Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруРегламентированные отчеты

Бухгалтеру /
Регламентированные отчеты

Оглавление

Налоговая декларация по НДС

Общие положения

Элементы налоговой отчетности по НДС

Декларация по НДС: форма и состав

Отчетные (налоговые) периоды

Сроки представления декларации в органы ГФС

Декларация по НДС: требования к оформлению

Декларация по НДС: структура

Раздел I «Налоговые обязательства»

Раздел II «Налоговый кредит»

Раздел III «Расчеты за отчетный период»

Уточняющий расчет

Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем импортных услуг

Сроки уплаты НДС

Документы

 

Общие положения

Лица, зарегистрированные плательщиками НДС, обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров/услуг, подлежащих налогообложению , а также операций, не являющихся объектами обложения НДС и операций, освобожденных от налогообложения (п.201.14 ст.201 НКУ). Сводные результаты такого учета отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Общие требования к оформлению (составлению) налоговых деклараций, в том числе и декларации по НДС, определены ст.46 и ст.48 НКУ, а порядок их представления в контролирующий орган – ст.49 НКУ.

Элементы налоговой отчетности по НДС

К налоговой отчетности по НДС относятся:

Декларация по НДС: форма и состав

Согласно п.46.5 ст.46 НКУ форма налоговой декларации устанавливается «центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику». Формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, приложений к ней, прочих элементов налоговой отчетности по данному налогу, а также Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по НДС (Порядок № 21) утверждены приказом Минфина Украины от 28.01.2016 г. № 21 (Приказ № 21), вступившим в силу 01.02.2016 г. (первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования1). Впервые утвержденную Приказом № 21 отчетность по НДС налогоплательщики представляют за январь (I квартал) 2016 года, несмотря на требования абзаца второго п.46.6 ст.46 НКУ. Об этом ГФСУ указала в письме от 02.02.2016 г. № 3240/7/99-99-19-03-00-17, обосновав тем, что «последние изменения в налогообложении, введенные с 1 января 2016 года, в полной мере могут отразиться лишь в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом № 21».

Форма налоговой декларации по НДС является унифицированной и не зависит от:

Все без исключения лица, зарегистрированные плательщиками НДС, обязаны заполнять и представлять в органы ГФС общую («бюджетную») налоговую декларацию, то есть, декларацию с отметкой «0110» (п.4 раздела І Порядка № 21). В этой декларации рассчитывается сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, или, наоборот, подлежащая возмещению из бюджета. Декларация заполняется и представляется за отчетный период , в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию (п.9 раздела ІІІ Порядка № 21). Данное требование установлено п.49.2 ст.49 НКУ, согласно которому «налогоплательщик обязан за каждый установленный настоящим Кодексом отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является». Если у налогоплательщика в отчетном периоде не было операций (показателей), подлежащих декларированию, он имеет право не представлять налоговую декларацию по НДС за такой период. Тем не менее, рекомендуем всем налогоплательщикам представлять налоговую декларацию по НДС за каждый отчетный период , в том числе и за тот, в котором не было показателей, подлежащих декларированию. В последствии это позволит без проблем подать уточняющий расчет и исправить ошибку, допущенную в таком отчетном периоде.

Плательщики НДС, применяющие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, кроме общей («бюджетной») декларации, представляют в органы ГФС еще и «спецрежимную» декларацию, то есть, декларацию с отметками «0121»/«0122»/«0123» (см. п.5 раздела І Порядка № 21). В «спецрежимную» декларацию включаются только те операции по поставке и приобретению товаров/услуг, на которые распространяется специальный режим налогообложения, установленный ст.209 НКУ.

Плательщики налога – сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, соответствующие требованиям ст.209 НКУ, но не избравшие специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства, и реализующие молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства , а также молочные продукты, молочное сырье и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, кроме декларации с отметкой «0110» представляют в контролирующий орган налоговую декларацию с отметкой «0130» (п.6 раздела І Порядка № 21).

«Спецрежимную» декларацию, также как и общую («бюджетную»), плательщики НДС, зарегистрированные субъектами специального режима налогообложения, обязаны представлять в органы ГФС за тот отчетный (налоговый) период, в котором возникают объекты налогообложения или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию. Тем не менее, все же рекомендуем налогоплательщикам представлять «спецрежимную» отчетность по НДС за каждый отчетный период, в том числе и за отчетный период, в котором не было показателей, подлежащих декларированию.

Плательщики НДС, которые ведут учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юридического лица, представляют отдельную налоговую декларацию по результатам такой деятельности с отметкой «Договір про спільну діяльність від _____ № __» и указывают название договора. Отметка и название договора указываются в заглавной части декларации в служебном поле 03 «Платник» (п.10 раздела І Порядка № 21).

