Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами
Оформление результатов проверки
Служебные документы, подтверждающие проведение проверки
Содержание акта (справки) документальной проверки
Служебные документы, подтверждающие проведение проверки
Основные требования к порядку оформления результатов документальных проверок определены ст.86 НКУ. Детальный порядок оформления результатов документальных проверок изложен ГНАУ в Порядке № 984.
Данный Порядок содержит требования к оформлению акта (справки) документальной проверки, а именно требования по:
- оформлению титульного листа, записи показателей и т. п.;
- составной части акта (справки) – это вступительная часть, общие положения , описательная часть и заключение;
- перечню информации, которую должна содержать каждая из составных частей данных документов.
Кроме того, Порядком № 984 четко определены действия должностных (служебных) лиц органов ГНС в случаях:
- отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписи акта (справки);
- отказа от получения экземпляра акта (справки) о результатах проверки;
- при рассмотрении возражений к акту (справке) и подготовке ответа налогоплательщику.
ГНАУ, в письме от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89, обращает внимание на то, что в новом законодательстве оставлен порядок вынесения на рассмотрение постоянной комиссии при соответствующих органах ГНС спорных вопросов, возникших во время проведения проверки до подписания акта, а также возможность рассмотрения возражений, представленных налогоплательщиком или его законным представителем к акту (справке) документальной проверки.
В то же время отменена ранее действующая норма относительно оформления по результатам плановой документальной проверки сводного акта, составной частью которого являлась справка по отдельным вопросам, которая согласовывалась с должностными лицами налогоплательщика. Однако возможность составления такой справки осталась при необходимости и по требованию работника структурного подразделения , возглавляющего проверку, но без требования по ее согласованию с налогоплательщиком.
Порядок № 984 применяется для оформления результатов проверок, предметом которых является:
- своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НК налогов и сборов;
- соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС;
- соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудовых договоров, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами);
- проверка правильности заполнения налоговых деклараций (расчетов), ведения финансовой, статистической и другой отчетности , регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов.
Проведение всех видов проверок всегда завершается оформлением акта или справки о результатах проверки.
Акт составляется, если в ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства, справка – если такие нарушения отсутствуют.
Акт – это служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС. В акте проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств налогоплательщика.
По результатам документальной проверки в акте систематизировано должны быть изложены все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые имеют отношение к фактам выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства. Эти факты должны быть изложены четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете и подтверждающие наличие данных фактов.
Справка – это служебный документ, подтверждающий факт проведения документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и являющийся носителем доказательной информации о невыявлении фактов нарушений налогоплательщиками требований налогового, валютного и другого законодательства.
Акт и справка составляются на бумажном носителе государственным языком и должны имеют сквозную нумерацию страниц. Их титульный лист должен быть отпечатан на номерном бланке органа ГНС для составления актов документальной проверки.
В случае необходимости использования в содержании акта (справки) сокращенных названий и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание указывается полностью, а в скобках - его сокращенное название или аббревиатура, которая будет использоваться далее в тексте .
В акте (справке) документальной проверки, расчетах и других материалах не допускаются разного рода исправления цифровых показателей, дат и других данных.
Все стоимостные показатели отображаются в национальной валюте Украины, а показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению с одновременным указанием их эквивалента в национальной валюте по официальному курсу гривны к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на дату проведения финансово-хозяйственной операции.
Информация, содержащаяся в акте или справке документальной проверки, не подлежит разглашению должностными лицами органа ГНС, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Акт и справка документальной проверки составляются в двух экземплярах, подписываются должностными (служебными) лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в течение пяти рабочих дней после окончания установленного для проведения проверки срока.
Регистрация актов и справок производится в едином Журнале регистрации актов (справок) проверок, который ведется структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС.
При этом в акте или справке на первом листе в верхнем левом углу должны быть указаны дата регистрации документа и его номер в соответствии с Журналом регистрации актов (справок) проверок, кода структурного подразделения , ответственного за проведение проверки, кода по ЕГРПОУ налогоплательщика.
