Бухгалтеру /
Регламентированные отчеты
Декларация по сбору за специальное использование воды
Сроки и порядок предоставления отчетности
Состав отчетности и порядок ее составления
Общие положения
Плательщики сбора
Плательщики сбора – водопользователи, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства:
- юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений);
- постоянные представительства нерезидентов;
- физические лица – предприниматели.
Плательщиками спецводосбора также являются и водопользователи, полностью содержащиеся за счет государственного и местного бюджетов, но лишь те из них, которые используют воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в любой форме (п.326.13 ст.326 НКУ).
Неплательщики сбора:
- водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд1 населения (совокупность людей, которые находятся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и плательщиков единого налога;
- плательщики фиксированного сельхозналога (п.«в» п.307.1 ст.307 НКУ);
- водопользователи, полностью содержащиеся за счет государственного и местного бюджетов при условии, что они не используют воду для хозяйственной деятельности , направленной на получение дохода (п.326.13 ст.326 НКУ).
Объект налогообложения
Объектом обложения сбором является фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.
Объектом обложения сбором за специальное использование воды без ее извлечения из водных объектов являются:
- для нужд гидроэнергетики - фактический объем воды, пропускаемой через турбины гидроэлектростанций для выработки электроэнергии;
- для нужд водного транспорта - время использования поверхностных вод эксплуатируемым грузовым самоходным и несамоходным флотом (в зависимости от тоннажности), и эксплуатируемым пассажирским флотом (в зависимости от количества мест).
Объектом обложения сбором за специальное использование воды для нужд рыбоводства является фактический объем воды, необходимой для пополнения водных объектов при разведении рыбы и других водных живых ресурсов (в том числе для пополнения, связанного с потерями воды на фильтрацию и испарение).
Согласно ст.324 НКУ сбор не взимается за воду:
- используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и плательщиков единого налога;
- используемую для противопожарных нужд;
- используемую для нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов;
- используемую для пылеглушения в шахтах и карьерах;
- которая забирается научно-исследовательскими учреждениями, перечень которых утверждается КМУ, для проведения научных исследований в отрасли рисосеяния и для производства элитных семян риса;
- потерянную в магистральных и межхозяйственных каналах оросительных систем и магистральных водоводах;
- подземную, извлекаемую из недр для устранения вредного действия вод (подтопления, засоления, заболачивания, оползня, загрязнения и т. п.), кроме карьерной, шахтной и дренажной воды, используемой в хозяйственной деятельности после извлечения и/или получаемой для использования другими пользователями;
- которая забирается для обеспечения выпуска молодняка ценных промысловых видов рыбы и других водных живых ресурсов в водные объекты;
- морскую, кроме воды из лиманов;
- используемую садоводческими и огородническими товариществами (кооперативами);
- которая забирается для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, учрежденными всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом.
С гидроаккумулирующих электростанций, функционирующих в комплексе с гидроэлектростанциями сбор за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики не взимается.
Сбор за специальное использование воды для нужд водного транспорта не взимается:
- с морского водного транспорта, использующего речной водный путь исключительно для захода с моря в морской порт, расположенный в низовье реки, без использования специальных мер обеспечения судоходства (попуски воды из водохранилищ и шлюзование);
- при эксплуатации водных путей стояночными (нефтеперекачивающие станции, плавнефтебазы, дебаркадеры, доки плавучие, суда с механическим оборудованием и другие стояночные суда) и служебно-вспомогательными судами и эксплуатации водных путей реки Дунай.
Ставка сбора
Ставки сбора за специальное использование воды установлены ст.325 НКУ. Ниже в таблице 1 приведены ставки данного сбора в зависимости от вида использования воды.
