1С:Предприятие 8.2 /
Управление производственным предприятием для Украины /
Налоговый учет
Приобретение товаров (услуг) для использования в необлагаемых операциях
Приобретение товаров (услуг) и необоротных активов
Особенности ведения сложного налогового учета
Приведенные в статье примеры воспроизводились в конфигурации « Бухгалтерия для Украины » (редакция 1.2). Методика, описанная в статье, актуальна для конфигураций « Управление торговым предприятием для Украины » (редакция 1.2) и « Управление производственным предприятием для Украины » (редакция 1.3).
В данной статье будет рассмотрен порядок начисления налогового кредита и налоговых обязательств, при приобретении товаров для использования в необлагаемой хозяйственной деятельности или не в хозяйственной деятельности. Подробнее о порядке начисления налогового кредита и налоговых обязательств при приобретении товаров для использования в частично облагаемых операциях описано в статье « Порядок распределения пропорционального НДС ».
Общие сведения
Начиная с 01.07.2015 г. налоговый кредит в полном объеме начисляется при приобретении товаров и услуг для использования в необлагаемой хозяйственной деятельности или не в хозяйственной деятельности, в случае если приобретения подтверждены входящими налоговыми документами, зарегистрированными в ЕРНН, или ГТД (Законы Украины № 71-VIII от 28.12.2014 г. и № 643-VIII от 16.07.2015 г.).
В типовых конфигурациях «целевое назначение» приобретенных товаров/услуг, необоротных активов определяется выбором налогового назначения НДС.
Именно от выбора налогового назначения и ставки НДС в документах приобретения (оплаты), зависит корректность отражения операций начисления налогового кредита и обязательств по приобретениям, предназначенным для использования в необлагаемых операциях хозяйственной деятельности или не в хозяйственной деятельности.
Приобретение товаров (услуг) и необоротных активов
В момент приобретения товаров и необоротных активов для использования в необлагаемых операциях сумма НДС входящего включается в их первоначальную стоимость (в сумму затрат при приобретении услуг) (письмо Минфина от 02.03.2011 г. № 31-34020-07-25/5805).
Изменения, вступившие в силу с 01.07.2015 г., не повлияли на порядок отражения информации в документах поступления: «Поступление товаров и услуг», «Поступление доп. расходов», «Поступление из переработки», «Авансовый отчет».
При оформлении облагаемых НДС операций закупки запасов, используемых в необлагаемых НДС операциях, в документах приобретения, оплат поставщику (для договоров с упрощенным налоговым учетом) и в регламентном документе « Регистрация авансов в налоговом учете » (для договоров со сложным налоговым учетом) указываются такие налоговые параметры операций:
- Для запасов (услуг), которые предназначены для использования в необлагаемой хозяйственной деятельности:
- ставка НДС 20% или 7%;
- сумма НДС – полная в соответствии с документами поставщика;
- налоговое назначение «Необл. НДС, любая хоз.»;
- Для запасов (услуг), которые предназначены для использования в нехозяйственной деятельности:
- ставка НДС 20% или 7%;
- сумма НДС – полная в соответствии с документами поставщика;
- налоговое назначение «Необл. НДС, нехоз.».
Пример
Осуществляется операция закупки бумаги на сумму 1200 грн., в т.ч. НДС 200 грн.
Часть запасов предназначена для использования в необлагаемой налогом хозяйственной деятельности, а часть - в нехозяйственной деятельности.
Документом «Поступление товаров и услуг» оформляется поступление товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на предприятие по соответствующим ставкам и налоговым назначениям НДС (Рис. 1).
После проведения документа, можно увидеть, что в первоначальную стоимость запасов включена сумма НДС входящего (Рис. 2).
Аналогичным образом отражается отнесения суммы НДС и по другим операциям:
- при покупке необоротного актива, сумма входящего НДС включается в стоимость будущего необоротного актива;
- при покупке услуг, сумма входящего НДС относиться на затраты.
Регистрация НДС входящего
При регистрации входящих налоговых документов , выписанных начиная с 01.07.2015 г., налоговый кредит начисляется в полном объеме, независимо от того, предназначено ли приобретение для облагаемых, необлагаемых или пропорционально облагаемых операций. Поэтому в конфигурациях изменена методика формирования проводок входящих налоговых документов.
Начисление налогового кредита отражается документом « Регистрация входящего налогового документа » (в конфигурации «Управление производственным предприятием для Украины» документ называется «Запись книги приобретения»), а в случаях оформления операций импорта - «ГТД по импорту».
