим базовым принципом товарного учета является параллельный количественный и партийный учет себестоимости одних и тех же ТМЦ.
Предполагается, что в оперативном режиме с максимально возможной степенью достоверности должен вестись учет ТМЦ в натуральных измерителях (т.е. в количественном выражении). Движения же суммовых эквивалентов натуральных измерителей (т.е. себестоимости) подчиняется другим законам и, в общем случае, может осуществляться с задержкой по времени.
Например, в момент выписки расходной накладной покупателю, расчет себестоимости продаваемых товаров занимает время и замедляет процесс проведения документа. Хотя первостепенной важности эти данные в текущий момент не имеют. Гораздо важнее получить информацию о наличии количественных остатков по складу, оперативно зарегистрировать уменьшение складских остатков, зафиксировать задолженность покупателя и т.д. А расчет себестоимости выбытия можно произвести и позже.
Для обеспечения этого в типовой конфигурации предусмотрены различные хранилища информации о количестве и себестоимости ТМЦ, иногда совершенно независимые друг от друга. Такой подход обеспечивает значительную гибкость документальных схем, которые в состоянии поддерживать конфигурация, но он приводит к некоторому усложнению процессов извлечения нужных данных из информационной базы.
Контроль остатков ТМЦ
"Оперативность" режима проведения влияет на контроль количественных остатков и не влияет на контроль суммовых остатков по партиям. Контроль суммовых остатков ТМЦ производится всегда. Независимо от режима проведения при списании партий, выполняется определение стоимостных остатков ТМЦ. Если они отсутствуют, то документ проводится без списания партий, но выдается соответствующее сообщение. А контроль количественных остатков производится только при оперативном режиме проведения, если настройкой пользователя не разрешены отрицательные остатки .
Ордерный учет
На основе раздельного формирования и хранения количественных и стоимостных данных о ТМЦ построена система ордерного учета. Расходный и приходный ордер на товары - документы внутреннего складского учета, которыми оформляют только количественные перемещения ТМЦ в разрезе мест хранения. Документы, которыми регистрируют суммовые показатели этих количественных движений, называют финансовыми документами.
Ордера используются для быстрого учета движения товаров на складах в численном выражении. При операциях «Приход товаров», финансовые документы могут запаздывать, а приходные ордера предоставляют возможность быстро оформить приход продукции на склад и увеличить объем доступных остатков на складе в учетной системе. При осуществлении продажи товаров все происходит наоборот, первым делом выписываются финансовые документы, а потом на их основании делается отгрузка со склада и оформляется расходный складской ордер.
Важным принципом ордерной системы в типовой конфигурации является ее опциональность. То есть, постановление об использовании ордерной системы при оформлении какой-либо конкретной хозяйственной операции можно принимать отдельно для каждого случая.
Другие материалы по теме:
отрицательные остатки, перемещение между складами, оперативном режиме, проведение документов, разрешить, приходный ордер на товары, зарегистрировать, характеристики, аналитический учет, расчет себестоимости, контроль, заказ покупателя, ордер, товара, заказ, номенклатура, документы, товар, документов, склад, организации, операции, конфигурации, учет, документ
Материалы из раздела: 1С:Предприятие 8.2 / Управление торговлей для Украины / Учет запасов и торговля
Другие материалы по теме:
Общесистемные механизмы и принципы
Резервирование и размещение товаров. Основные понятия
Учет безналичных денежных средств. Поступление денежных средств
Нас находят: учет тмц на предприятии, учет тмц, принципы учета тмц, учет тмц на складе, учёт тмц на предприятии, учет тмц украина, учет товарно-материальных ценностей, учет и контроль тмц, тмц украина, контроль остатков тмц
Мы на Facebook