Таблица 1. Размеры ставок сбора за специальное использование воды
Вид использования воды | Ставка сбора | |
Специальное использование поверхностных вод | Бассейны рек, включая притоки всех порядков | Ставки сбора, грн./100 куб. метров |
Днепра на север от г. Киева (Припяти и Десны), включая г. Киев | 35,66 | |
Днепра на юг от г. Киева (без Ингульца) | 33,92 | |
Ингульца | 51,73 | |
Сиверского Донца | 69,55 | |
Южного Буга (без Ингула) | 39,22 | |
Ингула | 48,12 | |
Днестра | 21,37 | |
Вислы и Западного Буга | 21,37 | |
Прута и Сирета | 16,05 | |
Тисы | 16,05 | |
Дуная | 14,30 | |
Рек Крыма | 71,31 | |
Рек Приазовья | 85,62 | |
Других водных объектов | 39,22 | |
Специальное использование подземных вод | Наименование региона | Ставки сбора, грн./100 куб. метров |
Автономная Республика Крым (кроме г. Севастополя) | 65,95 | |
г. Севастополь | 65,95 | |
Области: | ||
Винницкая | 57,00 | |
Волынская | 58,88 | |
Днепропетровская | 49,95 | |
Донецкая | 67,78 | |
Житомирская | 57,00 | |
Закарпатская | 37,45 | |
Запорожская: | ||
Веселовский, Мелитопольский, Приазовский, Якимовский районы | 57,00 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 51,73 | |
Ивано-Франковская: | ||
Богородчанский, Верховинский, Долинский, Косивский, Надвирнянский, Рожнятовский районы | 89,15 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 49,95 | |
Киевская: | ||
Белоцерковский, Бородянский, Броварской, Васильковский, Иванковский, Кагарлыкский, Киево-Святошинский, Макаровский, Мироновский, Обуховский, Полесский районы | 41,44 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 48,89 | |
Кировоградская | 65,95 | |
Львовская | 51,73 | |
Луганская | 74,87 | |
Николаевская | 74,87 | |
Одесская | 62,41 | |
Полтавская: | ||
Великобагачанский, Гадячский, Зиньковский, Лохвицкий, Лубенский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Хорольский, Шишацкий районы | 38,56 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 42,98 | |
Ровенская: | ||
Володимирецкий, Здолбуновский, Костопольский, Ривненский, Сарненский, Острожский районы | 46,00 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 53,43 | |
Сумская: | ||
Глуховский, Сумской, Роменский, Шосткинский районы | 42,98 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 48,94 | |
Тернопольская | 69,55 | |
Харьковская | 53,47 | |
Херсонская | 53,47 | |
Хмельницкая: | ||
Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетовский районы | 44,59 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 67,78 | |
Черкасская | 38,56 | |
Черновицкая | 62,41 | |
Черниговская: | ||
Городнянский, Корюковский, Ичнянский, Сосницкий, Щорский, Талалаевский районы | 53,47 | |
прочие административно-территориальные единицы области | 41,8 | |
г. Киев | 53,27 | |
Специальное использование воды для нужд гидроэнергетики | 6,93 грн. за 10000 куб. метров воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций | |
Специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта | Из всех рек (кроме Дуная): | |
Для эксплуатируемого грузового самоходного и несамоходного флота | 0,1188 грн. за 1 тоннажесутки эксплуатации | |
Для эксплуатируемого пассажирского флота | 0,0132 грн. за 1 место-сутки эксплуатации | |
Специальное использование воды для нужд рыбоводства | Использование поверхностной воды | 36,39 грн. за 10000 куб. метров |
Использование подземной воды | 43,75 грн. за 10000 куб. метров | |
Специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков | Использование поверхностной воды | 33,85 грн. за 1 куб. метр |
Использование подземной воды | 39,48 грн. за 1 куб. метр | |
Специальное использование шахтной, карьерной и дренажной воды | 7,84 грн. за 100 куб. метров | |
Для теплоэлектростанций с прямоточной системой водоснабжения | Сбор за фактический объем воды, пропускаемой через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата, исчисляется с применением коэффициента 0,005 | |
Жилищно-коммунальные предприятия | Применяют коэффициент 0,3 | |
Использование воды из лиманов | 39,22 грн. за 100 куб. метров согласно п.325.10 ст.325 НКУ | |
Использование воды из каналов | Ставки сбора, установленные за специальное использование воды водного объекта, из которого забирается вода в канал (п.325.11 ст.325 НКУ) | |
Использование воды из смешанных источников водоснабжения | Ставки сбора, установленные для источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники (п.325.12 ст.325 НКУ) |
Уплата сбора
Уплата сбора осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации. Срок уплаты не переносится в том случае, если он приходится на выходной или праздничный день.
Сбор за специальное использование воды для нужд водного транспорта за І квартал не уплачивается.
В случае неуплаты сбора или уплаты его в неполном объеме плательщиками сбора в течение шести месяцев контролирующие органы представляют информацию о таких плательщиках сбора в органы, выдающие разрешения на специальное водопользование, для принятия к ним мер согласно закону, а именно, отмены разрешения.
Сроки и порядок предоставления отчетности
Для сбора за специальное использование воды базовым налоговым (отчетным) периодом является календарный квартал. Расчет сбора проводится ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Исключением является спецводосбор за специальное использование воды для нужд водного транспорта, рассчитываемый с I полугодия текущего года, в котором было осуществлено такое использование (п.326.1 ст.326 НКУ).
