1С:Предприятие 8.2 /
Бухгалтерия для Украины /
Расчеты с контрагентами
Учет взаиморасчетов с контрагентами
Влияние даты актуальности учета на формирование проводок по расчетам
Аналитический учет на расчетных счетах в бухгалтерском учете
Независимость бухгалтерского и налогового учета
Связь детализации взаиморасчетов и аналитического учета расчетов
Взаиморасчеты с контрагентами , в большинстве случаев возникают в связи с иными хозяйственными операциями —" покупка/продажа товаров, услуг, денежные платежи по операциям покупки и продажи, оформление кредитов и ссуд и т. д. Задача подсистемы взаиморасчетов - учет взаимной задолженности с контрагентами по итогам товарно-денежных отношений.
Подсистема учета расчетов с контрагентами не обособленная подсистема, способна работать самостоятельно. В основном, изменение сумм задолженностей совершается при проведении документов из подсистем учета денежных средств и учета ТМЦ.
Подсистема предоставляет следующие возможности:
Учет расчетов с поставщиками и покупателями товаров и услуг,
Учет расчетов по возвратной таре,
Учет расчетов в иностранной валюте и отображение курсовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете,
Учет расчетов по договорам комиссии - с комитентами и комиссионерами,
Отражение бартерных операций,
Отражение других расчетов с контрагентами по финансовым операциям - кредиты, ссуды, депозиты и т. д.
В конфигурации учет расчетов с контрагентами необходим для бухгалтерского и налогового учета:
Бухгалтерский учет осуществляется для отслеживания изменений и анализа сумм задолженности и авансовых платежей, для формирования зачета между указанными суммами,
Налоговый учет осуществляется для налогообложения операций налогом на прибыль, НДС или для расчета единого налога.
Кроме обыкновенных хозяйственных операций конфигурация дает возможность отражать такие расчетные операции, как взаимозачет, перерегистрация задолженности на иного контрагента, списание безнадежной задолженности. В типовом решении формируется акт сверки расчетов с контрагентами, и регистрируются различные операции с контрагентами для отражения в 1-ДФ.
В примере решения предусмотрено хранение не только учетной, но и разной контактной информации о контрагентах и их контактных лицах
Влияние даты актуальности учета на формирование проводок по расчетам
Используя этот механизм проведения документов можно выполнять обработку документов с более поздней датой, чем дата актуальности учета - по упрощенной схеме. Это сокращает время обработки документов в текущем режиме.
В части учета расчетов упрощенная схема проведения заключается в том, что не производится расчет сальдо на момент проведения документа. То есть, оплата относится вся на аванс, а отгрузка выполняется без зачета аванса. Изменяя дату актуальности учета, и перепроведении документов осуществляется полное отражение операции.
Учет авансовых платежей
Применение отдельных счетов для учета авансовых платежей задается пользователем на уровне разных хозяйственных операций, а не настроек всего прикладного решения или подсистемы.
В каждом документе, который влияет на изменение расчетов с контрагентами, для формирования проводок пользователем задаются "Счет расчетов" и "Счет авансов". Если реквизит "Счет авансов" заполнен таким же значением, как основной счет расчетов, то независимо от даты актуальности не будет формироваться отдельных проводок по формированию и зачету авансовых платежей.
При этом в документах разного вида, но формируемых в рамках одной хозяйственной операции нужно указывать одинаковые значения счетов - если в документе оплаты указаны счета - 631 и 3711, то в следующих товарных документах надо указать эти же счета. Только соблюдая это условие будет выполнен зачет аванса.
Расчеты с контрагентом могут вестись с разной детализацией: в целом по договору или по расчетным документам. Формируя проводоки по документу, наличие аванса будет определяться с учетом заданной степени детализации.
Единственный случай обязательного использования авансов - отражение бартерных операций. Для документов покупки счетом аванса будет счет покупателя, а для документов реализации - счет поставщика.
Аналитический учет на расчетных счетах в бухгалтерском учете
Настройка глубины аналитического учета расчетов с контрагентами осуществляется в " Настройке параметров учета ". Если флаг выключен, то на счетах учета расчетов с контрагентами (36, 371, 377, 63, 681, 685) аналитический учет ведется только по двум видам субконто - "Контрагент" и "Договор".
Рис.1. Настройка параметров учета
Включение флага приводит к автоматическому добавлению на эти счета третьего вида субконто - "Документы расчетов с контрагентами". Таким образом, потом при формировании проводок по авансам или зачету авансов установление расчетного сальдо будет производиться с учетом состояния всех трех видов субконто.
В случае если используются 3 субконто, даже если авансы не относятся на отдельный счет, поле счет авансов все равно нужно заполнить в документах —" основным счетом задолженности. В другом случае документ второго шага сделки (накладная) не обнаружит предоплату, которая числится по другому расчетному документу (платежке) и сформирует новую запись задолженности.