После регистрации акт и справка вручаются налогоплательщику (его должностным лицам или законным представителям).Один экземпляр акта (справки) и других материалов проверки после принятия по ним соответствующих налоговых уведомлений-решений и применения других предусмотренных законодательством мер передается в структурное подразделение, в котором хранится дело налогоплательщика.
Срок хранения актов, справок и других материалов документальных проверок в органах государственной налоговой службы составляет 5 лет.
По результатам камеральной проверки может быть составлен акт, но только в случае установления нарушений. Если же нарушений не выявлено, оформление справки не предусмотрено. Акт о проведении камеральной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и после соответствующей регистрации вручается налогоплательщику лично или направляется для подписания в течение трех рабочих дней по почте.
Акт и справка по другим видам проверок также подписываются должностными лицами органа ГНС и проверяемым налогоплательщиком лично. НКУ разрешает подписывать данные документы также законным представителям налогоплательщика (пп.17.1.2 ст.17 НКУ).
Налогоплательщик, согласно НК, имеет право не только присутствовать при проведении проверок, но и ознакамливаться с актами (справками) проверок перед их подписанием, а в случае наличия замечаний по содержанию (тексту) составленных актов (справок) подписывать их с оговоркой и подавать контролирующему органу письменные возражения как вместе с подписанным экземпляром акта, так и отдельно. Но подписать акт или справку налогоплательщик обязан.
Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленный для данного вида проверки.
При проведении документальной выездной проверки акт или справка составляются в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируются в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, – в течение 10 рабочих дней).
В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами органа ГНС должен быть составлен соответствующий акт, который удостоверяет факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах выездной плановой или внеплановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю .
Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает его от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства .
Акт или справка при документальной невыездной проверке также составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в налоговой в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока проверки (для налогоплательщиков, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате – в течение 10 рабочих дней).
Акт или справка о проведении документальной невыездной проверки после их регистрации должны быть вручены лично налогоплательщику или его законному представителю для его подписания. Если налогоплательщик отказывается подписать акт или справку, об этом составляется соответствующий акт. Однако это не освобождает налогоплательщика от уплаты налоговых обязательств по результатам проверки. При этом у налогоплательщика остается право в течение 5 рабочих дней представить свои возражения к акту проверки (п.86.7 ст.86 НКУ).
Акт или справка о результатах фактической проверки должны быть составлены в двух экземплярах, подписаны проверяющими, зарегистрированы не позднее следующего рабочего дня по окончании проверки. Данный документ (акт или справка) о результатах фактической проверки подписывается налогоплательщиком (его представителем) и его наемным работником, осуществлявшим расчетную операцию. При этом факт подписания акта (справки) может состояться как на проверяемом объекте, так и в помещении органа ГНС.
При отказе налогоплательщика, его законных представителей или работником, осуществлявшим расчетную операцию, от подписания акта (справки), должностными лицами органа ГНС должен быть составлен акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов ГНС и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю. Данный документ может быть направлен также и работнику, который осуществлял расчетную операцию.
В случае если указанные лица отказались от получения экземпляра акта (справки) проверки или при невозможности его вручения, такой акт или справка направляется налогоплательщику в порядке, определенном ст.58 НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, о чем делается отметка в самом акте или справке или составляется соответствующий акт.
Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетную операцию, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.
Содержание акта (справки) документальной проверки
Акт и справка, составляемые по результатам документальной проверки, должны состоять из четырех частей: вступительной, общих положений , описательной части и заключения.
К акту прилагаются также информативные дополнения.
