Меню


Курсы СтимулСправочникПолезные материалыБухгалтеруРегламентированные отчеты

Бухгалтеру /
Регламентированные отчеты

Оглавление

Приложение 4: Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения и/или суммы денежных средств на счете в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость плательщика налога, которая превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет (Д4)

Общие положения

Порядок заполнения приложения Д4

Критерии для автоматического бюджетного возмещения НДС

Банковская финансовая гарантия

Возврат излишка (переплаты) на электронном НДС-счете

Оформление и представление приложения Д4 в органы ГФС

Документы

 

Общие положения

Ситуации, когда необходимо представлять приложение Д4 в органы ГФС в составе налоговой отчетности по НДС определены его названием. Таким образом, рассматриваемое приложение подается вместе с декларацией по НДС в случае, если:

Порядок заполнения приложения Д4

Кроме полей (строк), предназначенных для отражения сумм, подлежащих возмещению из бюджета или перечислению с электронного НДС-счета на текущий счет налогоплательщика, в приложении Д4 есть три табличные формы . В первой из них отражаются сведения о критериях, при соответствии которым налогоплательщик имеет право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС. Во второй указывается наименование банковского учреждения, выдавшего финансовую гарантию, а также сумма и период действия такой финансовой гарантии. В третьей рассчитывается сумма превышения денежных средств на электронном НДС-счете над суммой налога, подлежащей перечислению (уплате) в бюджет.

Критерии для автоматического бюджетного возмещения НДС

Согласно п.200.18 ст.200 НКУ налогоплательщики, имеющие право на бюджетное возмещение НДС1 и соответствующие критериям, позволяющим получить возмещение налога в автоматическом режиме, имеют право заявить возмещение НДС именно в таком автоматическом режиме. Автоматическое возмещение НДС, в отличие от обычного, осуществляется по результатам камеральной проверки, проводимой работниками органов ГФС в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации по НДС. В то время как подтверждение бюджетного возмещения, заявленного налогоплательщиком в обычном режиме, может растянуться на 60 календарных дней (пункты 200.10 и 200.11 ст.200 НКУ).

Критерии для автоматического бюджетного возмещения НДС определены п.200.19 ст.200 НКУ. Согласно этому пункту право на получение автоматического возмещения налога имеют налогоплательщики, соответствующие одновременно всем критериям, перечисленным в пп.200.19.1 – 200.19.4 ст.200 НКУ. Но в приложении Д4 налогоплательщик указывает в специальной предназначенной таблице лишь те из критериев, которые установлены пп.200.19.3 ст.200 НКУ, что следует из названия самой таблицы – «Відомості, необхідні для формування показників критеріїв, відповідність яким дає право на отримання автоматичного бюджетного відшкодування, встановлених підпунктом 200.19.3 пункту 200.19 статті 200 розділу V Кодексу».

Таким образом, в таблице указываются сведения:

Порядок определения соответствия налогоплательщика критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, установлен приказом Минфина Украины от 14.11.2014 г. № 1128. Приказом oт 23.01.2015 г. № 13 в этот Порядок были внесены изменения, связанные с вступлением в силу с 01.01.2015 г. Закона № 71, которым внесены изменения в ст.200 НКУ. Следует обратить внимание на то, что после внесения изменений в указанную статью Кодекса для получения автоматического бюджетного возмещения НДС налогоплательщику уже нe нужно соблюдать следующие условия: отсутствие убытков в декларации по налогу на прибыль за последний отчетный год, количество работающих не менее 20 человек, размер средней заработной платы не менее чем в два с половиной раза выше минимально установленного законодательством уровня и т.д. Согласно действующей с 01.01.2015 г. редакции пп.200.19.3 ст.200 НКУ право на автоматическое возмещение НДС, в частности, имеют налогоплательщики, у которых остаточная балансовая стоимость необоротных активов2 на отчетную дату в три раза превышает сумму налога, заявленную к возмещению, и такие налогоплательщики:

Сведения, приведенные налогоплательщиком в приложении Д4, позволяют работникам ГФС подтвердить (или не подтвердить) законность его требований получить бюджетное возмещение НДС в автоматическом режиме. В приложении к Порядку № 1128 приведeнa форма уведомления o несоответствии плательщика НДС критериям для получения автоматического бюджетного возмещения с расшифровкой причин такогo несоответствия. Уведомление контролирующий оргaн обязан направить в течениe 17 календарных дней послe предельного срока представления отчетности (п.200.21 ст.200 НKУ). Еcли такое уведомление не направлено, считается, что право налогоплательщика на автоматическое возмещение НДС подтверждено.