Налоговые декларации по спецводосбору, утвержденные Приказом № 1403, представляются органам ГНС по месту налоговой регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. Налоговая декларация за специальное использование воды для нужд водного транспорта за первый квартал не представляется.
Филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователя, имеющие банковские счета , ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс, представляют налоговые декларации и уплачивают сбор по своему месту налоговой регистрации. Если в состав водопользователя входят структурные подразделения , не имеющие банковских счетов, не ведущие отдельного бухгалтерского учета своей деятельности, не составляющие отдельного баланса, то декларации сбора представляются и сбор вносится водопользователем, в состав которого входят такие структурные подразделения , по месту нахождения водных объектов и по ставкам сбора, установленным для данных водных объектов.
Одновременно с декларацией плательщиками сбора подаются копии:
- разрешения на спецводопользование (для первичных водопользователей, когда в получении разрешения есть необходимость в соответствии со ст.49 ВКУ);
- договоров на поставку воды (для вторичных водопользователей);
- статистической отчетности об использовании воды (отчет по форме № 2-ТП (водогосп) утвержден приказом Госкомстата Украины от 30.09.97 г. № 230). Статистическую отчетность должны подавать лишь водопользователи, приведенные в п.1.2 Инструкции по заполнению формы № 2-ТП (водогосп), утвержденной приказом Госкомстата от 30.09.97 г. № 230, в частности, у которых среднесуточное потребление воды составляет 50 м3 и больше.
Кроме того, водопользователи, которые получили разрешения на спецводопользование и поставляют воду другим водопользователям (не касается первичных водопользователей, добывающих воду из скважин и поставляющих ее в цистернах) подают ежегодно до 20 января контролирующим органам и органам водного хозяйства (п.326.12 ст.326 НКУ) перечень водопользователей-абонентов.
При поставке воды вторичным водопользователям декларацию подают:
- без заключения договора на поставку воды – водопользователи, поставляющие воду;
- если заключен договор на поставку воды – вторичные водопользователи, то есть получающие воду от первичных водопользователей или других водопользователей.
За неподачу или несвоевременную подачу налоговых деклараций (расчетов) предусмотрен штраф в размере 170 грн. за каждый такой случай неподачи или несвоевременной подачи. За те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года уже применялся штраф за такое нарушение, – в размере 1020 грн. (п.120.1 ст.120 НКУ).
Состав отчетности и порядок ее составления
Приказ № 1403 содержит лишь утвержденные им формы налоговых деклараций по спецводосбору. Порядка заполнения данных форм в нем нет. Поэтому, при заполнении деклараций следует руководствоваться как содержанием самой формы отчетности , так и нормами НКУ.
При заполнении декларации, прежде всего, необходимо внимательно внести все обязательные реквизиты, указанные в п.48.3 и п.48.4 ст.48 НКУ. Затем уже перейти к заполнению ее основной части, не забывая, что суммы сбора вносятся с округлением до двух десятичных знаков.
В Разделе I табличной части декларации исчисляется сумма сбора, начисленная с начала года.
Спецводосбор исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) водных объектов с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок сбора и коэффициентов (по всем видам используемой воды для своих нужд).
Для каждого вида использования воды определяется, какую воду использует водопользователь - поверхностную (в этом случае также следует знать, из какой реки забирается вода), подземную или из смешанного источника. При использовании воды из смешанного источника исчислять сбор необходимо учитывая объемы воды в том соотношении, в котором формируется такой смешанный источник (п.326.3 ст.326 НКУ). Такое соотношение указывается в разрешениях и договорах на поставку воды (исходя из него определяется конкретная ставка спецводосбора). Если оно не указано ни в договоре, ни в разрешении, то следует ориентироваться на усредненное соотношение, о котором ежегодно информируются местные ГНИ.
В графе 2 в соответствующей строке указывается наименование водного объекта. Строка выбирается в зависимости от:
- вида использования воды;
- значения водного объекта (общегосударственное или местное);
- какая именно вода используется (поверхностная, подземная или смешанная).
Далее заполнение граф строки с указанным водным объектом представим в виде таблицы.