Рис.2. Заполнение реквизита "Счет авансов".
В качестве документа расчетов могут быть представлены накладные и акты услуг, платежные документы, счета на оплату. Зависимо от параметров договора, значения 3 вида субконто формируются и закрываются автоматически, либо вручную задаются пользователем.
Независимость бухгалтерского и налогового учета
В бухгалтерском учете расчеты с контрагентами отображаются проводками по специальным счетам хозрасчетного плана счетов и при отражении хозяйственных операций, расчетное сальдо с контрагентом на момент проведения документов используется для целей:
по денежным документам – распределение сумм оплаты на авансы и закрытие задолженностей;
по товарным документам поступления или отгрузки —" формирования проводки зачета авансовых платежей.
Налоговый учет расчетов происходит с помощью налоговых регистров накопления в целях учета операций, которые облагаются НДС. Момент определения базы налогообложения не зависит счетов расчетов в бухгалтерском учете, которые были использованы, вообще. Также он не зависит от того насколько корректно отражено расчетное сальдо по счетам авансов и задолженности - в частности. То есть, даже если в рамках договора счета авансов в бухгалтерском учете не закрылись - это не сможет негативно влиять на корректность расчетов в налоговом учете.
Хронологическая последовательность ввода документов сказывается лишь на договорах с упрощенным налоговым учетом. Установление события НДС "на лету" для текущего документа совершается, исходя из введенных в ИБ документов и находящихся на временной оси ранее вводимого текущего документа. При вводе "задним числом" необходимо перепровести документ.
Обязательность договоров
Учет расчетов с контрагентами осуществляется не только отдельно по каждому контрагенту, но и обязательно в разрезе договоров. Причем количество договоров с одним контрагентом не ограничивается.
Параметры договора имеют существенное влияние на поведение системы. Например, вид договора (с поставщиком, покупателем, комитентом и т. д.) определяет список хозяйственных операций и документооборот , которые дозволено отражать в рамках данного договора. Например, договор вида "с поставщиком" нельзя выбирать в документах продажи, бартерный договор не может быть использован в платежных документах, а операции получения и передачи на комиссию могут отражаться лишь в рамках договоров вида "С комитентом" или "С комиссионером".
Важнейшая часть параметров договора не может быть изменена, если в системе есть проведенные документы со ссылкой на этот договор.
Валюта учета
Отражение расчетов с контрагентами также зависит от того, какая валюта взаиморасчетов задана в договоре с контрагентом. Валюта договора всегда определяет валюту операции.
При проведении документов по договорам с расчетами в иностранной валюте формируются проводки с гривневой и валютной суммой, и делается переоценка валютных остатков на счетах, использующихся в проводках.
Детализация расчетов
В типовом решении предусмотрена разная детализация учета расчетов - как в целом по договору, так и в разрезе расчетных документов. При этом пользователь имеет возможность самостоятельно устанавливать необходимость использования подобной дополнительной аналитики. Формируя договор можно указать необходимый вариант детализации расчетов в рамках договора:
По договору в целом – в целях формирования проводок по авансу или зачету аванса сальдо в момент проведения документа будет рассчитываться в целом по договору. То есть, исходя из сумм всех операций, которые выполняются в рамках конкретного договора, на момент проведения документа. Реквизит "Расчетный документ" за таких обстоятельств в документах неактивен и не используется;
По расчетным документам – в целях корректного формирования проводок по авансам зачету авансов пользователю необходимо вручную в документах указать не только договор, но и документ расчетов. Для "денежных документов" в качестве расчетного документа возможен "товарный" документ и наоборот. Так же для товарных, и для денежных документов документом расчетов возможно использовать счет на оплату. Если же в документе нет ссылки на документ расчетов, то этот документ принято считать первым документом сделки и он становится "документом расчетов" для следующих документов в рамках конкретной хозяйственной операции.
Связь детализации взаиморасчетов и аналитического учета расчетов
Когда аналитический учет расчетов в "Настройке параметров учета" настроен лишь в разрезе двух видов субконто, то с точки зрения формирования проводок то не имеет значения, какая детализация ведения взаиморасчетов была выбрана в договоре. Фактически, разница будет состоять только в доступности реквизита "Документ расчетов" в документах. А определение взаиморасчетного сальдо всегда производиться лишь в целом по всем операциям в рамках договора.