Плательщики налога, которые ведут отдельный налоговый учетхозяйственных операций , связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом, также представляют отдельную налоговую декларацию по результатам такой деятельности с отметкой «Договір про управління майном від ____ № __» и указывают название договора в заглавной части декларации в служебном поле 03 «Платник» (п.11 раздела І Порядка № 21).

Плательщики налога – инвесторы (операторы), которые ведут отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции, представляют отдельную налоговую декларацию по результатам такой деятельности с отметкой «Угода про розподіл продукції від____ № __» и указывают название соглашения в заглавной части декларации в служебном поле 03 «Платник» (п.12 раздела І Порядка № 21).

Вместе с налоговой декларацией в составе налоговой отчетности по НДС представляются и приложения к ней. Однако приложения к декларации представляются только в случае, если в графе «Код рядка» заполненной строки декларации указан числовой код приложения. Если строка в декларации с указанием в графе «Код рядка» числового кода приложения не заполняется, то представление вместе с декларацией соответствующего приложения не требуется.

Всего приложений к налоговой декларации по НДС десять:

Таблица 1. Пропорция распределения «спецрежимного» НДС.
Вид операцийКлассификация согласно УКТ ВЭДРаспределение суммы НДС
перечисляется в Госбюджетперечисляется на специальный счет
Операции с зерновыми и техническими культурамиЗерновые культуры: 1001-1008,
Технические культуры: 1205 и 1206
85%15%
Операции с продукцией животноводстваПродукция животноводства: 0102 и 040120%80%
Операции с прочими сельхозтоварами /услугами50%50%

В приложении ДС10 рассчитываются как «спецрежимные» налоговые обязательства , так и суммы «спецрежимного» налогового кредита. Расчет осуществляется в соответствующей таблице данного приложения в зависимости от вида поставляемой сельскохозяйственной продукции. При этом, если сельхозпредприятие одновременно поставляет разные виды сельскохозяйственной продукции, то суммы уплаченного (начисленного) налогового кредита по приобретенным товарам/услугам и основным фондам распределяются исходя из удельного веса стоимости зерновых и технических культур, продукции животноводства и других сельскохозяйственных товаров/услуг в общей стоимости всех сельскохозяйственных товаров/услуг, поставленных за 12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов.

Приложения Д1, Д5, Д6, Д7 и Д8 могут предоставляться как с общей («бюджетной»), так и со «спецрежимной» декларацией. Приложения Д2, Д3 и Д4 предоставляются только вместе с общей («бюджетной») декларацией, а приложения ДС9 и ДС10 – исключительно со «спецрежимной» декларацией.

В случае осуществления в отчетном периоде экспортных операций (заполнена строка 3 декларации) к декларации по НДС прилагаются оригиналы таможенных деклараций – экземпляров для декларанта. Количество листов прилагаемых к декларации по НДС экземпляров таможенных деклараций указывается в соответствующем служебном поле таблицы «Відмітка про подання до декларації:», расположенной в конце декларации. Однако представлять вместе с декларацией по НДС оригиналы таможенных деклараций следует лишь в случае оформления таможенных деклараций в бумажном виде. Если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, «такая электронная таможенная декларация предоставляется контролирующим органом по месту таможенного оформления контролирующему органу по месту учета такого налогоплательщика… в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи в соответствии с законом» (п.14 раздела ІІІ Порядка № 21). О порядке подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины см. п.30 – 33 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450.

Следует обратить внимание, что при наличии у плательщика НДС филиалов (структурных подразделений ) вместе с декларацией за первый отчетный (налоговый) период календарного года и в дальнейшем вместе с декларацией за тот отчетный (налоговый) период, в котором произошли изменения в перечне филиалов (структурных подразделений ), ему следует подать уведомление о делегировании таким филиалам (структурным подразделениям) права составления налоговых накладных и расчетов корректировки (п.9 раздела ІІІ Порядка № 21). Форма такого уведомления установлена в приложении 2 к Порядку № 21.

Отчетные (налоговые) периоды

Отчетный (налоговый) период определен ст.202 НКУ и соответствует одному календарному месяцу, в отдельных случаях – календарному кварталу. При этом существуют некоторые особенности определения первого отчетного периода (при регистрации плательщиком НДС) и последнего отчетного периода (при аннулировании регистрации плательщиком НДС). Характеристика всех отчетных периодов по НДС представлена в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика отчетных (налоговых) периодов по НДС
Отчетный (налоговый) периодХарактеристика
Месячный

Основной отчетный (налоговый) период для НДС.

Квартальный*

Плательщики налога, уплачивающие единый налог .

В случае, если в течение любого периода с начала применения квартального налогового периода налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, переходит на уплату других налогов и сборов, установленных НКУ, он обязан самостоятельно перейти на месячный налоговый период, начиная с первого месяца перехода на уплату других налогов и сборов. Об этом указывается (делается отметка) в соответствующем служебном поле таблицы «Відмітка про подання до декларації:», расположенной в конце декларации, представленной по результатам такого месяца.

* Заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода подается вместе с декларацией по результатам последнего налогового периода календарного года. При этом квартальный налоговый период начинает применяться с первого налогового периода следующего календарного года. Форма заявления о выборе квартального отчетного периода приведена в приложении 1 к Порядку № 21. О том, что было подано заявление о переходе с месячного на квартальный отчетный период бухгалтер обязан указать (сделать отметку) в соответствующем служебном поле таблицы «Відмітка про подання до декларації:», расположенной в конце декларации.
Первый

Если лицо зарегистрировалось в качестве плательщика НДС не с первого дня календарного месяца, то первым отчетным (налоговым) периодом будет период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца. Например, если плательщиком НДС лицо зарегистрировано 16 июля, то первая декларация должна подаваться за август (до 20 сентября), с отражением в ней данных за период с 16 июля по 31 августа включительно.

Последний

Если регистрация лица плательщиком НДС аннулируется не в последний день календарного месяца, то последним отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем такого аннулирования.

Сроки представления декларации в органы ГФС

В соответствии с п.49.18 ст.49 и п.203.1 ст.203 НКУ для представления декларации по НДС и обязательных приложений к ней устанавливаются следующие сроки:

Согласно п.49.20 ст.49 НКУ «если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем». Например, последний день представления декларации за январь 2016 года – 20.02.2016 г. (суббота, выходной день), поэтому предельный срок представления переносится на 22.02.2016 г. (понедельник).

Налоговое обязательство , самостоятельно определенное налогоплательщиком, считается согласованным со дня представления декларации в органы ГФС. Такая сумма налогового обязательства не может быть обжалована налогоплательщиком ни в административном, ни в судебном порядке (п.22 раздела ІІІ Порядка № 21). Однако, даже после представления декларации за отчетный (налоговый) период налогоплательщик имеет право до окончания предельного срока представления декларации направить в органы ГФС новую декларацию с исправленными показателями (п.23 раздела ІІІ Порядка № 21). После окончания предельного срока представления декларации исправить ее показатели можно только путем подачи уточняющего расчета.

Декларация по НДС: требования к оформлению

В декларации отражаются данные налогового учета плательщика НДС отдельно за каждый отчетный (налоговый) период, без нарастающего итога. Все показатели проставляются в гривнях без копеек с округлением по общеустановленным правилам (п.4 раздела ІІІ Порядка № 21).

Согласно второму абзацу п.49.4 ст.49 НКУ все плательщики НДС представляют налоговую декларацию в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. При представлении любой электронной отчетности, в том числе и по НДС, необходимо придерживаться утвержденного порядка подготовки и представления налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи9. Отправка налоговой отчетности должна быть осуществлена не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок представления налоговой декларации в органы ГФС (п.3 раздела ІІІ Порядка № 21).

В случае расторжения контролирующим органом в одностороннем порядке договора о признании электронных документов налогоплательщик, договор с которым расторгнут, до составления нового договора имеет право представлять налоговую отчетность способом, установленным пп. "а" и "б" п.49.3 ст.43 НКУ. То есть, налоговая декларация по НДС и все необходимые приложения к ней представляются в бумажном виде непосредственно в налоговую инспекцию лично налогоплательщиком или уполномоченным на то лицом, или же направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения (в случае направления декларации по почте такое направление необходимо осуществить не позднее чем за 5 дней до истечения предельного срока представления декларации).

Независимо от того, в каком виде (электронном или бумажном) подается налоговая отчетность, оригиналы таможенных деклараций, оформленных при экспорте товаров, и копии документов, подлежащих подаче вместе с приложением Д8, представляются налогоплательщиками в органы ГФС по месту своей регистрации на бумажных носителях и в срок, определенный для представления налоговой отчетности по НДС (п.14, 18 раздела ІІІ Порядка № 21).

Декларация по НДС: структура

Декларация по НДС состоит из вступительной части, табличной части (трех разделов) и служебных полей, в которых следует проставить соответствующие отметки, а при необходимости указать количество оригиналов таможенных деклараций, представленных в бумажном виде в органы ГФС. Кроме этого, в случае, если на основании уведомления-решения контролирующего органа плательщику НДС будет увеличен/уменьшен остаток отрицательного значения налога (отражается в строке 16.3 декларации), в соответствующем служебном поле таблицы «Збільшено/зменшено залишок від'ємного значення за результатами перевірки контролюючого органу на підставі податкового повідомлення-рішення та/або уточнюючого розрахунку», распложенной в конце декларации, необходимо указать дату и номер такого уведомления-решения и сумму откорректированного остатка отрицательного значения налога с соответствующим знаком (+/-). В этой же таблице указывается дата уточняющего расчета, на основании которого налогоплательщиком самостоятельно откорректировано сумму остатка отрицательного значения налога (сумма такой корректировки с соответствующим знаком (+/-) отражается в строке 16.2 декларации).

