Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруПроверки контролирующими ор…

Бухгалтеру /
Проверки контролирующими органами

Оглавление

Оформление результатов проверки

Служебные документы, подтверждающие проведение проверки

Содержание акта (справки) документальной проверки

Возражения к акту проверки

Документы

 

Служебные документы, подтверждающие проведение проверки

Основные требования к порядку оформления результатов документальных проверок определены ст.86 НКУ. Детальный порядок оформления результатов документальных проверок изложен ГНАУ в Порядке № 984.

Данный Порядок содержит требования к оформлению акта (справки) документальной проверки, а именно требования по:

Кроме того, Порядком № 984 четко определены действия должностных (служебных) лиц органов ГНС в случаях:

ГНАУ, в письме от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89, обращает внимание на то, что в новом законодательстве оставлен порядок вынесения на рассмотрение постоянной комиссии при соответствующих органах ГНС спорных вопросов, возникших во время проведения проверки до подписания акта, а также возможность рассмотрения возражений, представленных налогоплательщиком или его законным представителем к акту (справке) документальной проверки.

В то же время отменена ранее действующая норма относительно оформления по результатам плановой документальной проверки сводного акта, составной частью которого являлась справка по отдельным вопросам, которая согласовывалась с должностными лицами налогоплательщика. Однако возможность составления такой справки осталась при необходимости и по требованию работника структурного подразделения , возглавляющего проверку, но без требования по ее согласованию с налогоплательщиком.

Порядок № 984 применяется для оформления результатов проверок, предметом которых является:

Проведение всех видов проверок всегда завершается оформлением акта или справки о результатах проверки.

Акт составляется, если в ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства, справка – если такие нарушения отсутствуют.

Акт – это служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС. В акте проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств налогоплательщика.

По результатам документальной проверки в акте систематизировано должны быть изложены все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые имеют отношение к фактам выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства. Эти факты должны быть изложены четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете и подтверждающие наличие данных фактов.

Справка – это служебный документ, подтверждающий факт проведения документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и являющийся носителем доказательной информации о невыявлении фактов нарушений налогоплательщиками требований налогового, валютного и другого законодательства.

Акт и справка составляются на бумажном носителе государственным языком и должны имеют сквозную нумерацию страниц. Их титульный лист должен быть отпечатан на номерном бланке органа ГНС для составления актов документальной проверки.

В случае необходимости использования в содержании акта (справки) сокращенных названий и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание указывается полностью, а в скобках - его сокращенное название или аббревиатура, которая будет использоваться далее в тексте .

В акте (справке) документальной проверки, расчетах и других материалах не допускаются разного рода исправления цифровых показателей, дат и других данных.

Все стоимостные показатели отображаются в национальной валюте Украины, а показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению с одновременным указанием их эквивалента в национальной валюте по официальному курсу гривны к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на дату проведения финансово-хозяйственной операции.

Информация, содержащаяся в акте или справке документальной проверки, не подлежит разглашению должностными лицами органа ГНС, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Акт и справка документальной проверки составляются в двух экземплярах, подписываются должностными (служебными) лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в течение пяти рабочих дней после окончания установленного для проведения проверки срока.

Регистрация актов и справок производится в едином Журнале регистрации актов (справок) проверок, который ведется структурным подразделением, к функциям которого отнесена регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа ГНС.

При этом в акте или справке на первом листе в верхнем левом углу должны быть указаны дата регистрации документа и его номер в соответствии с Журналом регистрации актов (справок) проверок, кода структурного подразделения , ответственного за проведение проверки, кода по ЕГРПОУ налогоплательщика.

После регистрации акт и справка вручаются налогоплательщику (его должностным лицам или законным представителям).Один экземпляр акта (справки) и других материалов проверки после принятия по ним соответствующих налоговых уведомлений-решений и применения других предусмотренных законодательством мер передается в структурное подразделение, в котором хранится дело налогоплательщика.