Документ может быть заполнен с помощью механизма «Ввод на основании» из приходной накладной, при этом производится начисление налогового кредита и налоговых обязательств в полном объеме.
Обратить внимание! При оформлении документа «Регистрация входящего налогового документа» нужно проверить корректность заполнения табличной части документа (Рис. 3), а именно:
* При оформлении операции приобретения основных средств дополнительно нужно установить флаг в колонке «Поставка ОФ». |
Важно! Начисление налогового кредита в полном объеме и налоговых обязательств производится только при регистрации входящих налоговых документов, которые были выписаны начиная с 01.07.2015 г. и не производится для налоговых документов, выписанных до 01.07.2015 г., даже если они были зарегистрированы в ЕРНН после 01.07.2015 г. Это значит, что при начислении налогового кредита и обязательств документом «Регистрация входящего налогового документа» принимается во внимание реквизит «дата выписки» входящего налогового документа. |
Важно! В соответствии с письмом ДФСУ от 07.08.2015 г. №29168/7/99-99-19-03-02-17, все операции приобретения на таможенной территории Украины с НДС, начиная с 01.07.2015 г. отражаются в строке 10.1 Декларации, строки 10.2, 14 и 15 не заполняются. В конфигурациях не изменено заполнение документов «Регистрация входящего налогового документа» и «ГТД по импорту». В этих документах следует указывать статьи декларации, соответствующие операции приобретения, в том числе статьи 10.2, 13, 14 и 15. Включение сумм НДС в статьи, рекомендованные письмом ДФСУ, выполняется при автоматическом заполнении Декларации. |
Документом отражается начисление налогового кредита на всю сумму НДС (Рис. 4).
Сводная налоговая накладная
Налогоплательщик, использующий приобретенные товары/услуги и необоротные активы в необлагаемых операциях или не в хозяйственной деятельности, обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 раздела V Кодекса, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в ЕРНН в сроки, установленные Кодексом для такой регистрации, сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам (п.198.5 ст.198 раздела V НКУ).
По итогам работы за месяц формируется одна сводная накладная. В конфигурациях это документ «Налоговая накладная» с видом операции «Условная продажа».
Документ необходимо заполнить на закладке «Услуги» по кнопке «Заполнить» - «Заполнить сводную по условной продаже». После этого на закладке «Дополнительно» отразится «тип причины невыдачи накладной покупателю» - «09», при необходимости его можно изменить вручную (Рис. 5).
Обратить внимание! Перед формированием сводной налоговой накладной необходимо в настройках пользователя заполнить номенклатуру для автоматического заполнения налоговых накладных (меню «Сервис» - «Настройки пользователя» - папка «Основные значения для подстановки в документы и справочники» - настройка «Номенклатура для автоматического заполнения налоговых накладных»). Поскольку, значение по умолчанию номенклатурной позиции также используется при составлении налоговых накладных по розничным продажам, рекомендуется в настройках пользователя указать номенклатуру: «Продаж у роздріб», «Роздрібна торгівля», «Реалізація за підсумками дня» и т.д. Название номенклатурной позиции и ее единица измерения , ни на что не влияют, информация нужна для корректного заполнения документа в информационной базе. При этом графа 3 сводной налоговой накладной заполнится в соответствии с рекомендациями ДФСУ (подробнее описано ниже). |
При выгрузке налоговой накладной (формировании печатной формы), в соответствии с письмом ДФСУ от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17, в колонке 3 указываются номера и даты входящих налоговых документов, по которым производится условная продажа; в колонке 5.1 - единица измерения «гривня», колонки 6 и 7 не заполняются (Рис. 6).
Обратить внимание! Помимо реквизитов указанных в письме ДФСУ, при заполнении графы 3 сводной налоговой накладной в конфигурациях реализовано заполнение дополнительных реквизитов:
|
Рисунок 6 – форма документа «Налоговая накладная»
Документ формирует проводку по начислению налоговых обязательств по операциям приобретения товаров/услуг, необоротных активов предназначенным для использования в необлагаемых операциях (Рис. 7).