Данные из вступительной части декларации по НДС относятся к обязательным реквизитам, поэтому необходимо обязательно указать тип декларации, отчетный период, наименование, налоговый адрес, налоговый номер, индивидуальный налоговый номер (ИНН) плательщика НДС и т.д. Подробно порядок заполнения этой части декларации приведен в п.2 раздела V Порядка № 21.

Далее остановимся на заполнении табличной части декларации по НДС.

Раздел I «Налоговые обязательства»

Порядок заполнения Раздела І декларации регламентируется п.3 раздела V Порядка № 21.

В строках 1 – 5 колонки А указываются объемы поставок товаров/услуг отчетного периода без учета НДС, а сумма налога указывается в колонке Б соответствующей строки (при условии, что в ней изначально не указано «х» или «0»).

В строке 1 декларации отражаются операции по поставке товаров/услуг на таможенной территории Украины:

В строки 1.1 и 1.2 не должны включаться ни импортные, ни экспортные поставки. Расшифровка суммы начисленных в отчетном периоде налоговых обязательств по ставке 20% и ставке 7% осуществляется в разрезе контрагентов в приложении Д5.

Строки 2 и 3 предназначены для отражения операций по поставке товаров/услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке:

В указанных строках заполнению подлежит только колонка А. В колонке Б изначально указан «0».

В случае заполнения строки 2 в соответствующем служебном поле таблицы «Відмітка про подання до декларації», расположенной в конце декларации, следует указать количество листов экземпляров таможенных деклараций, составленных в бумажном виде при таможенном оформлении товаров.

Строка 4 (строки 4.1 и/или 4.2) заполняется плательщиком НДС в случае начисления налоговых обязательств в связи с «условной поставкой» на основании п.198.5 ст.198 и п.199.1 ст.199 НКУ.

Пунктом 198.5 ст.198 НКУ установлено, что в случае если приобретенные товары/услуги или необоротные активы предназначены для использования или использованы в не облагаемых НДС операциях и/или в нехозяйственной деятельности, то налогоплательщик обязан:

Аналогичное правило для начисления налоговых обязательств при условной поставке установлено и п.199.1 ст.199 НКУ: «в случае если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги, необоротные активы частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично – нет, плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 настоящего Кодекса, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать сводную налоговую накладную в Едином реестре налоговых накладных на общую сумму доли уплаченного (начисленного) налога при их приобретении или изготовлении, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в необлагаемых операциях». То есть, при одновременном использовании товаров/услуг и необоротных активов частично в облагаемых, а частично в не облагаемых НДС операциях, необходимо сначала всю сумму «входящего» НДС включить в налоговый кредит, а затем в конце отчетного периода следует начислить налоговые обязательства. При этом начисляются такие обязательства исходя из доли использования приобретенных с НДС товаров/услуг и необоротных активов в необлагаемых операциях. Размер такой доли рассчитывается в таблице 1 приложения Д7 (именно поэтому код этого приложения указан в графе «код приложения» строк 4.1 и 4.2).

Кроме этого сумму начисленных при условной поставке налоговых обязательств необходимо расшифровать в таблице 1 приложения Д5 к декларации.

В строке 5 (колонка А) указывается общий объем операций по поставке товаров/услуг, не облагаемых НДС. К таким, в частности, относятся операции:

В случае заполнения строки 5 вместе с декларацией следует подать приложение Д6, в таблице 1 которого указывается название операции и конкретная норма НКУ, согласно которой операция не облагается НДС. Также следует указать сумму (объем) не облагаемой НДС операции по поставке товаров/услуг. В разрезе покупателей расшифровывать такие операции не нужно!

За три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев налогоплательщикам, осуществлявшим не облагаемые НДС поставки, необходимо представлять Отчет о суммах налоговых льгот , форма которого утверждена постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233 «Об утверждении Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот»12.

В строке 6 указываются объемы услуг, полученных от нерезидента с местом их поставки на таможенной территории Украины (колонка А), и сумма начисленных на такие объемы налоговых обязательств (колонка Б). Налоговые обязательства в данном случае начисляются только по основной ставке налога в размере 20%.

В строке 7 отражается корректировка налоговых обязательств на основании ст.192 НКУ. Она может осуществляться как в сторону увеличения, так и уменьшения. В колонке А данной строки указывается общий объем (сумма) откорректированных поставок, то есть, общий итог корректировок по всем операциям, при осуществлении которых налоговые обязательства начислялись по ставке 20%, 7% и 0%, или вообще не начислялись в связи с применением льготы или отсутствием объекта обложения НДС. Сумма откорректированных налоговых обязательств со знаком «+» или «-» указывается в колонке Б.