Срок хранения актов, справок и других материалов документальных проверок в органах государственной налоговой службы составляет 5 лет.

По результатам камеральной проверки может быть составлен акт, но только в случае установления нарушений. Если же нарушений не выявлено, оформление справки не предусмотрено. Акт о проведении камеральной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и после соответствующей регистрации вручается налогоплательщику лично или направляется для подписания в течение трех рабочих дней по почте.

Акт и справка по другим видам проверок также подписываются должностными лицами органа ГНС и проверяемым налогоплательщиком лично. НКУ разрешает подписывать данные документы также законным представителям налогоплательщика (пп.17.1.2 ст.17 НКУ).

Налогоплательщик, согласно НК, имеет право не только присутствовать при проведении проверок, но и ознакамливаться с актами (справками) проверок перед их подписанием, а в случае наличия замечаний по содержанию (тексту) составленных актов (справок) подписывать их с оговоркой и подавать контролирующему органу письменные возражения как вместе с подписанным экземпляром акта, так и отдельно. Но подписать акт или справку налогоплательщик обязан.

Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленный для данного вида проверки.

При проведении документальной выездной проверки акт или справка составляются в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируются в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, – в течение 10 рабочих дней).

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами органа ГНС должен быть составлен соответствующий акт, который удостоверяет факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах выездной плановой или внеплановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю .

Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает его от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства .

Акт или справка при документальной невыездной проверке также составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в налоговой в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока проверки (для налогоплательщиков, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате – в течение 10 рабочих дней).

Акт или справка о проведении документальной невыездной проверки после их регистрации должны быть вручены лично налогоплательщику или его законному представителю для его подписания. Если налогоплательщик отказывается подписать акт или справку, об этом составляется соответствующий акт. Однако это не освобождает налогоплательщика от уплаты налоговых обязательств по результатам проверки. При этом у налогоплательщика остается право в течение 5 рабочих дней представить свои возражения к акту проверки (п.86.7 ст.86 НКУ).

Акт или справка о результатах фактической проверки должны быть составлены в двух экземплярах, подписаны проверяющими, зарегистрированы не позднее следующего рабочего дня по окончании проверки. Данный документ (акт или справка) о результатах фактической проверки подписывается налогоплательщиком (его представителем) и его наемным работником, осуществлявшим расчетную операцию. При этом факт подписания акта (справки) может состояться как на проверяемом объекте, так и в помещении органа ГНС.

При отказе налогоплательщика, его законных представителей или работником, осуществлявшим расчетную операцию, от подписания акта (справки), должностными лицами органа ГНС должен быть составлен акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов ГНС и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю. Данный документ может быть направлен также и работнику, который осуществлял расчетную операцию.

В случае если указанные лица отказались от получения экземпляра акта (справки) проверки или при невозможности его вручения, такой акт или справка направляется налогоплательщику в порядке, определенном ст.58 НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, о чем делается отметка в самом акте или справке или составляется соответствующий акт.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетную операцию, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.

Содержание акта (справки) документальной проверки

Акт и справка, составляемые по результатам документальной проверки, должны состоять из четырех частей: вступительной, общих положений , описательной части и заключения.

К акту прилагаются также информативные дополнения.

Вступительная часть акта (справки) должна содержать такие данные:

Общие положения акта и справки документальной плановой проверки должны содержать следующие данные:

В описательной части акта и справки результаты проверки группируются по видам налогов и сборов в разрезе налоговых периодов. В этой части акта (справки) отражаются задекларированные налогоплательщиком в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись относительно установления или неустановления нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагается соответствующая аналитическая таблица.

Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот (код льготы, на какую сумму и на какой налог она получена с разбивкой по годам в пределах отчетных периодов, которые проверяются).

Если проверкой установлены нарушения налогового законодательства, в описательной части акта необходимо чтобы было:

В случае установления нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, в описательной части акта должно быть отражено также:

Заключение акта или справки документальной проверки составляется следующим образом:

К акту и справке документальной внеплановой проверки приобщаются информативные приложения в зависимости от вопросов, которые подлежали проверке.