Вступительная часть акта (справки) должна содержать такие данные:
- местонахождение налогоплательщика;
- полное и сокращенное (при наличии) его наименование в соответствии с учредительными документами;
- основания для проведения проверки в соответствии с НКУ и другими законодательными актами;
- дату выдачи и номер направления на проведение проверки, наименование органа ГНС, который его выписал;
- дату и номера приказов руководителя органа ГНС на проведение проверки, продление или перенос сроков проверки или ее приостановления. Если документальная проверка в соответствующих случаях осуществляется согласно постановлению суда или органа дознания, следователя, прокурора, указываются реквизиты данных постановлений;
- должность, название структурного подразделения, наименования органа ГНС, звания, фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводивших проверку;
- вид проверки (документальная плановая или внеплановая, выездная или невыездная);
- период, за который проводилась документальная проверка деятельности налогоплательщика;
- информация о направлении (вручении) налогоплательщику уведомления о проведении проверки;
- информация о внесении записи в журнал регистрации проверок.
Общие положения акта и справки документальной плановой проверки должны содержать следующие данные:
- срок проведения проверки (даты начала и окончания) с учетом срока продления, переноса или приостановления (если это предусмотрено);
- информация о должностных лицах налогоплательщика или его законных представителях, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде с указанием приказов о назначении на должность и увольнении;
- данные о регистрации (перерегистрации) налогоплательщика, о взятии на учет в органах ГНС, регистрационные данные плательщика НДС;
- данные о размере уставного капитала, учредителях, размере их взносов в уставный фонд , код по ЕГРПОУ (для юридических лиц) и/или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (номер и серия паспорта для физических лиц, ее не имеющих);
- информацию о том, является ли налогоплательщик учредителем, участником или акционером других налогоплательщиков;
- подчиненность и перечень филиалов, отделений и других обособленных подразделений , а также объектов, связанных с налогообложением ;
- информация о видах деятельности, которые осуществлял налогоплательщик за проверяемый период, в том числе лицензированных (информация о лицензии);
- данные о счетах в банке и других финансовых учреждениях;
- информация о предыдущей документальной плановой проверке с указанием даты и номера акта проверки, периода проверки, установленных нарушения и принятых мерах по их устранению;
- информация о документах и компьютерной автоматизированной информационной системе, использованных при проверке;
- информация о встречных проверках;
- информация о проведенном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- информация о проведенной инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, наличности, документов и расчетов.
В описательной части акта и справки результаты проверки группируются по видам налогов и сборов в разрезе налоговых периодов. В этой части акта (справки) отражаются задекларированные налогоплательщиком в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись относительно установления или неустановления нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагается соответствующая аналитическая таблица.
Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот (код льготы, на какую сумму и на какой налог она получена с разбивкой по годам в пределах отчетных периодов, которые проверяются).
Если проверкой установлены нарушения налогового законодательства, в описательной части акта необходимо чтобы было:
- четко изложено содержание нарушения со ссылкой на конкретные нормы законодательных актов, которые нарушены налогоплательщиком, отмечены период финансово-хозяйственной деятельности и хозяйственная операция , в результате которой осуществлено это нарушение, при этом приложены письменные объяснения должностных лиц налогоплательщика или его законных представителей относительно установленных нарушений;
- указаны первичные документы, на основании которых совершена запись в налоговом и бухгалтерском учете, приведены регистры бухгалтерского учета, корреспонденция счетов и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также приведены доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
- указан перечень первичных документов, которые подтверждают факт нарушения, в случае их отсутствия при проверке или их непредоставления;
- отражен факт о составлении акта в случае отказа налогоплательщика предоставить копии документов с указанием перечня документов, которые было предложено подать;
- отражен факт о предоставлении налогоплательщиком письменных объяснений относительно установленных нарушений налогового законодательства или причины непредоставления запрашиваемых документов или их копий, в случае, если таковые объяснения имелись;
- отражен факт отсутствия налогового и/или бухгалтерского учета.
В случае установления нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, в описательной части акта должно быть отражено также:
- номер, дата внешнеэкономического договора (контракта) и его сумма;
- в случае необходимости регистрации договора (контракта) в центральном органе исполнительной власти по вопросам экономической политики - номер и дата его регистрации;
- страна нерезидента, который является стороной внешнеэкономического договора (контракта);
- наименование финансовых учреждений резидента и нерезидента, через которые осуществляются расчеты по договору (контракту);
- номенклатура товаров договора (контракта) согласно кодам Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;
- сумма просроченной задолженности , возникшей при выполнении договора (контракта).