При заполнении строки 7 декларации по НДС налогоплательщик обязательно заполняет и представляет вместе с декларацией приложение Д1, в таблице 1 которого в разрезе ИНН (в том числе условных) контрагентов-покупателей расшифровываются как откорректированные объемы поставок, так и откорректированные суммы налоговых обязательств, начисленных по основной ставке (20%) и по ставке в размере 7%.

Строка 8 декларации предназначена для корректировки (и только в сторону увеличения) налоговых обязательств в связи с нецелевым использованием товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины в льготном режиме.

Колонка Б строки 9 декларации определяет общую сумму налоговых обязательств отчетного периода. Этот показатель равен сумме значений из колонки Б строк 1.1, 1.2, 4.1, 4.2, 6, 7 (- или +) и 8. В колонке А этой строки изначально указан «х».

Раздел II «Налоговый кредит»

Сумма налогового кредита определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога, в течение отчетного (налогового) периода в связи с:

Начиная с июля 2015 года, суммы «входящего» налога в полном объеме включаются в налоговый кредит, независимо от цели использования приобретенных товаров/услуг или необоротных активов: в облагаемых или необлагаемых операциях, в хозяйственной или нехозяйственной деятельности. Основанием для включения сумм налога в налоговый кредит являются зарегистрированные в ЕРНН налоговые накладные и/или расчеты корректировки к ним. В налоговый кредит подлежат включению также суммы НДС, указанные в «заменителях» налоговых накладных и таможенных декларациях.

Порядок заполнения раздела ІІ декларации по НДС регламентируется п.4 раздела V Порядка № 21.

Объемы приобретений на таможенной территории Украины (колонка А) и суммы «входящего» НДС (колонка Б) отражаются: в строке 10.1 – приобретение с НДС по основной ставке налога в размере 20%, в строке 10.2 – приобретение с НДС по ставке в размере 7%. В строке 10.3 отражаются приобретения отчетного периода без НДС. В данную строку включаются также приобретения с «нулевым» НДС, то есть при начислении поставщиком налоговых обязательств по ставке налога в размере 0%. В колонке Б строки 10.3 изначально указан «х».

При наличии в отчетном периоде импортных операций заполняется строка 11.1, в колонке Б которой указывается сумма уплаченного при ввозе «импортного» НДС по основной ставке. Если в отчетном периоде ввозились импортные лекарства или медизделия («импортный» НДС начислялся по ставке 7%), то заполнению подлежит строка 11.2 декларации.

В строке 11.3 отражается сумма погашенных налоговых векселей, оформленных при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. Эта строка заполняется лишь теми налогоплательщиками, на которых распространяется действие подраздела 3 раздела ХХ НКУ.

В строке 11.4 отражается объем услуг, полученных от нерезидента с местом их поставки на таможенной территории Украины (колонка А), и сумма налога (колонка Б), которая включается в налоговый кредит.

Следует обратить внимание на то, что в декларации нет отдельной строки, в которой отражался бы объем ввезенных в Украину товаров, при ввозе которых «импортный» НДС не уплачивался из-за применения льгот.

Строка 12 предназначена для корректировки налогового кредита на основании ст.192 НКУ. В колонке А этой строки отражаются откорректированные объемы приобретений, в колонке Б – откорректированные суммы налога, ранее включенного в состав налогового кредита. Также как и в строке 7, в строке 12 декларации указывается общий объем (сумма) корректировок приобретений, то есть, общий итог корректировок по операциям, при осуществлении которых в налоговый кредит покупателем включены суммы «входящего» НДС, начисленного поставщиком по ставке 20%, 7% и 0%, или не включены в связи с приобретениями без НДС (льгота, не объект налогообложения, приобретение у неплательщика и т.д.). Общая сумма корректировки налогового кредита со знаком «+» или «-» указывается в колонке Б.

При заполнении строки 12 налогоплательщик заполняет и представляет вместе с декларацией приложение Д1, в таблице 2 которого в разрезе ИНН контрагентов-поставщиков указывает откорректированные объемы (+/-) приобретений и откорректированные суммы налогового кредита (отдельно по ставке 20% и по ставке 7%).

В строке 13 отражается корректировка (+/-) налогового кредита, связанная с использованием сельскохозяйственными предприятиями ранее приобретенных товаров/услуг и необоротных активов частично для производства сельскохозяйственной продукции, а частично для изготовления других товаров/услуг. Порядок корректировки (перераспределения) сумм налогового кредита установлен пп.«а» пп.209.15.1 ст.209 НКУ и пп.4 п.4 раздела V Порядка № 21. Для заполнения строки 13 нужно составить бухгалтерскую справку с расчетом суммы «входящего» НДС, подлежащей увеличению/уменьшению в декларации с отметкой «0110», и соответственно уменьшению/увеличению в декларации с отметкой «0121» – «0123»/«0130». Например, сельскохозяйственное предприятие при приобретении ТМЦ включило всю сумму «входящего» НДС в строку 10.1 общей («бюджетной») декларации (с отметкой «0110»). В дальнейшем приобретенные ТМЦ частично использованы предприятием в «спецрежимной» деятельности. В этом случае бухгалтер на основании бухгалтерской справки должен откорректировать сумму налогового кредита в двух декларациях: уменьшить в общей («бюджетной») декларации, в которой изначально отражался налоговый кредит (строка 13 декларации с отметкой «0110» заполняется со знаком «-»), и увеличить в «спецрежимной» декларации (строка 13 декларации с отметкой «0121» – «0123»/«0130» заполняется со знаком «+»).