Банковская финансовая гарантия

Если налогоплательщик желает получить автоматическое бюджетное возмещение НДС и соответствует всем необходимым критериям, за исключением размера остаточной балансовой стоимости необоротных активов на отчетную дату, он может обратиться в банк и получить сроком на один год финансовую гарантию. Срок действия такой гарантии начинается со дня подачи соответствующей заявки о возмещении НДС. В случае если по результатам проверки будет установлено нарушение норм налогового законодательства в части излишне заявленных сумм налога к бюджетному возмещению, такая финансовая гарантия должна быть продлена дополнительно на срок до двух лет. Постановлением КМУ от 29.07.2015 г. № 538 утвержден перечень банков, получение финансовой гарантии которых дает право налогоплательщикам на автоматическое бюджетное возмещение НДС. Такими банками являются: Публичное акционерное общество «Государственный сберегательный банк Украины» («Ощадбанк»), Публичное акционерное общество «Государственный экспортно-импортный банк Украины» и Публичное акционерное общество акционерный банк «Укргазбанк». Налогоплательщику, получившему финансовую гарантию от одного из этих банков, в приложении Д4, в специально предназначенной для этого таблице, необходимо указать наименование банка, сумму гарантии, дату начала и окончания срока ее действия.

Возврат излишка (переплаты) на электронном НДС-счете

Возможность возврата денежных средств с электронного НДС-счета на банковский счет налогоплательщика предусмотрена нормами ст.2001 НКУ. Согласно пп.2001.6 данной статьи в случае, если на дату представления налоговой декларации сумма денежных средств на электронном счете налогоплательщика превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет, налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган в составе такой налоговой декларации заявление, на основании которого такие денежные средства подлежат перечислению:

Таким «заявлением» является приложение Д4 к декларации. И в случае излишка (переплаты) на электронном НДС-счете и принятия налогоплательщиком решения о перечислении денежных средств на банковский счет и/или в бюджет, в этом приложении следует заполнить таблицу «Відомості щодо суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету». Под таблицей необходимо указать соответствующие суммы и реквизиты банковского счета, на который казначейство осуществит перечисление.

В графе 1 таблицы указывается сумма денежных средств на электронном НДС-счете на момент подачи декларации. Эта сумма указана в Извлечении о реквизитах электронного счета и информации об остатке средств на таком счете (код формы электронного документа F/J 1402301). Поэтому перед подачей отчетности по НДС, в составе которой будет подаваться приложение Д4, бухгалтеру необходимо направить в ГФС соответствующий запрос (код формы электронного документа – F/J 1302301) и получить ответ на него в виде указанного Извлечения.

Показатель графы 2 таблицы – это значение строки 25.1 декларации по НДС за отчетный период . Эта строка заполняется только в бюджетной декларации (с отметкой «0110»). Обращаем внимание, в названии графы 2 упомянуты также «спецрежимные» декларации (с отметкам «0121» – «0123» и «0130»). Но при заполнении графы 2 значение строки 25.2 из «спецрежимной» декларации не учитывается! Это связано с тем, что форма приложения Д4 утверждена до вступления в силу изменений, внесенных в НКУ Законом № 6433. После внесения этих изменений в НКУ плательщикам НДС, применяющим спецрежим налогообложения , установленный ст.209 НКУ, были открыты дополнительные электронные НДС-счета. На этих дополнительных электронных НДС-счетах не должно быть остатков денежных средств, поскольку все денежные средства, перечисленные налогоплательщиком на такой дополнительный электронный НДС-счет, согласно п.209.2 ст.209 НКУ автоматически в тот же день перечисляются на специальный счет в банке. О том, что механизм возврата денежных средств, установленный пп.2001.6 ст.2001 НКУ, не распространяется на дополнительные электронные НДС-счета, ГФСУ указала в письме от 26.08.2015 г. № 31730/7/99-99-19-03-02-17.

Сумма налогового долга (с учетом пени) по НДС на момент подачи декларации указывается в графе 3 таблицы. Предварительно сумму долга следует сверить с данными из интегрированной карточки налогоплательщика, которая ведется в органах ГФС. При наличии налогового долга ее сумму в графе 3 следует указывать в полном объеме. Если налогового долга у налогоплательщика нет, данная графа не заполняется (нули и прочерки не ставятся).

В графе 4 таблицы указывается сумма денежных средств, которая может быть перечислена с электронного НДС-счета в бюджет. Определяется она как разница сумм, указанных в графе 1 и 2. Налогоплательщик самостоятельно (!) принимает решение, какую сумму из графы 4 перечислять в бюджет со своего электронного НДС-счета.