Заключение акта или справки документальной проверки составляется следующим образом:
- описываются обнаруженные проверкой нарушения налогового, валютного и другого законодательства со ссылкой на конкретные нормы законодательных актов или делается общее заключение об отсутствии таких нарушений;
- выявленные нарушения отражаются в гривнах в разрезе налогов и сборов с разбивкой по годам и налоговым периодам в пределах проверяемого периода, а нарушения валютного законодательства отражаются в разрезе внешнеэкономических договоров (контрактов);
- в акте не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций за установленные нарушения;
- в случае получения в ходе проверки копий документов, подтверждающих факт выявленного нарушения, об этом делается запись с отражением оснований для их получения;
- отражается количество составленных экземпляров акта (справки) проверки и делается отметка о вручении одного экземпляра налогоплательщику.
К акту и справке документальной внеплановой проверки приобщаются информативные приложения в зависимости от вопросов, которые подлежали проверке.
Информативными приложениями считаются:
- план проверки налогоплательщика, утвержденный руководителем (заместителем руководителя) органа ГНС и подписанный начальником отдела (управления) работника, возглавляющего проверку;
- сведения или таблица, в которой сгруппированы факты однотипных и повторяющихся нарушений;
- расчеты доначисленных (уменьшенных) сумм налогов и сборов, а также расчеты уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль, уменьшение (увеличение) заявленной к возмещению из бюджета суммы НДС, уменьшение отрицательного значения суммы НДС в разрезе налоговых периодов;
- объяснения, замечания или возражения налогоплательщика относительно обнаруженных нарушений или других вопросов, возникших во время проверки;
- другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушений налогового, валютного и другого законодательства;
- копия материалов (описи, сведения, протоколы) о результатах проведенной налогоплательщиком инвентаризации;
- материалы встречной проверки, реестры, в которых отмечена информация о направленных запросах на их проведение в другие органы ГНС и полученные на этот предмет ответы;
- удостоверенные в установленном законодательством порядке копии документов, подтверждающих наличие фактов нарушений налогового, валютного и другого законодательства в случае их получения, а также их опись;
- данные о выполнении внешнеэкономических договоров (контрактов) (экспортных, импортных, бартерных, по переработке давальческого сырья на территории Украины и за ее пределами и т. п.);
- другие материалы, имеющие значение для принятия налогового уведомления-решения по результатам проверки.
Данные приложения должны быть подписаны должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и налогоплательщиком или его представителями.
Не подписываются лишь приложения, содержащие информацию служебного характера, в том числе информацию об анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, проработке установленных рисковых операций и материалы встречной проверки.
До подписания акта и справки документальной проверки учитываются все пояснения налогоплательщика, а при возникновении спорных вопросов и возражений относительно установленных нарушений, такие вопросы и возражения выносятся на рассмотрение постоянной комиссии при соответствующих органах ГНС.
Возражения к акту проверки
Возражения налогоплательщик может предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки.
Форма возражений к акту и их содержание не регламентированы. Поэтому составлять их можно в произвольной форме.
В возражениях к акту указываются:
- наименование налогового органа, Ф.И.О. должностных лиц, проводивших проверку;
- наименование налогоплательщика и его местонахождение;
- наименование, номер и дата акта, к которому прилагаются возражения;
- за какой период проводилась проверка и на основании какого документа;
- пункты акта и виды налога, по которым имеется несогласие с заключениями налоговой;
- собственные доводы по каждому из оспариваемых пунктов, по возможности - с приложением копий документов, подтверждающих эти доводы или со ссылками на такие документы (в том числе, со ссылкой на индивидуальные консультации налоговой и примеры из судебной практики);
- нарушения, допущенные должностными лицами налогового органа при проведении проверки;
- ожидаемый результат по результатам рассмотрения возражений к акту.
Такие возражения являются неотъемлемой частью акта проверки.