В строке 14 декларации отражается корректировка сумм НДС, включенных в налоговый кредит сельскохозяйственным предприятием, при осуществлении им операций по вывозу сельскохозяйственной продукции в таможенном режиме экспорта. При осуществлении экспортных операций сумма налогового кредита в декларации с отметками «0121» – «0123», уменьшается, а в декларации с отметкой «0110» – увеличивается. Основанием для осуществления такой корректировки является п.209.4 ст.209 НКУ. Сумма налога, которую необходимо отразить в строке 14 декларации, рассчитывается исходя из суммы «входящего» НДС, фактически уплаченной (начисленной) поставщикам товаров/услуг, стоимость которых включена в состав производственных факторов, за счет которых был сформирован налоговый кредит по сельскохозяйственной продукции, вывезенной в таможенном режиме экспорта. Такой расчет оформляется бухгалтерской справкой (см. пп.5 п.4 раздела V Порядка № 21).

В строке 15 налоговой декларации за последний отчетный (налоговый) период календарного года, а, в случае снятия налогоплательщика с учета, – в налоговой декларации за налоговый период, в котором произошло такое снятие, отражается корректировка налогового кредита в связи с перерасчетом доли использования необоротных активов, приобретенных до 01.07.2015 г., в налогооблагаемых операциях, исходя из фактических объемов проведенных в течение года налогооблагаемых и необлагаемых операций. Перерасчет доли использования таких необоротных активов в налогооблагаемых операциях осуществляется по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию). Это предусмотрено п.42 подраздела 2 раздела ХХ НКУ. Для расчета соответствующей суммы корректировки следует заполнить таблицу 3 приложения Д7. Суммарное значение показателей графы 7 данной таблицы с соответствующим знаком включается в колонку Б строки 15.

В строке 16 отражается отрицательное значение (его остаток) налога прошлых отчетных периодов (при его наличии). Показатель строки 16 представляет собой сумму показателей строк 16.1, 16.2 и 16.3.

Строка 16.1 – это показатель из строки 21 декларации за предыдущий отчетный период13, то есть, остаток суммы отрицательного значения налога, не заявленной к возмещению из бюджета по самостоятельному решению налогоплательщика или из-за отсутствия на то законных оснований.

В строке 16.2 отражается сумма ошибки, связанной с завышением/занижением отрицательного значения налога предыдущих отчетных периодов, обнаруженной и исправленной налогоплательщиком самостоятельно. Дату представления уточняющего расчета необходимо указать в соответствующем служебном поле таблицы «Збільшено/зменшено залишок від'ємного значення за результатами перевірки контролюючого органу на підставі податкового повідомлення-рішення та/або уточнюючого розрахунку», распложенной в конце декларации. Колонка А строки 16.2 декларации не заполняется (в ней изначально указан «х»).

Строка 16.3 (колонка Б) заполняется в случае, если по результатам проверки, проведенной работниками органов ГФС, налогоплательщику будет увеличен/уменьшен остаток отрицательного значения налога. Сумма корректировки отрицательного значения с соответствующим знаком (-/+) отражается на основании уведомления-решения, дата и номер которого указывается в служебном поле таблицы «Збільшено/зменшено залишок від'ємного значення за результатами перевірки контролюючого органу на підставі податкового повідомлення-рішення та/або уточнюючого розрахунку», распложенной в конце декларации. Колонка А строки 16.3 декларации не заполняется (в ней изначально указан «х»).

Строка 17 определяет общую сумму налогового кредита отчетного периода. Показатель колонки Б этой строки равен сумме значений из колонки Б строк 10.1, 10.2, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 12 (+/-), 13 (+/-), 14 (+/-) 15 (+/-) и 16 (+/-) декларации.

Раздел III «Расчеты за отчетный период»

Порядок заполнения Раздела ІII декларации регламентируется п.5 раздела V Порядка № 21.