Если аналитический учет расчетов включен в разрезе трех видов субконто, то:
для расчетов "по договору в целом" расчет сальдо происходит по тем же принципам —" по договору в целом, и в любом случае. Третья аналитика в проводках выбирается автоматически, зависимо от формирования или от зачета аванса. Если аванс был создан несколькими документами, то при осуществлении отгрузки авансы будут списаны по методу ФИФО автоматически. Если отгрузка превышает авансы, то на разницу автоматически сформируется проводка задолженности, документ расчета - документ отгрузки. Аналогичным образом распределяться оплата, полученная по нескольким документам отгрузки,
для расчетов "по расчетным документам" сальдо рассчитывается лишь в рамках договора и выбранного расчетного документа. При этом формируются два типа проводок —" зачет задолженности или зачет аванса по необходимому расчетному документу, а на сумму превышения - проводка с этим документом в качестве нового документа. Если документ расчета не был указан, тогда формируется только проводка второго типа. Соответственно, для того чтобы оплатой закрыть несколько документов отгрузки надо создать платежный документ со ссылкой на несколько расходных накладных. А чтоб закрыть несколько оплат - надо создавать несколько документов отгрузки на суммы, которые соответствуют размерам каждой предоплаты.
Налоговый учет взаиморасчетов
Налоговый учет расчетов с контрагентами осуществляется для начисления НДС при отражении хозяйственных операций. В соответствие с законодательством Украины главным моментом определения базы налогообложения для НДС являет "первое из событий" - оплата или отгрузка. Но в отдельных случаях используются и другие правила —" например, по деньгам ("по оплате"). В типовом решении есть все необходимые варианты. В договоре с контрагентом выбирается налоговая схема установления момента возникновения базы налогообложения НДС.
Кроме этого, в типовом решении предусмотрено два варианта установления момента налогообложения по заданной схеме налогового учета - немедленно при проведении документов, т. е. "на лету" или "регламентный" (сложный налоговый учет). Суть второго варианта состоит в том, что в течение периода НДС обчисливается только при проведении "товарных" документов. А с другими "незакрытыми" на конец периода авансами "разбирается" регламентный документ. Вариант определения базы налогообложения указывается в договоре с помощью флага "Сложный учет НДС".
Бухгалтерский учет расчетов с контрагентами ведется с использованием следующих счетов хозрасчетного плана счетов:
"36" - Расчеты с покупателями и заказчиками,
"371" - Расчеты по выданным авансам,
"377" - Расчеты с другими дебиторами,
"63" - Расчеты с поставщиками и подрядчиками,
"681" - Расчеты по авансам полученным,
"685" - Расчеты с другими кредиторами.
Аналитический учет расчетов постоянно ведется в разрезе контрагентов и договоров. Используя "Настройки параметров учета" можно автоматически добавить третью аналитику на эти счета - "Документ расчетов с контрагентами". Но делать это нужно до начала ведения учета. Если же какие-то документы уже были введены в базу, то для правильного учета необходимо выполнить полное перепроведение всех документов.
Налоговый учет расчетов с контрагентами не ведется с использованием специально уготовленных объектов (налоговых счетов и регистров накопления). Расчеты с контрагентами необходимы для целей начисления НДС по хозяйственным операциям с использованием таких регистров накопления:
"Приобретения налоговый учет" и "Продажи налоговый учет",
" Ожидаемый и подтвержденный НДС приобретений" и "Ожидаемый и подтвержденный НДС продаж".
Поэтому любые ручные изменения по счетам расчетов с контрагентами нуждаются в соответствующих измененияхв этих регистрах накопления.
В типовой конфигурации начисление НДС происходит в соответствие со схемой налогообложения, указанной в договоре контрагента .
Курсы бухгалтерские
Курс "Бухгалтерский учет + 1С:Бухгалтерия 8.2 для начинающих"
Курс "Ведение бухгалтерского учета и подготовка налоговой отчетности в программе 1С:Предприятие"
Курсы ВЭД для бухгалтера
Курс «Все об НДС в программе 1С»
Другие материалы по теме:
приобретения налоговый учет, товарный документ, заполнение реквизита, счет расчетов, документ расчетов, по расчетным документам, расчеты с контрагентами, настройка параметров учета, по договору, сальдо, аванс, расчеты, налоговый учет, валюта, субконто, продажи, договор, услуг, документы, контрагент, бухгалтерия, операции, вид, расчет, учет, счет, документ
Материалы из раздела: 1С:Предприятие 8.2 / Бухгалтерия для Украины / Расчеты с контрагентами
Другие материалы по теме:
Источники данных для расчетов бюджетирования
Нормативно-справочная информация: учет взаиморасчетов с контрагентами
Общие механизмы товарных документов
Нас находят: учет взаиморасчетов с контрагентами, корректируем сальдо контрагента проводки, бухгалтерские проводки по взаиморасчетам, взаиморасчеты с контрагентами проводки, расчеты с контрагентами проводки, учет взаиморасчетов, проводки по взаиморасчетам, учет расчетов с контрагентами, расчеты с контрагентами в бухгалтерском учете, взаиморасчеты с контрагентами
Мы на Facebook