Таблица 2. Заполнение отдельных граф строки с указанным водным объектом
№ графы | Заполнение | |
Расчет показателей отчетности | Примечание | |
Графа 3 | Определяется объем использованной водына основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов (п.326.10 ст.326 НКУ). Если измерительные приборы отсутствуют, то объем использованной воды следует определять на основании технологических данных (продолжительности работы агрегатов, объема произведенной продукции или предоставленных услуг, расхода электроэнергии и т. д.) | При этом если измерительные приборы отсутствуют, но их установка была возможна, сбор уплачивается в двойном размере |
Графа 4 | Определяется ставка сбора (см. Таблица 1) | |
Графа 5 | Указываются коэффициенты, применяемые к ставкам сбора, если такие предусмотрены (см. Таблица 1) | |
Графа 6 | Отражаются годовые лимиты использования воды, которые устанавливаются при выдаче разрешения и указываются в нем (пп.4 п.5 Порядка № 321). Разрешения первичным водопользователям выдаются Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями (при использовании водных объектов общегосударственного значения) или органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями (при использовании водных объектов местного значения). При этом п.326.12 ст.326 НКУ предусмотрено, что водопользователи, получившие переоформленные разрешения, договоры на поставку воды, обязаны в течение 10 дней уведомить об этом контролирующие органы и органы водного хозяйства | При отсутствии разрешения с установленными в нем лимитами, весь объем использованной воды будет признаваться сверхлимитным — с соответствующим пятикратным обложением сбором. При поставке воды первичным водопользователем вторичному заключается договор, в котором должны указываться лимиты. Пятикратное налогообложение действует и в том случае, если лимиты не указаны в договоре на поставку воды между первичным и вторичным водопользователями. В таком случае вторичный водопользователь должен облагать весь объем использованной воды как сверхлимитный |
Графа 7 | Указывается сумма сбора, исчисленная в пределах лимита:
| |
Графа 8 | Указывается сумма сбора за сверхлимитный объем использованной воды (заполняется только при превышении лимитов). Если фактический объем, указанный в графе 3, больше годового лимита, указанного в графе 6, то за весь сверхлимитный объем использованной воды сбор уплачивается в пятикратном размере: (Сумма сбора сверх лимита, гр.8) = ((Фактический объем, гр.3) - (Лимит, гр.6)) х (Ставка, гр.4) х (Коэффициент, гр.5) х 5 | |
Графа 9 | Указывается общее значение начисленного сбора, которое равно:
| |
Графа 10 | Указывается значение начисленного сбора за фактический объем использованной воды из водных объектов общегосударственного значения, которое исчисляется следующим образом:
| |
Графа 11 | Указывается значение начисленного сбора за фактический объем использованной воды из водных объектов местного значения, которое исчисляется следующим образом:
|
В Разделе I в графах 9-11 суммируются значения из соответствующих граф заполненных строк.
В Разделе II приводятся начисленные суммы сбора за предыдущий налоговый период (отдельно по видам используемой воды).
В Разделе III сумма, начисленная за отчетный квартал, рассчитывается как разность соответствующих показателей Раздела I и Раздела II
Кроме того, в декларации предусмотрены отдельные строки для отражения недоплаты и переплаты сбора, штрафов и пени. При этом, одновременно с декларацией представляется Перерасчет налогового обязательства сбора ( Приложение к налоговой декларации).
Если ошибки в предыдущих отчетных периодах выявлены самостоятельно, то налогоплательщик в случае выявления занижения налогового обязательства (согласно п.50.1 ст.50 НКУ):
- а) может исправить их в декларации за новый отчетный период. Тогда спецводосбор уплачивается вместе с налоговым обязательством текущего периода, сумма штрафа равна 5% от суммы занижения налогового обязательства;
- б) подать уточняющие декларации за каждый период, в котором допущены ошибки. В этом случае налогоплательщик уплачивает заниженное в прошлых налоговых периодах налоговое обязательство и штраф за такое занижение до подачи такой формы. Уплачиваемый размер штрафа равен 3 % от суммы заниженного налогового обязательства.
Документы
- Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (ВКУ);
- Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
- Приказ Миндоходов Украины от 21.12.2012 г. № 1403 «Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за специальное использование воды» (Приказ № 1403);
- Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321 (Порядок № 321).
Курс "Восстановление знаний бухгалтерского учета в программе 1С:Предприятие"
Курс "Бухгалтерский учет + 1С:Бухгалтерия 8.2 для начинающих"
Курс "Ведение бухгалтерского учета и подготовка налоговой отчетности в программе 1С:Предприятие"
Другие материалы по теме:
лимит, начислено, транспорт, фактический, 39, предел, штраф, 95, сбор, таблица, прочие, обязательства, ставка, коэффициент, подразделения, сальдо, состав, использование, ставки, значения, объект, сумма, порядок, период, вид, счет
Материалы из раздела: Бухгалтеру / Регламентированные отчеты
Другие материалы по теме:
Налоговая декларация по плате за землю
Расчет суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства
Нас находят: применяеться ли коэффициент к ставкам сбора в декларировании спецводопользование ЛНР
Мы на Facebook