В текстовой части под таблицей указывается сумма, которую налогоплательщик изъявил желание перечислить в бюджет. Эта сумма не может быть больше суммы, указанной в графе 4 таблицы. Следует отметить, что за счет излишне зачисленных на электронный НДС-счет денежных средств налогоплательщик может погасить как свой налоговый долг, сумма которого учитывается в интегрированной карточке, так и рассроченные или отсроченные денежные обязательства по НДС (см. письмо ГФСУ от 26.08.2015 г. № 31730/7/99-99-19-03-02-17). Заплатить НДС наперед, то есть в счет обязательств будущих отчетных периодов, или перечислить денежные средства с электронного НДС-счета в счет уплаты (погашения недоимки) других налогов и сборов нельзя.

В графе 5 таблицы указывается сумма денежных средств, которая может быть перечислена (возвращена) с электронного НДС-счета налогоплательщика на его текущий банковский счет. Определяется эта сумма как разница показателей граф 1, 2 и 3: графа 1 - графа 2 - графа 3.

В текстовой части под таблицей налогоплательщик указывает сумму, которую он принял решение вернуть на свой банковский счет, и реквизиты этого счета. Сумма возврата может быть меньше или равна сумме, указанной в графе 5. Если в графе 5 отражена отрицательная сумма (поскольку сумма долга выше суммы излишка на электронном НДС-счете), то никакого перечисления денежных средств с электронного НДС-счета не будет. Сумма излишка на электронном НДС-счете позволяет налогоплательщику лишь погасить свой налоговый долг, и то частично.

Но даже положительное значение графы 5 и указание под таблицей суммы возврата, еще не означает, что эта сумма будет перечислена казначейством на текущий счет налогоплательщика4. Дело в том, что возврат денежных средств на текущий счет налогоплательщика возможен лишь при условии отсутствия превышения суммы налога, указанной в налоговых накладных, составленных в отчетном периоде и зарегистрированных в ЕРНН, над суммой налоговых обязательств по операциям по поставке товаров/услуг, задекларированных в налоговой отчетности в данном отчетном периоде. Это требование первого абзаца п.2001.5 ст.2001 НКУ. И если, например, сумма НДС в налоговых накладных и расчетах корректировки, составленных в декабре и зарегистрированных в ЕРНН, окажется выше суммы налоговых обязательств, указанной в декларации по НДС за этот месяц, то налогоплательщику будет отказано в перечислении денежных средств с электронного НДС-счета на банковский счет. При чем сумма и причина расхождений данных из ЕРНН и декларации по НДС не имеют значения. Также не имеет значение вид деклараций, в которых будут отражены налоговые обязательства : в декларации с отметкой «0110» или в декларации с отметкой «0121» – «0123»/«0130». У налогоплательщика, применяющего спецрежим на основании ст.209 НКУ, при определении общей суммы налоговых обязательств во внимание принимаются обязательства, начисленные как в «бюджетной», так и в «спецрежимной» декларациях.

Обратим внимание, что графа 4 и графа 5 в таблице могут быть заполнены одновременно. То есть, налогоплательщик может принять решение о том, что часть суммы с электронного НДС-счета будет перечислена в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств, например, в счет погашения налогового долга (при его наличии), а оставшаяся после погашения долга часть – на текущий счет в банке. При этом общая сумма денежных средств, указанная под таблицей для перечисления в бюджет и для перечисления на текущий банковский счет, не должна превышать сумму излишка на электронном НДС-счете, указанную в графе 4.

Пример заполнения Приложения Д4 к декларации за декабрь 2015 года, фрагмент

Відомості щодо суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету*:

Сума коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість на момент подання деклараціїСума узгоджених податкових зобов'язань з податку поточного звітного періоду (рядок 25 декларацій 0110, 0121 - 0123, 0130)Сума податкового боргу з податку на момент подання деклараціїСума коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що може бути перерахована до бюджету (графа 1 - графа 2)Сума коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що може бути перерахована на поточний рахунок платника (графа 1 - графа 2 - графа 3)
12345
134001120060022001600

 


* Відомості зазначаються лише у разі наявності суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету, та якщо прийнято рішення щодо їх перерахування до бюджету або на поточний рахунок, яке відображено у заяві.