Информативными приложениями считаются:

Данные приложения должны быть подписаны должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и налогоплательщиком или его представителями.

Не подписываются лишь приложения, содержащие информацию служебного характера, в том числе информацию об анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, проработке установленных рисковых операций и материалы встречной проверки.

До подписания акта и справки документальной проверки учитываются все пояснения налогоплательщика, а при возникновении спорных вопросов и возражений относительно установленных нарушений, такие вопросы и возражения выносятся на рассмотрение постоянной комиссии при соответствующих органах ГНС.

Возражения к акту проверки

Возражения налогоплательщик может предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки.

Форма возражений к акту и их содержание не регламентированы. Поэтому составлять их можно в произвольной форме.

В возражениях к акту указываются:

Такие возражения являются неотъемлемой частью акта проверки.

Если в акте проверки проверяющие отметили некоторые документы как отсутствующие, а на самом деле они есть, то налогоплательщик в соответствии с п.44.7 ст.44 НКУ имеет право предоставить их в течение трех дней с даты получения акта проверки. Получение налоговой таких документов может служить основанием для отказа от принятия решения по результатам проведения проверки и поводом для назначения внеплановой документальной проверки.

Возражения должны быть рассмотрены органом ГНС в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях). После этого налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик или его представитель имеют право принимать участие в рассмотрении своих возражений.

Если такое желание выражено, представители налоговой не позднее следующего рабочего дня со дня получения возражений обязаны сообщить налогоплательщику о месте и времени проведения такого рассмотрения путем направления соответствующего уведомления. Предельный срок для такого уведомления - не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения возражений. Причем в рассмотрении возражений налогоплательщика обязательно должен принимать участие руководитель органа ГНС или его представитель.

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение произвольной формы, в котором указываются приведенные в акте проверки выводы, факты и данные, в отношении которых налогоплательщиком предоставлены возражения, краткое их содержание, приводится обоснование позиции налогового органа по каждому вопросу, затронутому в возражениях, и подводится итог относительно обоснованности возражений.

Заключение остается в налоговой, а на его основе составляется обоснованный письменный ответ, который подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется налогоплательщику.

Затем принимается решение об определении денежных обязательств, и налогоплательщик или его законный представитель могут при этом присутствовать. Решение об определении денежных обязательств должно приниматься с учетом возражений налогоплательщика.

Руководитель налоговой или его заместитель в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, должен принять налоговое уведомление-решение. При наличии возражений оно принимается с учетом заключения о результатах их рассмотрения в течение трех рабочих дней, следующих за днем направления письменного ответа налогоплательщику. Если же возражения налогоплательщика будут проигнорированы или не полностью учтены налоговым органом, то можно использовать аргументы, приведенные в них, при обжаловании налогового уведомления-решения в административном или судебном порядке.

В случае, если денежное обязательство рассчитывается органом ГНС по результатам проверки, назначенной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или по материалам оперативно-розыскного дела, налоговое уведомление-решение по результатам такой проверки не принимается, пока не вступит в силу соответствующее решение суда. Материалы проверки вместе с заключениями налоговой службы передаются правоохранительному органу, назначившему проверку.

Статус таких материалов проверки и заключений органа ГНС определяется уголовно-процессуальным законом или законом об оперативно-розыскной деятельности.

Документы

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Порядок оформления результатов документальной проверки по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984 (Порядок № 984);
  3. Письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89.

Нас находят: справка по окончанию финансовой проверки, справка по результатам ревизии проведения инвентаризации, справка по итогам проверки бухгалтерии, возражение на содержание справки, акт проверки служебной документации, отсутствие подписи в акте ответственного за проверку, чем отличается акт по результатам проверки от справки, оформление актов документальных плановых проверок 2020 украины, название или составление документа по проверке хоздеятельности кру, вручение акта выездной налоговой проверки украина


Подписка на новости RSS

Мы на Facebook