В строке 18 декларации отражается положительное значение разности сумм налоговых обязательств и налогового кредита текущего отчетного периода (разность показателей строк 9 и 17). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указывается в строке 18.1. При чем эта строка может быть заполнена как в декларации с отметкой «0110», так и в декларации с отметками «0121» – «0123»/«0130». В 2016 году часть положительного значения разности суммы налоговых обязательств и налогового кредита «спецрежимной» декларации уплачивается в бюджет в соответствующей пропорции (см. таблицу 1). Для расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщику, применяющему ст.209 НКУ, необходимо заполнить и представить вместе со «спецрежимной» декларацией приложение ДС10. Сумма налога, не уплачиваемая в бюджет, а перечисляемая на специальный счет сельскохозяйственного предприятия, указывается в строке 18.2 декларации. Эта строка заполняется исключительно в декларациях с отметками «0121» – «0123»14. В декларации с отметкой «0130» в этой строке указывается сумма налога, которая остается в распоряжении сельскохозяйственного предприятия.

Если сумма налогового кредита (строка 17) превышает сумму налоговых обязательств (строка 9), то есть, по итогам текущего отчетного периода налогоплательщик рассчитывает отрицательное значение налога, то в декларации заполняется строка 19.

При наличии налогового долга по НДС отрицательное значение налога, рассчитанное по итогам отчетного периода, учитывается (все или частично) в счет погашения такого долга. Сумма погашенного долга отражается в строке 20.1.

Остаток отрицательного значения после погашения долга по НДС может быть заявлен к бюджетному возмещению (строка 20.2):

В случае отсутствия долга вся сумма отрицательного значения налога может быть заявлена к бюджетному возмещению.

Также вполне возможно, что налогоплательщик примет решение включить (перенести) сумму отрицательного значения налога (полностью или частично) в состав налогового кредита следующего отчетного периода. Тогда такая сумма будет отражена в строке 20.3 декларации.

Однако, перед заполнением строк 20.1, 20.2 (20.2.1, 20.2.2) и 20.3, налогоплательщику необходимо рассчитать показатель строки 20 декларации, который представляет собой разность показателей строк 19 и 19.1.

При определении показателя строки 19.1 необходимо принимать во внимание сумму лимита для регистрации налоговой накладной или расчета корректировки к ней в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). Это следует из п.200.4 ст.200 НКУ, согласно которому «при отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 этой статьи, такая сумма:

а) учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с настоящим Кодексом) в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 настоящего Кодекса на момент получения контролирующим органом налоговой декларации, а при отсутствии налогового долга –

б) или подлежит бюджетному возмещению по заявлению плательщика в сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 настоящего Кодекса на момент получения контролирующим органом налоговой декларации на текущий счет налогоплательщика и/или в счет уплаты денежных обязательств либо погашения налогового долга такого налогоплательщика по другим платежам, уплачиваемым в государственный бюджет,

в) и/или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода».

Сумму, исчисленную в соответствии с п.2001.3 ст.2001 НКУ, то есть сумму лимита для регистрации налоговой накладной или расчета корректировки к ней в ЕРНН на момент представления декларации, следует указать в служебном ( дополнительном ) поле строки 19.1. Разность показателя строки 19 и суммы, указанной в служебном (дополнительном) поле строки 19.1, включается в строку 19.1. После чего она (разность) переносится в строку 21 этой же декларации.

Как было указано выше, остаток отрицательного значения налога, возникшего по итогам отчетного периода, после погашения налогового долга по НДС (при его наличии) может быть заявлен к бюджетному возмещению. Для заполнения строки 20.2, в которой указывается сумма бюджетного возмещения, необходимо составить и представить вместе с декларацией приложение Д3, то есть, рассчитать сумму бюджетного возмещения. Если налогоплательщик по результатам такого расчета не имеет права заявить всю или часть суммы, указанной в строке 20, к бюджетному возмещению (например, из-за отсутствия расчетов с поставщиками), или же принимает решение самостоятельно включить всю или часть суммы отрицательного значения в состав налогового кредита следующего отчетного периода, то он заполняет строку 20.3 декларации.

В строке 21 декларации указывается общая сумма остатка отрицательного значения налога, не заявленного к бюджетному возмещению (не подлежащего возмещению) в связи с самостоятельным решением налогоплательщика или в связи с законодательными ограничениями. Показатель этой строки представляет собой сумму показателей двух строк декларации за текущий отчетный период: 19.1 и 20.3. Показатель строки 21 декларации за текущий отчетный период увеличивает сумму налогового кредита следующего отчетного периода: показатель строки 21 отразится в строке 16.1 декларации за следующий отчетный период. Расшифровка сумм, за счет которых образовалось отрицательное значение в строке 21, приводится в приложении Д2 к декларации.

Строки 19.1, 20, 20.1, 20.2, 20.2.1, 20.2.2, 20.3 в «спецрежимной» декларации не заполняются, значение строки 19 сразу переносится в строку 21.