 

Відповідно до пункту 2001.6 статті 2001 розділу V Кодексу просимо суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість, що перевищує суму, яка підлягає перерахуванню до бюджету, у розмірі
       шістсот        гривень
(вказується словами)
перерахувати до бюджету в рахунок сплати податкових зобов'язань з податку;

у розмірі одна тисяча двісті гривень
             (вказується словами)
перерахувати на рахунок № 23467039445 МФО 300346 ПАТ «Альфа-Банк»
                                                                             (вказується словами)

Дата подання

20.01.2016

 


Таким образом, как следует из приведенного примера, после перечисления денежных средств в счет погашения налогового долга (600 грн.) и на текущий счет налогоплательщика (1200 грн.) из указанной в графе 4 таблицы суммы на электроном НДС-счете останется 400 грн. (2200 грн. – 600 грн. – 1200 грн.). Также следует знать, что на общую сумму перечисления с электронного НДС-счета (в данном случае на сумму 1800 грн. (1200 грн. + 600 грн.)) на момент представления приложения Д4 автоматически уменьшается значение суммы налога, в пределах которой налогоплательщик имеет право зарегистрироватьналоговую накладную или расчет корректировки в ЕРНН. Такое уменьшение осуществляется путем уменьшения показателя Ј ПопРах («Общая сумма пополнения электронного счета в СЭА с текущего счета плательщика») в НДС-формуле, определенной п.2001.3 ст.2001 НКУ. Если же в результате такого перерасчета итоговый показатель (Ј Накл) в НДС-формуле будет иметь отрицательное значение, налогоплательщику вообще откажут в возврате денежных средств с электронного НДС-счета.

И еще один важный момент. Ошибки, допущенные при заполнении данной таблицы в приложении Д4 или в текстовой части после нее (например, будут указаны неправильные реквизиты банковского счета), не подлежат исправлению налогоплательщиком путем подачи уточняющего расчета к декларации и вместе с ним исправленного приложения Д4. Лишь по итогам следующего отчетного периода налогоплательщик сможет в составе налоговой отчетности подать новое приложение Д4. И если в нем опять будет рассчитана сумма излишка на электронном НДС-счете (в том числе с учетом остатков, накопленных в прошлых отчетных периодах), то бухгалтер может под таблицей указать соответствующую сумму, подлежащую перечислению в бюджет в счет погашения долга или на текущий счет в банке.

Оформление и представление приложения Д4 в органы ГФС

Форма приложения Д4, также как и форма налоговой декларации, содержит заглавную часть. Ее заполнение существенно не отличается от заполнения заглавной части декларации по НДС. В ней указывается отчетный налоговый период (месяц или квартал), за который подается приложение, наименование и реквизиты налогоплательщика и т.д. В то же время в заглавной части приложения не нужно указывать налоговый адрес плательщика НДС, название ГНИ, в которую оно подается, и признак предприятия.

Приложение Д4 предоставляется только вместе с «бюджетной» декларацией (с отметкой «0110»). Поэтому в нем нет отметки о том, к какой декларации данное приложение прилагается.

Стоимостные показатели во всех таблицах приложения и в текстовой его части заполняются в гривнях без копеек с соответствующим округлением по общеустановленным правилам (п.4 раздела ІІІ Порядка № 966).

Поскольку приложение Д4 представляется в органы ГФС вместе с декларацией за соответствующий период, дата его представления, фамилии и инициалы должностных лиц, составивших/подписавших приложение, их регистрационные номера учетных карточек плательщиков налогов должны соответствовать этим данным, указанным в самой декларации.

Документы

  1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
  2. Закон Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (Закон № 71);
  3. Закон Украины от 16.07.2015 г. № 643-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налога на добавленную стоимость» (Закон № 643);
  4. Постановление КМУ от 27.12.2010 г. № 1238 «Об утверждении перечня достаточных оснований, предоставляющих право налоговым органам на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения такого налога»;
  5. Постановление КМУ от 29.07.2015 г. № 538 «Об утверждении перечня банков, получение финансовой гарантии которых предоставляет право на автоматическое бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость плательщикам такого налога»;
  6. Порядок определения соответствия плательщика налога на добавленную стоимость критериям, которые дают право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина Украины от 14.11.2014 г. № 1128, с учетом изменений, внесенных приказом Минфина Украины oт 23.01.2015 г. № 13;
  7. Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина Украины от 23.09.2014 г. № 966, в редакции приказа Минфина Украины от 23.01.2015 г. № 13 (Порядок № 966);
  8. Письмо ГФСУ от 26.08.2015 г. № 31730/7/99-99-19-03-02-17;
  9. Письмо ГФСУ от 06.03.2015 г. № 4684/6/99-99-19-03-02-15.

Подписка на новости RSS

Мы на Facebook