Если в акте проверки проверяющие отметили некоторые документы как отсутствующие, а на самом деле они есть, то налогоплательщик в соответствии с п.44.7 ст.44 НКУ имеет право предоставить их в течение трех дней с даты получения акта проверки. Получение налоговой таких документов может служить основанием для отказа от принятия решения по результатам проведения проверки и поводом для назначения внеплановой документальной проверки.
Возражения должны быть рассмотрены органом ГНС в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях). После этого налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик или его представитель имеют право принимать участие в рассмотрении своих возражений.
Если такое желание выражено, представители налоговой не позднее следующего рабочего дня со дня получения возражений обязаны сообщить налогоплательщику о месте и времени проведения такого рассмотрения путем направления соответствующего уведомления. Предельный срок для такого уведомления - не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения возражений. Причем в рассмотрении возражений налогоплательщика обязательно должен принимать участие руководитель органа ГНС или его представитель.
По результатам рассмотрения возражений составляется заключение произвольной формы, в котором указываются приведенные в акте проверки выводы, факты и данные, в отношении которых налогоплательщиком предоставлены возражения, краткое их содержание, приводится обоснование позиции налогового органа по каждому вопросу, затронутому в возражениях, и подводится итог относительно обоснованности возражений.
Заключение остается в налоговой, а на его основе составляется обоснованный письменный ответ, который подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется налогоплательщику.
Затем принимается решение об определении денежных обязательств, и налогоплательщик или его законный представитель могут при этом присутствовать. Решение об определении денежных обязательств должно приниматься с учетом возражений налогоплательщика.
Руководитель налоговой или его заместитель в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, должен принять налоговое уведомление-решение. При наличии возражений оно принимается с учетом заключения о результатах их рассмотрения в течение трех рабочих дней, следующих за днем направления письменного ответа налогоплательщику. Если же возражения налогоплательщика будут проигнорированы или не полностью учтены налоговым органом, то можно использовать аргументы, приведенные в них, при обжаловании налогового уведомления-решения в административном или судебном порядке.
В случае, если денежное обязательство рассчитывается органом ГНС по результатам проверки, назначенной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или по материалам оперативно-розыскного дела, налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки не принимается, пока не вступит в силу соответствующее решение суда. Материалы проверки вместе с заключениями налоговой службы передаются правоохранительному органу, назначившему проверку.
Статус таких материалов проверки и заключений органа ГНС определяется уголовно-процессуальным законом или законом об оперативно-розыскной деятельности.
Документы
- Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
- Порядок оформления результатов документальной проверки по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984 (Порядок № 984);
- Письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89.
Курсы бухгалтерские
Индивидуальные компьютерные курсы
Новости и события
Курс "Восстановление знаний бухгалтерского учета в программе 1С:Предприятие"
Курс "Бухгалтерский учет + 1С:Бухгалтерия 8.2 для начинающих"
Курс "Ведение бухгалтерского учета и подготовка налоговой отчетности в программе 1С:Предприятие"
Курс Microsoft Excel
Курс Microsoft PowerPoint для начинающих
Документы об окончании курсов
Другие материалы по теме:
представитель, налогоплательщик, справка, требования, проведение, материалы, срок, решение, бухгалтер, акт, дата, время, информация, наименование, результат, договор, документы, данные, порядок, документов, регистр, период, вид, учет, документ
Материалы из раздела: Бухгалтеру / Проверки контролирующими органами
Другие материалы по теме:
Источники данных для расчетов бюджетирования
Общие положения о проверке контролирующими органами
Проверки Пенсионного фонда Украины
Учет безналичных денежных средств. Поступление денежных средств
Нас находят: справка по окончанию финансовой проверки, справка по результатам ревизии проведения инвентаризации, справка по итогам проверки бухгалтерии, возражение на содержание справки, акт проверки служебной документации, отсутствие подписи в акте ответственного за проверку, чем отличается акт по результатам проверки от справки, оформление актов документальных плановых проверок 2020 украины, название или составление документа по проверке хоздеятельности кру, вручение акта выездной налоговой проверки украина
Мы на Facebook