Уточняющий расчет

Уточняющий расчет представляется налогоплательщиком в случае самостоятельного исправления им ошибок, допущенных в предыдущих отчетных периодах. Не смотря на то, что п.50.1 ст.50 НКУ предусматривает возможность исправления ошибок двумя способами (представление уточняющего расчета и уточнение показателей в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период), ошибки в отчетности по НДС можно исправить лишь путем представления уточняющего расчета как самостоятельного документа. Форма налоговой декларации по НДС не предусматривает возможности исправления в ней ошибок прошлых отчетных периодов путем заполнения отдельной строки.

Нумерация и названия строк уточняющего расчета точно такие же, как и в декларации, за исключением одной дополнительной строки 18.3, в которой указывается сумма штрафа, начисленная налогоплательщиком в связи с исправлением ошибки , связанной с занижением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

В уточняющем расчете указывается отчетный (налоговый) период, в котором он представляется, и отчетный (налоговый) период, который уточняется. Подавать уточняющий расчет в органы ГФС можно в любой момент, дата его подачи ничем не регламентирована. Однако следует помнить, что исправить ошибку прошлого отчетного периода налогоплательщик имеет право не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления той налоговой декларации, в которой была допущена ошибка (п.50.1 ст.50, п.102.1 ст.102 НКУ). В случае исправления ошибок в строках представленной ранее декларации, к которым должны прилагаться приложения, вместе с уточняющим расчетом необходимо подать соответствующие приложения, содержащие информацию относительно уточненных показателей.

Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем импортных услуг

Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг от нерезидента, подают юридические и физические лица – предприниматели15, не зарегистрированные плательщиками НДС, которые в соответствии с п.180.2 ст.180 НКУ являются ответственными за начисление и уплату этого налога в бюджет. Указанный расчет неплательщиками НДС подается «только за тот отчетный (налоговый) период (календарный месяц), в котором такие услуги получены» (второй абзац п.9 раздела I Порядка № 21). При этом стоит напомнить, что согласно п.46.1 ст.46 НКУ любой расчет приравнивается к налоговой декларации. Следовательно, за его неподачу предусматривается ответственность и применяются штрафные санкции, как для субъекта хозяйствования, зарегистрированного плательщиком НДС16.

Сроки уплаты НДС

По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщиком проводятся расчеты с бюджетом в порядке, определенном ст.200 и ст.209 НКУ. Уплата суммы налога, указанной в строке 18.1 декларации с отметкой «0110», «0121» – «0123»/«0130», осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для представления налоговой декларации за отчетный период (п.203.2 ст.203 НКУ). При этом, дата уплаты налога, приходящаяся на выходной день, не переносится (в отличие от предельного срока представления отчетности)17.

Для перечисления налога в бюджет ГФСУ направляет органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открыты счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, реестр плательщиков, в котором указываются наименование, налоговый номер и ИНН плательщика налога, отчетный период и сумма, подлежащая перечислению в бюджет (п.200.2 ст.200, пп.209.2.3 ст.209 НКУ, п.20 Порядка № 569). На основании такого реестра орган госказначейства не позднее последнего дня срока, установленного п.203.2 ст.203 НКУ для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет (списывает) с электронного счета налогоплательщика причитающуюся сумму налога в бюджет. В случае недостатка на счете налогоплательщика в системе электронного администрирования НДС денежных средств для уплаты в бюджет согласованной суммы налоговых обязательств, такой налогоплательщик обязан перечислить на свой электронный счет недостающую сумму со своего текущего банковского счета до истечения предельного срока уплаты налога в бюджет. Остаток согласованных, но не уплаченных в бюджет налоговых обязательств налогоплательщика, учитывается органом госказначейства до исполнения в полном объеме путем перечисления в бюджет денежных средств, поступающих на электронный счет (п.22 Порядка № 569).

Документы

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина Украины от 28.01.2016 г. № 21 (Порядок № 21);
  3. Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569 (в редакции постановления КМУ от 30.12.2015 г. № 1177);
  4. Постановление КМУ от 21.05.2012 г. № 450 «Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций»;
  5. Инструкция по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233;
  6. Постановление КМУ от 27.12.2010 г. № 1233 «Об утверждении Порядка учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот»;
  7. Постановление ВСУ от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15;
  8. Письмо ГФСУ от 02.02.2016 г. № 3240/7/99-99-19-03-00-17;
  9. Письмо ГФСУ от 07.08.2015 г. № 29168/7/99-99-19-03-02-17.

Нас находят: декларация по ндс, Зачем нужна налоговая декларация по ндс, Налоговая декларация по ндс, уточненная декларация по ндс 2018 украина операции освобожденные от налогообложения, декларация ндс на бумажном носителе украина, как заполнять декларацию ндс украина, декларация НДС заполнение украина, отражать ли в декларации по ндс суммы приобретения без ндс в украине, отражать ли в декларации по ндс суммы без ндс в украине, заполнение строки 16 1 декларации по ндс


Подписка на новости RSS

Мы на Facebook