Важно! Не изменен механизм условной продажи запасов, которые были предназначены для использования в облагаемых операциях, но начали использоваться в необлагаемых операциях. Для таких запасов, в том числе приобретенных после 01.07.2015 г., оформляется документ «Изменение налогового назначения запасов» и на его основании «Налоговая накладная» с видом операции «Условная продажа» и заполненным номенклатурным составом. |
Для корректного закрытия взаиморасчетов с поставщиком, а также, в случае если первым событием является предоплата поставщику, необходимо правильно заполнить параметры документа оплаты (Рис. 8). Особое внимание нужно обратить на заполнение параметров налогового учета НДС (налоговое назначение) в случае ведения простого налогового учета (в договоре с контрагентом не установлен флаг «Сложный учет НДС»).
Рисунок 8 – документ «Платежное поручение исходящее»
Подробнее порядок заполнения платежного документа исходящего описан в статье «Безналичное движение денежных средств - оплата поставщику ».
Особенности ведения сложного налогового учета
В случае ведения сложного учета НДС, если первым событием является поступление запасов, порядок оформления документов аналогичен описанному выше. Разница только в отражении информации в платежном документе. В нем отсутствуют параметры налогового учета НДС.
Обратить внимание! В конфигурациях «Бухгалтерия для Украины» и «Управление торговым предприятием для Украины» признак ведения сложного учета НДС определяется в договоре с контрагентом установкой флага «Сложный учет НДС». В конфигурации «Управление производственным предприятием для Украины» ведется только сложный налоговый учет, то есть, аналогичной настройки нет. |
Более подробно с особенностями налогового учета можно ознакомиться в статье «Механизм налогового учета, реализованный в конфигурациях на базе 1С:Предприятия 8».
Если же при сложном учете НДС, первым событием является предоплата, нужно учитывать некоторые особенности оформления хозяйственной операции:
- В документе «Регистрация входящего налогового документа» («Запись книги приобретения») введенном на основании платежного поручения исходящего, налоговое назначение приобретенных активов указывается вручную. После установки соответствующих флагов: «Хоз. деятельность», «Обл. НДС» и/или «Поставка ОФ», автоматически заполнится статья декларации по НДС.
- Если в отчетном периоде не состоялась поставка запасов, то на конец месяца для корректировки ожидаемого налогового кредита по всем незакрытым авансам, необходимо оформить документ «Регистрация авансов в налоговом учете» (Рис. 9).
Обратить внимание! Для подстановки по умолчанию, реквизиты «Ставка НДС» и «Налоговое назначение НДС» можно прописать для каждого договора контрагента отдельно в регистре сведений «Счета учета расчетов с контрагентами » (в конфигурации «Управление производственным предприятием для Украины» регистр называется «Контрагенты организаций»). Если поступления и оплаты по одному договору отражаются по разным ставкам или по разному налоговому назначению НДС, в документе «Регистрация авансов в налоговом учете» данные реквизиты необходимо корректировать вручную. |
Дальнейший порядок оформления сводной налоговой накладной и документа поступления аналогичен описанному выше.
Обратить внимание! В случае возврата товаров, приобретенных для использования в необлагаемой хозяйственной деятельности или не в хозяйственной деятельности, помимо оформления документа «Регистрация входящего налогового документа» на основании документа «Возврат товаров поставщику», также должно быть выписано «Приложение 2 к налоговой накладной» на основании сводной налоговой накладной на условную продажу. |
Курс "Бухгалтерский учет + 1С:Бухгалтерия 8.2 для начинающих"
Курс "Ведение бухгалтерского учета и подготовка налоговой отчетности в программе 1С:Предприятие"
Курс «Все об НДС в программе 1С»
Другие материалы по теме:
сумма ндс, приобретение, регистрация авансов в налоговом учете, регистрация входящего налогового документа, результат проведения документа, приобретения, налоговое назначение, регистрация, назначение, редакция, кредит, поступление товаров, поступление товаров и услуг, стоимость, управление торговым предприятием, управление производственным предприятием, поступление, услуг, управление, начисления, сумма, регистр, документа, документ
Материалы из раздела: 1С:Предприятие 8.2 / Управление производственным предприятием для Украины / Налоговый учет
Другие материалы по теме:
Методика отражения операций приобретения запасов от поставщиков-неплательщиков НДС
Отражение хозяйственных операций с точки зрения учета НДС
Если были транспортные и прочие расходы
Нас находят: https://stimul kiev ua/materialy htm?a=priobretenie-tovarov-uslug-dlya-ispolzovaniya-v-neoblagaemykh-operatsiyakh, возвратные отходы в отчёте производства за смену 1с утп, налоговачя накладная нехоз деятельность, приход товаров в 1с НДС включено
Мы на Facebook